Историко-правовые предпосылки образования СНГ
(Рабаданова И. Р.) («История государства и права», 2007, N 14)
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ
И. Р. РАБАДАНОВА
Рабаданова И. Р., соискатель кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета.
Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. На основе исторической общности народов бывшего СССР, сложившихся между ними экономических, государственно-политических и демографических связей в конце 1991 г. образовано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших советских республик — это: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. За пределами стран Содружества Независимых Государств остались прибалтийские республики (Латвия, Литва и Эстония). По способу создания и механизму взаимоотношений субъектов это межгосударственное объединение, основанное на договоре. В основу СНГ легли учредительные документы — Соглашение между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. <1>, что и стало правовой основой прекращения существования СССР; Протокол к Соглашению между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. <2>; Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. <3>; Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. <4>. Эти акты имеют международно-правовой характер и предусматривают обязательную процедуру их ратификации участниками Содружества. ——————————— <1> Российская газета. 1991. 8 декабря. <2> Российская газета. 1991. 24 декабря. <3> Там же. <4> Бюллетень международных договоров. 1994. N 1; Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 1993. N 2.
Спустя год после создания СНГ принят Устав СНГ, подписанный 22 января 1993 г. представителями Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, позднее — Азербайджанской Республики (24.09.1993), Грузии (09.12.1993), Республики Молдова (15.04.1994). Соглашение между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. и Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. составляют комплекс учредительных актов Содружества. Юридическая природа СНГ характеризуется признанием, что СНГ — это международная организация. Так, в Алма-Атинская декларация обозначила, что «Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием» <5>, что находит свое политическое и правовое подтверждение в ст. 1 Устава СНГ. В. А. Ржевский и И. Г. Тимошенко сходны во мнениях, будто подобного рода объединения выражают лишь содержание объединительного процесса и не имеют юридических характеристик как формы государственных объединений <6>. ——————————— <5> Российская газета. 1991. 24 декабря. <6> Бюллетень международных договоров. 1994. N 1; Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1993. N 2.
Целями Содружества являются: развитие сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Среди органов СНГ выделяются созданные на основе Устава и предусмотренные отдельными соглашениями. К первой группе относятся: 1) Совет глав государств; 2) Совет глав правительств; 3) Координационно-консультативный комитет; 4) Совет министров иностранных дел; 5) Совет министров обороны; 6) Совет командующих пограничными войсками; 7) Экономический суд. Ко второй группе органов относятся: 1) Исполнительный секретариат; 2) Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; 3) Межгосударственный совет по антимонопольной политике; 4) Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера; 5) Бюро по координации борьбы с организованной преступностью. Создание СНГ было призвано обеспечить безболезненный переход от единого союзного государства к системе суверенных национальных государств на месте бывшего СССР. В отличие от СССР СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а также не является федерацией и конфедерацией. Федерация — это единое государство, которое характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, а СНГ — это международно-правовое объединение суверенных независимых государств, и каждое государство обладает суверенитетом и самостоятельно распоряжается своей территорией. Правовая характеристика федеративной формы государственного устройства закреплена в конституции федеративного государства, а правовая форма СНГ определена ее уставными документами. Для федерации характерно единое гражданство, а в СНГ отсутствует единое гражданство. В федерации существует единая система высших органов государственной власти: президент, парламент, правительство, федеральные министерства, ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура и др. В СНГ нет единоличного главы, а есть Совет глав государств; нет единого парламента, а есть Межпарламентская Ассамблея государств-участников, которая формируется из национальных парламентских делегаций стран Содружества; нет единого правительства, а есть Совет глав правительств и т. п. СНГ — это региональное сообщество, новая правовая и политическая форма добровольного объединения суверенных государств, межгосударственный союз бывших республик СССР, в рамках которого каждое государство полностью сохраняет свой государственный суверенитет и международную правосубъектность. Правовые формы объединения, основанные на договоре, создают между государствами долгосрочные отношения, которые, как правило, имеют международно-правовой характер. В основе образования СНГ — континентально-географический принцип. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства — участники Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами мирового сообщества. Высшей власти над субъектами СНГ не существует. Отношения в рамках СНГ строятся на основе максимального учета позиций каждого государства. Такое партнерство — это долговременная стратегия, вытекающая из исторических, культурных взаимосвязей, экономической необходимости и национальных интересов. Содружество служит развитию отношений добрососедства, международного согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. В начальный период существования Содружества Независимых Государств оно рассматривалось главным образом как механизм цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества СССР, как способ плавного перехода от советской империи к независимому существованию суверенных национальных государств. Сейчас, когда спадает эйфория национально-государственной обособленности, появляется стремление к развитию экономического и политического взаимодействия. В то же время предложение о трансформации СНГ в более тесное образование — Евразийский союз, с общим парламентом, единым гражданством, современными вооруженными силами, тесной экономической координацией, не находит поддержки в государствах — участниках СНГ. Содружество еще не реализовало свой собственный потенциал. Цель СНГ — сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах. Главный приоритет стран Содружества — взаимовыгодное экономическое сотрудничество, прямые связи предприятий, их непосредственное взаимодействие. В СНГ осуществляются координация экономического сотрудничества, сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция.
Литература
1. Российская газета. 1991. 2. Конституции государств — участников СНГ // Ред. кол. Л. А. Окуньков, В. В. Оксамытный, М. Я. Булошников. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 3. Бюллетень международных договоров. 1994. N 1; Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 1993. N 2. 4. Положение о постоянных комиссиях Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 25 мая 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 18 марта 1994 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 1994. N 4. 5. Завадская Л. Механизм реализации права. М.: Наука, 1992. 6. Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. А. Ф. Наздрева, Ю. А. Тихомирова. М., 1996.
——————————————————————