Хотели как лучше, но получится ли?

(Чершинцева Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 45)

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, НО ПОЛУЧИТСЯ ЛИ?..

Е. ЧЕРШИНЦЕВА

Елена Чершинцева, юрист, г. Москва.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и вынужденные продолжать трудовую деятельность, — одна из наиболее уязвимых категорий работников. Государство, провозглашая своей целью социальную защищенность граждан, устанавливает дополнительные гарантии для реализации их трудовых прав. Но всегда ли это необходимо? Законопроект N 556708-5 «О внесении изменений в статьи 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации» — яркий пример того, насколько неоднозначными могут быть последствия излишней государственной поддержки отдельных категорий работников.

Перспективы принятия законопроекта

После внесения законопроекта в Государственную Думу он был представлен в профильный комитет — Комитет по труду и социальной политике, который, в свою очередь, направил проект федерального закона в комитеты и комиссии Госдумы, Правительство РФ, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Комитетом-соисполнителем назначен Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, который в своем заключении рекомендует отклонить законопроект.

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшемся 27 сентября 2001 года, сторона, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддержала проект закона, а стороны Комиссии, представляющие Правительство и общероссийские объединения работодателей, не поддержали проект федерального закона.

Законопроект внесен в примерную программу законопроектной работы на ноябрь 2001 года.

Работать меньше за те же деньги

Рассматриваемый законопроект предлагает внести изменения в статьи ТК РФ, регулирующие сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92) и продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94). Суть нововведений — распространить действие данных норм на труд матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет. Согласно действующему законодательству, указанная группа работников имеет право на неоплачиваемый трехлетний отпуск (ст. 256 ТК РФ). В период этого срока выплачивается пособие по государственному социальному страхованию. По заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

В случае если женщина решила продолжить работу на условиях неполного рабочего времени, работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, которые будут оплачиваться пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Таким образом, женщина может работать меньше, но и оплата ее труда будет пропорционально снижена.

По мнению инициаторов законопроекта, ТК РФ не обеспечивает должной поддержки матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет. Законопроектом же предусматривается установление для работающих матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, сокращенного рабочего дня (смены) или сокращенной рабочей недели с оплатой как за полный рабочий день (смену) или полную рабочую неделю.

Не вызывает сомнения, что для женщины возможность трудиться не 40, а 25 часов в неделю (именно такая продолжительность работы матерей предлагается законопроектом) за те же деньги — неоспоримый плюс, но попробуем представить последствия, к которым может привести подобная мера.

Неполный или сокращенный?

Законопроект в том виде, в котором он был представлен в Государственную Думу, не устанавливает процедур, регулирующих порядок выбора женщинами между двумя видами рабочего времени: неполного и сокращенного. При этом женщина знает, что оплата неполного рабочего времени будет существенно ниже, чем оплата сокращенного.

Выбор женщины очевиден. В то же время нежелание работодателя платить те же деньги за меньший объем выполненной работы вполне естественно. Таким образом, подобная конкуренция норм может вовсе лишить женщину права выбора и создать удобные условия для злоупотреблений руководителями своей властью: в арсенале работодателей как минимум самая распространенная угроза — увольнение в случае выражения женщиной желания работать на условиях сокращенного рабочего дня.

В заключении, подготовленном Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, этот довод послужил одним из оснований для принятия решения об отклонении законопроекта.

Неравенство прав

Трудовой кодекс, защищая родителей от дискриминации по признаку пола, в ст. 256 предусматривает возможность использования отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют как матери, так и отцы. Рассматриваемый законопроект, напротив, предполагает введение сокращенного рабочего дня только для матерей.

Таким образом, могут создаться условия для неравенства трудовых прав матерей и отцов, и эта проблема не является сугубо умозрительной. Нововведение может повлиять не только на матерей, но и на всех работающих женщин. Работодатель, выбирая между соискателем-мужчиной и соискательницей-женщиной, взвешивая все за и против (оплата отпусков, пособий, предоставление других дополнительных гарантий), с большей вероятностью выберет мужчину.

Менее защищенная категория?

Обоснованный довод в пользу того, что законопроект нуждается как минимум в доработке, привело Правовое управление Государственной Думы, куда он был направлен для получения заключения.

Можно ли признавать женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, менее защищенной категорией работников, которая, следовательно, нуждается в сокращенном рабочем дне (смене) или сокращенной рабочей неделе?

Для ответа на этот вопрос обратимся к законодательству. Статья 92 ТК РФ закрепляет открытый список категорий работников, для которых необходимо установление сокращенной продолжительности рабочего времени:

— работники в возрасте до 16 лет;

— работники в возрасте от 16 до 18 лет;

— работники — инвалиды I и II групп;

— работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Эти группы работников объединяет одно — они являются менее защищенными в силу возраста, состояния здоровья или условий работы. Но в чем конкретно матери с детьми до трех лет, их здоровье и условия труда отличаются от нормальных? И отличаются ли вообще? Вполне вероятно, что правовые последствия принятия законопроекта могут оказаться спорными и даже противоположными замыслу его создателей. Ни для кого не секрет, что сегодня нередки ситуации, когда при приеме на работу работодатель прямо спрашивает женщин об их желании или нежелании заводить детей в будущем. Это, конечно, является вопиющим примером дискриминации и не входит в предмет рассмотрения данной статьи. Тем не менее желание законодателя еще больше улучшить положение женщин, установив сокращенный рабочий день, грозит обернуться медвежьей услугой, в результате которой все женщины — молодые, беременные, с детьми или без — могут оказаться за бортом трудовых отношений.

——————————————————————