Работодатели, объединяйтесь!

(Макарова Л.)

(«Бизнес-адвокат», N 6, 2003)

РАБОТОДАТЕЛИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Л. МАКАРОВА

Лариса Макарова, юрист.

С момента вступления в силу Федерального закона «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ деятельность объединений работодателей как стороны социального партнерства наряду с профессиональными союзами регулируется федеральным законом. О необходимости такого закона говорилось еще с середины 90-х годов. Его принятие прямо предусмотрено ст. 33 нового Трудового кодекса РФ, устанавливающей, что особенности правового положения объединений работодателей, являющихся некоммерческими организациями, регулируются федеральным законом.

Закон устанавливает правовые основы создания объединений работодателей и их деятельности в процессе регулирования социально — трудовых отношений в рамках института социального партнерства, их реорганизации и ликвидации.

Социальное партнерство — система взаимоотношений между сторонами социального партнерства (работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления), направленная на согласование интересов сторон социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

В Трудовом кодексе РФ социальному партнерству в сфере труда посвящен специальный раздел II.

Объединение работодателей призвано формировать согласованную позицию своих членов по вопросам регулирования трудовых, связанных с ними экономических и иных отношений и отстаивать ее перед социальными партнерами, согласовывать свою позицию с другими объединениями работодателей, участвовать в коллективных переговорах по подготовке, заключению, изменению соглашений, а также выполнять заключенные соглашения и контролировать их выполнение своими членами, информировать членов объединения работодателей по всем перечисленным выше вопросам и оказывать им необходимую помощь. В обязанности объединения работодателей входит оказание помощи своим членам в вопросах применения трудового и смежного с ним законодательства и разрешения трудовых споров.

В соответствии с Законом объединение работодателей представляет собой форму некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве работодателей, которыми могут быть как юридические, так и физические лица.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально — отраслевому признакам. При этом для общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей устанавливаются требования по представительству. Так, для общероссийского объединения работодателей его члены — отраслевые (межотраслевые), региональные (межрегиональные) объединения работодателей должны осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ. Уставом общероссийского объединения работодателей может предусматриваться членство в нем работодателей.

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей должно осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ либо объединять не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

С момента вступления в силу Закона система объединений работодателей не успела претерпеть существенных изменений. Сегодня приведенным выше требованиям к общероссийскому объединению работодателей вне сомнений удовлетворяет крупнейшее из них — Координационный совет объединений работодателей России (далее — КСОРР). Большинство общероссийских объединений работодателей, общероссийских отраслевых объединений работодателей входят в КСОРР. Генеральный директор КСОРР О. В. Еремеев является координатором стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений (далее — РТК), а также членом Административного Совета Международной организации труда.

Помимо КСОРР в РТК представлены еще несколько общероссийских объединений работодателей. В отношении некоторых из них можно с уверенностью сказать, что они не вполне соответствуют требованиям Закона к такому объединению. Вместе с тем на сегодняшний момент отсутствуют методики и порядок проведения оценки соответствия объединений работодателей требованиям Закона, в т. ч. требованиям по представительству. Какие общероссийские объединения работодателей останутся в органах социального партнерства на федеральном уровне, выяснится по окончании трехлетнего переходного периода.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ общероссийские объединения работодателей, зарегистрированные в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав РТК в пределах установленной численности стороны (не более 30 человек). Важность представительства в РТК заключается в том, что помимо участия в подготовке генерального соглашения позволяет участвовать в консультациях по разрабатываемым проектам федеральных законов, других нормативно — правовых актов Российской Федерации в области социальной политики, входить в состав рабочих групп по их подготовке и соответственно проводить и отстаивать свою позицию по данным вопросам.

По сложившейся практике в составе РТК в большинстве своем представлены объединения работодателей (предпринимателей), в т. ч. отраслевые (межотраслевые), одновременно являющиеся членами КСОРР.

Закон предусматривает возможность существования ряда общероссийских объединений работодателей. Если через некоторое время образуется достаточное количество общероссийских объединений работодателей, квота стороны работодателей в РТК будет выбрана их представителями и у общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений, являющихся членами РТК сегодня, может возникнуть проблема с представительством в РТК. Тем более что в соответствии с Законом, регулирующим деятельность РТК, в ней могут быть представлены общероссийские объединения работодателей. Об общероссийских отраслевых объединениях работодателей ничего не говорится. Однако это пока теоретические предположения. Действительные изменения в системе объединений работодателей будут ясны года через 3 по окончании переходного периода, предоставленного уже созданным объединениям работодателей для приведения своих учредительных документов в соответствие с Законом.

Закон не предусматривает жесткой иерархической структуры объединений. Порядок взаимодействия с другими объединениями работодателей определяется самим объединением в соответствии с его уставом, решениями органов управления.

Объединение работодателей создается по решению его учредителей, для чего достаточно двух работодателей либо объединений работодателей.

Учредительным документом объединений работодателей является Устав, которым определяются структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений. Помимо деятельности, вытекающей из отношений социального партнерства, уставом объединения работодателей могут быть предусмотрены и другие виды деятельности, не противоречащие Федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, российскому законодательству и Конституции РФ.

Имущество объединения работодателей может формироваться из тех же источников, что и имущество некоммерческой организации, которые должны быть определены в уставе. Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Выход из членов объединения работодателей свободный. При этом его члены не сохраняют право на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, включая членские взносы, и объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам своих членов.

Особо следует отметить, что Закон предусматривает ответственность объединения работодателей, его членов за нарушение, невыполнение обязательств, предусмотренных заключенными объединениями соглашениями, в порядке, установленном законодательством РФ и самими соглашениями. Однако законодательством РФ не предусмотрена такая ответственность для объединений работодателей. Ответственность работодателей установлена ст. ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ.

Практика введения ответственности соглашениями еще не сформировалась, и что-либо говорить по этому вопросу пока преждевременно.

Проектом примерного устава общероссийского объединения работодателей, который довелось видеть, в качестве единственной меры воздействия на члена объединения, не выполняющего условия соглашения, предлагалось его исключение из объединения работодателей. Подобное предложение представляется декларативным, во всяком случае, на первоначальном этапе формирования объединений работодателей, заинтересованных в расширении своей членской базы.

Закон повторяет положения ст. 48 Трудового кодекса РФ, предусматривающие, что работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, обязан выполнять их условия. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от обязанности выполнения соглашений, заключенных в период его членства. Поэтому до принятия решения о вступлении в объединение работодателей следует самым тщательным образом ознакомиться с условиями соглашений, заключенных этим объединением. В период членства в объединении необходимо участвовать в подготовке соглашений, своевременно знакомиться с их проектами и направлять свои предложения, стараться, чтобы позиция работодателя была учтена. В противном случае придется выполнять «тяжелые» для работодателя условия соглашений либо нести ответственность, о которой говорилось выше.

Следует отметить, что объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в т. ч. предусмотренным заключенными этим объединением соглашениями.

До вступления в силу Закона четких требований к объединению предпринимателей не существовало. В качестве объединений работодателей могли выступать объединения предпринимателей (работодателей), созданные преимущественно для содействия предпринимательской деятельности своих членов, для которых участие в отношениях социального партнерства не было основной задачей. Одним из возражений депутатов Госдумы, выступавших против принятия Закона в настоящем виде, было требование дать возможность сохранить статус объединений работодателей и соответственно быть представленными в органах социального партнерства тем объединениям, которые фактически делали это прежде. Эти предложения не были приняты.

Процесс создания объединений работодателей, отвечающих требованиям Закона, только начинается, однако уже сейчас можно сказать о некоторых предстоящих изменениях в существующей системе объединений работодателей. Будет формироваться и развиваться система объединений работодателей, отчасти параллельная, сложившаяся за предыдущие годы. В настоящее время существуют объединения работодателей (предпринимателей) в форме некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов и др., созданные в целях содействия предпринимательской деятельности своих членов, а также участия в социально — партнерских отношениях. Для них возможны два варианта: остаться объединениями работодателей после приведения в соответствие с Законом своих уставов либо создать «параллельную» организацию — объединение работодателей.

Вместе с тем нельзя исключить возникновение ситуаций, связанных с «конфликтом интересов». Созданное в соответствии со вторым вариантом объединение работодателей, являясь самостоятельным юридическим лицом и основываясь на членской базе объединения предпринимателей, сможет занимать отличную от него позицию и проводить самостоятельную политику в сфере социально — трудовых отношений. Кроме того, вновь созданное объединение работодателей, будучи некоммерческой организацией, вправе заниматься и иными видами деятельности, пересекающимися со сферой деятельности объединения предпринимателей.

Для объединений предпринимателей, работодателей, занимающихся различными отраслями деятельности, может возникнуть необходимость членства одновременно в нескольких отраслевых объединениях работодателей, что соответственно повлечет увеличение финансовой нагрузки в виде уплаты членских взносов и, возможно, персонала, отслеживающего текущие вопросы участия в отношениях социального партнерства, либо нагрузки на него.

Закон предусмотрел достаточно большой переходный период. Созданным ранее объединениям работодателей предоставляется 3 года на приведение своих учредительных документов в соответствие с Законом. По истечении этого срока они подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществившего их государственную регистрацию.

Есть время, чтобы определиться с формами, в которых предполагается реализовывать после вступления в силу Закона цели и задачи созданных ранее объединений работодателей (предпринимателей) по содействию урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, и органами, посредством которых эти цели и задачи будут осуществляться.

——————————————————————