Развитие социального партнерства в Республике Казахстан
(Сайдахмедов А. И.)
(«Трудовое право», 2010, N 4)
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
А. И. САЙДАХМЕДОВ
Преобладание договорного регулирования над централизованные государственным вызвало необходимость конструктивного диалога между государством, работниками и работодателями в рамках социального партнерства.
Диалог социальных партнеров и развитие
социально-трудовых отношений
Несмотря на то что сделаны важные шаги на пути выстраивания этого диалога, пока остается открытым ряд вопросов, не способствующий эффективному внедрению многоуровневой системы договорного регулирования в сфере труда.
— Отсутствие механизмов привлечения к ответственности за невыполнение сторонами принятых обязательств.
— Незаключение коллективных договоров значительным количеством предприятий и организаций.
— Практическое отсутствие переговорного процесса по вопросам трудовых отношений в таких отраслях, как сельское хозяйство, сфера услуг и торговли, финансовый сектор, сфера малого бизнеса.
Примечание. Проблемы социального партнерства в Республике Казахстан до 1992 г. решались в основном на уровне предприятий путем заключения коллективных договоров между администрацией и профсоюзным комитетом на основе положений Кодекса законов о труде Казахской ССР, утвержденного Законом Казахской ССР от 21 июля 1972 г.
В Законе Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О коллективных договорах» были сформулированы основные принципы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров, в частности:
— о взаимном доверии, уважении, разграничении прав и обязанностей сторон;
— о широком участии членов трудового коллектива в разработке условий договора и равноправии сторон в разработке условий договора;
— об учете реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения возлагаемых на стороны обязательств, соблюдении их законных интересов и прав;
— о контроле и ответственности сторон за выполнение обязательств, включенных в договор.
С целью реализации положений Закона было принято Постановление Правительства РК от 3 августа 1992 г. «О социальном партнерстве в области социально-трудовых отношений», которым утверждено Положение о порядке заключения отраслевых тарифных соглашений. Для рассмотрения и согласования проектов генеральных и отраслевых тарифных соглашений между Правительством РК, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей Распоряжением правительства от 24 августа 1992 г. была создана специальная рабочая комиссия, а затем и Республиканская примирительная комиссия по урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Эти документы стали исходной базой для создания и расширения правовой основы социального партнерства (трипартизма) в республике.
По рекомендации президента республики в 1992 г. было подписано первое в истории Казахстана Генеральное соглашение в форме декларации между Кабинетом министров РК и Федерацией профсоюзов страны. Для представления интересов работодателей в 1992 г. были созданы Союз промышленников и предпринимателей Казахстана и Конгресс предпринимателей Казахстана. Позднее, 22 декабря 1999 г., была также создана Конфедерация работодателей Республики Казахстан.
Ускорению процесса становления социального партнерства способствовало также вступление Казахстана в Международную организацию труда в 1993 г. Следует отметить, что Казахстаном в области социального партнерства ратифицировано 7 основополагающих конвенций МОТ.
Учитывая важность социального диалога и необходимость его дальнейшего развития, президент Республики Казахстан подписал Указ от 14 декабря 1994 г. «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений». В условиях перехода к рыночным отношениям Постановлением были определены приоритетные направления переговоров: вопросы занятости населения, оплаты труда, социальных гарантий гражданам и социальной защиты наиболее уязвимых групп населения. Была констатирована необходимость ежегодного заключения Генерального соглашения, отраслевых и областных соглашений. Благодаря Постановлению в Республике было положено начало многоуровневой системе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: государство — отрасль — регионы — предприятия.
Конституция, принятая 30 августа 1995 г., одним из основополагающих начал деятельности в республике провозгласила принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, что в том числе может быть отнесено и к трудовым отношениям, в частности к отношениям по вопросам социального партнерства.
Вопросу регулирования отношений социального партнерства на уровне отдельного предприятия посвящена гл. 3 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в Республике Казахстан», которая направлена на регулирование отношений, возникающих в ходе коллективных переговоров и в процессе заключения коллективного договора. При этом иные уровни социального партнерства в данном нормативном акте не были указаны.
Новый этап развития многоуровневой системы
договорного регулирования социально-трудовых отношений
Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» ввел в действие механизмы, обеспечивающие возможность равного диалога сторон, а также порядок формирования трехсторонних органов на республиканском, отраслевом и региональном уровнях и их основные функции. Соглашениям придан статус правовых актов, установлена их иерархическая соподчиненность: генеральные — отраслевые — региональные (областные, городские и районные).
В их содержание рекомендовано включать вопросы, связанные с оплатой, условиями и охраной труда, режимом труда и отдыха, механизмом регулирования оплаты труда исходя из уровня цен, инфляции и прожиточного минимума; доплатами компенсационного характера; содействием занятости, профессиональной подготовке и переподготовке работников; организацией охраны здоровья работников на производстве путем создания благоприятных условий для работы и отдыха и обеспечения соответствующей окружающей среды; мерами защиты работников на случай временной приостановки производства.
Сегодня Трудовой кодекс РК, принятый 15 мая 2007 г., является одним из основополагающих нормативных актов по вопросам социального партнерства. В качестве приоритетной задачи трудового законодательства Кодекс определил создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, а одним из принципов — социальное партнерство (разд. 4 Кодекса полностью посвящен вопросам социального партнерства в сфере труда).
Формами социального партнерства определены коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий прав работников в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Основными сторонами социального партнерства являются государственные органы, профсоюзы, объединения работодателей. Законодательно за ними закреплены равные возможности и права по налаживанию социально-трудовых контактов и конструктивного диалога.
На республиканском (национальном) уровне стороной социального партнерства от государственных органов является Правительство РК, а его рабочим органом — Министерство труда и социальной защиты населения РК. Министерство занимается разработкой и совершенствованием нормативной и законодательной базы по социальному партнерству, проводит организационно-техническую работу по этому вопросу и осуществляет мониторинг социального партнерства в республике.
Интересы работодателей на национальном уровне представляют республиканские объединения работодателей (Союз промышленников и предпринимателей Казахстана, Конгресс предпринимателей Казахстана, Конфедерация работодателей Республики Казахстан и др.). В 2001 г. создана Европейская промышленная ассоциация. Стоит также отметить Лигу предпринимателей Казахстана, в которую входят представители малого и среднего бизнеса. Однако ее деятельность в области социального партнерства обычно происходит в союзе с другими объединениями работодателей. В начале 2005 г. была создана Ассоциация работодателей и предпринимателей, в которую вошли около 20 отраслевых объединений работодателей.
От имени работников стороной социального партнерства выступают профсоюзы. Федерация профсоюзов Республики Казахстан и Конфедерация труда имеют 30 отраслевых и 14 региональных объединений. Необходимо отметить, что профсоюзы принимают активное участие в нормотворческой деятельности в сфере труда. Так, при их непосредственном участии были приняты такие Законы: от 4 июля 1992 г. «О коллективных договорах», от 22 января 1993 г. «Об охране труда», от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах», от 12 июня 1996 г. «О пенсионном обеспечении граждан», от 8 июля 1996 г. «О коллективных трудовых спорах и забастовках» и другие.
На секторальном уровне в социальное партнерство включены отраслевые министерства, отраслевые профсоюзы и отраслевые объединения работодателей.
На региональном уровне — местные профсоюзы и региональные объединения работодателей при активном участии местных органов исполнительной власти. Мониторингом деятельности по социальному партнерству и содействием развитию конструктивного диалога в областях занимаются службы, включающие представителей органов по труду, занятости и социальной защиты населения.
На уровне предприятий социальный диалог строится на основе переговоров по вопросам заключения коллективных договоров между работодателем и объединением работников. Заключенные коллективные договоры подлежат учетной регистрации в Департаменте труда, занятости и социальной защите населения.
Сегодня институт социального партнерства в Казахстане является одним из влиятельных институтов гражданского общества. С момента начала своего становления с его помощью были найдены социально сбалансированные решения, благодаря которым удалось достичь снижения социальной напряженности в регионах. Благодаря совместным усилиям Правительства РК, профсоюзов и работодателей, в республике сложился плодотворный опыт ведения социального диалога.
Вместе с тем в области рассматриваемого института еще существует ряд проблем, требующих дальнейшего, в первую очередь законодательного, разрешения, что будет способствовать последующему диалогу социальных партнеров и развитию социально-трудовых отношений в государстве.
——————————————————————