Защита работодателей — дело рук самих работодателей
(Зайцева Г.)
(«Бизнес-адвокат», 2005, N 20)
ЗАЩИТА РАБОТОДАТЕЛЕЙ — ДЕЛО РУК САМИХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Г. ЗАЙЦЕВА
Галина Зайцева, юрист.
Гарантированные ст. 30 Конституции РФ право на объединение и свобода деятельности общественных объединений являются правовым «фундаментом», на котором основывается, в частности, политика в сфере социального партнерства.
Ключевой фигурой в использовании и организации труда является работодатель, которому и принадлежит право на участие в системе социального партнерства, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Работодатель в лице уполномоченных представителей в соответствии со ст. 25 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) признается стороной социального партнерства.
Как следует из ст. 33 ТК РФ, представителями групповых интересов работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений признаются созданные ими организации, то есть объединения работодателей.
Объединения работодателей являются весьма важным субъектом социального партнерства. Объединяя производителей, подобные организации помогают представителям финансово-промышленных групп, имеющих свои вполне определенные интересы в социально-трудовой сфере, более четко формулировать те задачи, которые могут быть решены путем коллективно-договорного регулирования.
Правовой статус объединений работодателей в настоящее время определяется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Однако современное отечественное законодательство об объединениях работодателей еще очень молодо и недостаточно развито.
Рассматривая понятие объединений работодателей в российском законодательстве, нельзя не затронуть вопрос о международно-правовом регулировании деятельности подобных объединений, поскольку в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится о приоритетном положении международного права по отношению к российскому.
На международном уровне принят целый ряд актов, содержащих нормы о праве работодателей на объединение и правовом статусе этих объединений. В частности, принципы свободы создания объединений работодателей, независимости их от государства и от организаций трудящихся, право на самоуправление, возможность объединения в федерации и конфедерации и приобретения статуса юридического лица закреплены в Конвенции Международной организации труда (далее — МОТ) N 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (далее — Конвенция N 87) 1948 г. и Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных переговоров» (далее — Конвенция N 98) 1949 г. Право на объединение работодателей при соблюдении принципа свободы объединений гарантируется также и Уставом МОТ (принят в 1919 г.), Европейской социальной хартией (принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.), Уставом Организации американских государств (принят в г. Боготе 30 апреля 1948 г.), Рекомендацией МОТ N 189 «Об общих условиях для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних предприятиях» (принята в г. Женеве 17 июня 1998 г. на 86 сессии Генеральной конференции МОТ).
В п. 16 раздела III Рекомендации МОТ N 188 «О частных агентствах занятости», принятой в г. Женеве 19 июня 1997 г. на 85 сессии Генеральной конференции МОТ, указывается также на возможность создания объединений работодателей в целях осуществления сотрудничества между государственной службой занятости и частными агентствами занятости в связи с осуществлением национальной политики по организации рынка труда.
Обобщая те элементы правового статуса, которые отражены в документах МОТ, можно сделать вывод о том, что организации работодателей создаются с целью представительства и защиты интересов работодателей, а также для участия в коллективно-договорном регулировании.
Следует отметить, что российское законодательство соответствует международно-правовым нормам в части признания объединения работодателей самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности.
Хотя довольно продолжительное время оно лишь упоминало об объединениях работодателей, не определяя их понятия и не закрепляя правового статуса. В частности, согласно ст. ст. 2 и 19 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 29 июня 2004 г.) объединения работодателей являются представителями работодателей и участниками различных видов соглашений. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» представители общероссийских объединений работодателей входят в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК).
Многие авторы в трудах, посвященных анализу деятельности объединений работодателей, отмечали, что в 90-х годах XX столетия становление объединений работодателей протекало по двум основным направлениям: 1) объединения директоров или предпринимателей, созданные для осуществления преимущественно лоббистских функций; 2) организации, возникающие в производственных комплексах или отраслях как объединения работодателей.
Существует мнение, что в качестве своеобразного вида объединения работодателей можно рассматривать торгово-промышленные палаты, которые являются негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей. Они создаются и осуществляют свою деятельность на основе Закона от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В числе задач торгово-промышленных палат названный Закон в ст. 3 предусматривает создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирование отношений предприятий с их социальными партнерами; организацию взаимодействия предприятий и представителей работников. Тем не менее необходимость усовершенствования на законодательной основе всей системы взаимоотношений органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов с объединениями работодателей не вызывала сомнений в обществе, на что и указывалось неоднократно различными исследователями.
Осуществляя реформу трудового законодательства, законодатель ставил задачу преобразовать эту систему, стимулировать реорганизацию всех существующих организаций на иных принципах, ввести четкие критерии создания объединений работодателей.
Следует отметить, что попытки принятия федерального закона, определяющего правовой статус объединений работодателей, предпринимались и раньше, но прошло немало времени, прежде чем такой акт был принят.
В 1998 г. группой депутатов в Государственную Думу РФ был внесен на рассмотрение проект федерального закона «О работодателях и их объединениях», который в 1999 г. был отклонен в первом чтении.
В Пояснительной записке к проекту данного федерального закона указывалось, что в условиях различных форм собственности статус работодателя, его отношения с работниками приобрели новые качества, которые не урегулированы в полной мере действующим трудовым законодательством. Здесь же отмечалось, что проект федерального закона «О работодателях и их объединениях» разработан с целью восполнения существующих в действующем законодательстве о труде пробелов в области правового регулирования отношений работодателей и их объединений.
Необходимость принятия указанного законопроекта обусловливалась тем, что реализация закона на практике будет способствовать развитию социального партнерства в области регулирования социально-трудовых отношений.
Интересно отметить, что в первоначальном варианте проекта федерального закона «О работодателях и их объединениях» различались понятия «объединение работодателей — юридических лиц» и «объединение работодателей — физических лиц». Так, в ст. 2 законопроекта под объединением работодателей — юридических лиц понималась некоммерческая организация (союз, ассоциация и т. д.), объединяющая на добровольных началах организации (юридические лица), в уставе которой записано, что соглашение, заключенное этим объединением с профсоюзом, объединением профсоюзов, обязательно для всех организаций, входящих в объединение, а под объединением работодателей — физических лиц — общественная организация, объединяющая на добровольных началах физических лиц — работодателей, в уставе которой записано, что соглашение, заключенное этим объединением с профсоюзом, объединением профсоюзов, обязательно для всех членов организации.
В последующем варианте законопроекта в ст. 2 объединение работодателей определялось как некоммерческая организация, состоящая из добровольно вступивших в нее работодателей и имеющая целью представительство и защиту интересов работодателей при взаимодействии с профсоюзом, объединением профсоюзов, государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, в уставе которой указано, что соглашение, заключенное этим объединением с профсоюзом, объединением профсоюзов, органами государственной власти или органами местного самоуправления, обязательно для всех организаций, входящих в объединение работодателей.
Следующая попытка принятия отдельного федерального закона об объединениях работодателей была предпринята группой депутатов уже следующего созыва Государственной Думы РФ в 2000 г. Процесс рассмотрения представленного ими проекта федерального закона «Об объединениях работодателей», растянувшийся на 2 года, закончился успешно. 27 ноября 2002 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее — Федеральный закон).
В Пояснительной записке к проекту федерального закона указывалось, что целый ряд действующих на тот момент законодательных норм, в том числе КЗоТ РФ, Закон «О коллективных договорах и соглашениях» и Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», устанавливают, что социальным партнером для профсоюзов, являющихся объединениями работников, должны выступать объединения работодателей. Однако отсутствие правового регулирования создания и деятельности таких объединений затрудняло выполнение процедур социального партнерства и приводило к снижению роли коллективных договоров и соглашений и, как следствие, уменьшению социальной защищенности работников.
Легальное определение «объединение работодателей» дано в ТК РФ, а также в Федеральном законе.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ТК РФ объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В п. 1 ст. 3 Федерального закона под объединением работодателей понимается форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
Некоммерческой является организация, не ставящая извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, что следует из ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение объединению работодателей. Объединение работодателей — это форма организации, не ставящая извлечение прибыли основной целью своей деятельности, не распределяющая полученную прибыль между участниками, основанная на членстве организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающих по своим обязательствам этим имуществом, а также имеющих право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые состоят с работниками в трудовых отношениях.
По смыслу ст. 18 Федерального закона («Переходные положения») объединения работодателей, созданные до вступления в силу Федерального закона (30 ноября 2002 г.), в течение 3 лет обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с указанным Федеральным законом. При этом игнорируется тот факт, что в России практически не существует объединений, которые создавались бы лишь для участия в системе социального партнерства и которые в полной мере отвечают признакам объединения работодателей, нашедшим отражение в Федеральном законе. Таким образом, речь должна идти не об изменении учредительных документов, а о преобразовании действующих организаций или создании новых. Хотя некоторые исследователи считают, что единственно возможным выходом является создание новой организации, поскольку Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не предусмотрено преобразование в такую организационно-правовую форму, как объединение работодателей.
Здесь уместно заметить, что 22 апреля 2005 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о продлении до 1 января 2008 г. срока установленного для приведения ранее созданными организациями, осуществляющими функции объединения работодателей, своих учредительных документов в соответствие с Федеральным законом.
Принятие Федерального закона означает, что с момента введения его в действие объединениями работодателей могут считаться лишь организации, в наименовании и учредительных документах которых прямо указано, что они являются объединениями работодателей. Соответственно, их единственной целью является представительство и защита интересов работодателей в системе социального партнерства (ст. 2 Федерального закона).
Следует также отметить, что, помимо представительства в системе социального партнерства, объединения работодателей наряду с другими органами и организациями участвуют в разработке Государственных образовательных стандартов профессионального образования (далее — ГОСТ). Это следует из п. 3 Постановления Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие Государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования», а согласно ст. 1 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» общероссийские объединения работодателей принимают участие также в деятельности РТК.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р «О Концепции действий на рынке труда на 2003 — 2005 годы» в качестве одного из приоритетных направлений действий на рынке труда в 2003 — 2005 гг. в области финансирования мероприятий по содействию занятости населения является координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости.
Как уже не раз отмечалось исследователями, как работники, так и работодатели в большинстве своем осознали (или начинают осознавать), что их сила в массовости. Если организации смогут представлять большее число людей, они будут иметь гораздо большее влияние как в политической, так и в экономической жизни. Именно поэтому МОТ придает большое значение законодательному закреплению принципа свободы объединения на отраслевом, региональном, общенациональном и международном уровне.
Важность существования института объединения работодателей трудно переоценить. При помощи таких объединений не только реализуются конституционные права граждан. Их деятельность широко распространена за рамками чисто социально-партнерских отношений. Например, в ряде стран объединения работодателей активно участвуют в деятельности специализированных трудовых судов в части предложений и рекомендаций на назначение соответствующих судей. В частности, такие суды существуют в Германии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Люксембурге, Израиле и других странах. В Соединенных Штатах Америки, Японии, Канаде (на федеральном уровне и в англоязычных провинциях) действуют специализированные административные органы, выполняющие судебные функции.
В Российской Федерации, как уже указывалось выше, федеральное законодательство предусматривает участие общероссийских объединений работодателей в деятельности РТК и при разработке ГОСТов.
Некоторые же исследователи предлагают перенять опыт зарубежных стран в части роли объединений работодателей при создании системы специализированных судов и принятии Трудового процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако имеются основания полагать, что на данном этапе развития российского законодательства в сфере объединений работодателей и практики их деятельности говорить о таких существенных переменах можно лишь после прочно сложившейся деятельности различных видов таких объединений. Кроме того, не следует забывать, что с момента принятия Федерального закона прошло немногим больше 2 лет, и еще не прошел трехгодичный срок, установленный для тех объединений работодателей, которые были созданы до его вступления в силу с целью приведения их учредительных документов в соответствие с Федеральным законом.
——————————————————————