Процессуальные новации при разрешении заявлений в сфере труда и социального обеспечения
(Миронов В. И.)
(«Трудовое право», 2006, N 3)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ
В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В. И. МИРОНОВ
В. И. Миронов, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, доктор юридических наук, профессор, член НЭПС и Московской хельсинской группы.
Изменение существующего порядка разрешения споров в сфере труда и социального обеспечения может быть связано с созданием специализированных судов, а также — разработкой специального нормативного правового акта, регулирующего их деятельность.
Таким актом, на наш взгляд, должен стать ТПК РФ. Концепция ТПК РФ неоднократно обсуждалась, но его принятие связано с изменением деятельности существующей судебной системы, которая благополучна для лиц, находящихся в данной системе, и без ТПК РФ. Поэтому введение новых процедур урегулирования споров в сфере труда и социального обеспечения едва ли возможно в обозримом будущем. С сожалением приходится констатировать, что существующая система их разрешения не обеспечивает правосудием права и свободы человека и гражданина в данной сфере. Полагаю, что только неисправимые оптимисты способны усмотреть в существующей действительности тенденции, направленные на изменение ситуации с правами и свободами человека и гражданина в сфере труда и социального обеспечения, в том числе и при обеспечении их защиты. В связи с этим у граждан, их представителей и общественных организаций возникает потребность искать иные пути защиты и восстановления нарушенных прав в сфере труда и социального обеспечения. В предлагаемой работе будут рассмотрены возможные варианты организации системной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда и социального обеспечения без изменения существующей судебной системы и создания ТПК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» на рассмотрение третейского суда может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских отношений. В статье 135 ГПК РФ предусмотрена возможность возвращения заявления, поданного с нарушением договорного порядка урегулирования конфликта или находящегося на разрешении третейского суда. Как известно, ГПК РФ применяется при рассмотрении и разрешении заявлений в сфере труда и социальных отношений. В связи с этим указанные заявления отнесены судебной практикой к числу гражданских дел. Следовательно, установленные названным Федеральным законом процедуры третейского разбирательства применимы для разрешения заявлений в сфере труда и социального обеспечения. Существующая система договорного регулирования отношений в сфере труда и социального обеспечения позволяет предусмотреть в соглашениях и коллективных договорах создание третейских судов по разрешению заявлений в сфере труда и социального обеспечения. Наличие подобного условия в соглашениях различного уровня позволяет участникам договорного процесса создать за счет собственных средств Федеральный третейский суд по разрешению заявлений в сфере труда и социального обеспечения при Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Система таких же судов аналогичным образом может быть создана на региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне органов местного самоуправления. Соответственно, в коллективном договоре может быть предусмотрена возможность создания третейского суда в конкретной организации. Такой суд будет отличаться от КТС в первую очередь компетенцией, поскольку он может разрешать любые споры, переданные ему в договорном порядке, а также по порядку формирования и вынесения решений. Деятельность таких судов на основании статьи 2 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» должна регламентироваться не только федеральным законодательством, но и уставами, положениями или регламентом, принятыми на соответствующем уровне. Может быть, на федеральном уровне будет разработан Типовой регламент суда по рассмотрению и разрешению заявлений в сфере труда и социального обеспечения. В нем могут быть отражены следующие вопросы.
1. Формирование состава суда по рассмотрению и разрешению
заявлений в сфере труда и социального обеспечения
Состав данного суда должен быть определен с соблюдением требований статей 8 — 14 названного Федерального закона. Общим требованием является его формирование по соглашению лиц, участвующих в процессе в третейском суде, а также он должен состоять из нечетного числа судей. Видимо, список судей должен состоять из двух частей: 1) председательствующие судьи; 2) судьи составов. Председательствующие судьи должны иметь высшее юридическое образование. Судьи составов могут не иметь высшего юридического образования, но и они должны отвечать требованиям, предъявляемым к третейским судьям. В частности, третейским судьей не может быть лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности, а также полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя или прокурора были прекращены за совершение проступков, не совместимых с профессиональной деятельностью.
Варианты формирования состава суда по конкретному делу могут быть самыми различными. Например, стороны могут избрать из второго списка равное количество судей состава, которые в свою очередь назначат председательствующего по делу. Такой подход позволяет сформировать третейский суд по типу суда присяжных. Например, стороны избирают из второго списка по три судьи, которые из первого списка назначают председательствующего. Он будет руководить процессом и составит опросный лист по доказанности юридически значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу. В связи с этим в Типовом регламенте могут быть изложены лишь общие правила формирования судебных составов для разрешения заявлений в сфере труда и социального обеспечения.
2. Подведомственность и подсудность заявлений
третейским судам
По содержанию материальных отношений, из которых возникает обращение в третейский суд, на его рассмотрение в договорном порядке могут быть переданы любые заявления в сфере труда и социального обеспечения. Например, соглашением с участием органа государственной власти на рассмотрение соответствующего третейского суда может быть передана такая категория дел, как дела, связанные с прохождением государственной гражданской службы. В этом случае не понадобится создавать дорогостоящую систему административных судов, которые едва ли будут способны обеспечить эффективную защиту прав и свобод лиц, проходящих государственную гражданскую службу. Следовательно, подведомственность указанных заявлений может быть определена в соглашениях, коллективных договорах. Причем критерии ее определения будут зависеть от усмотрения их сторон. В этой связи субъектный состав соглашений, коллективных договоров также является одним из критериев определения подведомственности заявлений в сфере труда и социального обеспечения.
Подсудность таких заявлений может быть определена исходя из территориальной принадлежности обращения и нахождения, а также места жительства участников третейского производства. Однако в Типовом регламенте может быть определена родовая подсудность отдельных заявлений (например, об оспаривании содержания соглашений федерального уровня). Такие заявления могут быть отнесены к подсудности Федерального третейского суда по разрешению заявлений в сфере труда и социального обеспечения.
Таким образом, с соблюдением правил подведомственности и подсудности на рассмотрение третейского суда по волеизъявлению участников конфликтной ситуации могут быть переданы любые заявления, вытекающие из отношений в сфере труда и социального обеспечения.
3. Особенности процессуальной деятельности третейских судов
Особенности процесса в третейском суде заключаются в наличии специальных представителей в лице профсоюзов и объединений работодателей, которые по условиям соглашений, коллективных договоров должны обращаться в третейские суды самостоятельно без получения доверенности от члена своей организации, права которого нарушены их применением.
Правила доказывания в третейском суде также имеют свои особенности. Прежде всего, при решении вопроса о допустимости доказательств следует учитывать отсутствие равенства в трудовых отношениях между работником и работодателем, который имеет возможность постоянно изменять документы, используемые в судебном разбирательстве. Отсутствие надлежащим образом оформленных письменных документов лишает работодателя права ссылаться на свидетельские показания для подтверждения обстоятельств, которые должны быть подтверждены исключительно письменным документом, например трудовым договором. Тогда как работник может эти же обстоятельства, в частности получение от работодателя заработной платы в определенном размере, подтверждать свидетельскими показаниями (см. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2005, N 10, стр. 22 — 23). Особые правила могут быть установлены и для протоколирования разбирательства в третейском суде. На участников третейского разбирательства может быть возложена обязанность по фиксации хода процесса. Споры, возникающие по поводу отражения хода процесса, должны быть разрешены председательствующим с участием лиц, составивших и оспаривающих документ, фиксирующий ход судебного разбирательства.
Особый порядок может быть установлен и для вынесения решений третейскими судьями. В частности, может быть предусмотрено составление опросного листа, в котором с участием сторон третейского разбирательства определяются обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. В свою очередь судьи состава путем тайного голосования выносят решения о доказанности или недоказанности этих обстоятельств. После чего председательствующий на основании итогов голосования составляет решение.
4. Взаимодействие суда с органами по надзору
за соблюдением трудового законодательства
Третейский суд должен иметь возможность поручить проведение проверки по обстоятельствам дела органам государственной инспекции труда. Заключение инспекции труда по этим обстоятельствам должно рассматриваться судом как одно из доказательств по делу.
Положение государственной инспекции труда, ее подчинение органам исполнительной власти, зачастую нарушающим права и свободы граждан в сфере труда и социального обеспечения, не позволяют эффективно устранять нарушения в этой сфере. Тогда как взаимодействие с системой третейских судов, реализация предписаний государственной инспекции труда через решения третейских судов позволяют повысить статус инспекции и правовое значение принимаемых ее должностными лицами решений. Поэтому заслуживает внимания предложение Т. П. Барбашовой о передаче инспекции труда в ведение соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Реализация этого предложения позволяет участникам договорного процесса определять качественный и количественный состав надзорных органов, обеспечивающих соблюдение трудового законодательства. Причем участники этого процесса за счет имеющихся средств могут создавать дополнительные должности государственных контролеров, ответственных за соблюдение законодательства о труде. Однако государственный инспектор не будет зависеть в своей деятельности от профсоюза или объединения работодателей, осуществляющего финансирование его деятельности, так как он будет находиться под защитой и контролем соответствующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и созданного с ее участием третейского суда.
5. Судебные расходы
Граждане, ставшие участниками судебного разбирательства в третейском суде, освобождаются от судебных расходов независимо от того, какое решение будет принято. Данное правило закреплено в действующем законодательстве и не может быть изменено по соглашению сторон. Однако работодатели, профсоюзы могут нести обязанность по возмещению судебных расходов пропорционально удовлетворенным или неудовлетворенным третейским судом требованиям. При этом должны быть соблюдены требования разумности и справедливости. В этой связи на профсоюз не может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов, превышающих возможности профсоюза, так как это приведет к его незаконной ликвидации. Причем профсоюз, оказавший гражданину помощь по ведению гражданского дела в суде бесплатно, вправе потребовать возмещения понесенных судебных расходов с проигравшей стороны. Таким образом может быть обеспечена возможность частичного возмещения расходов, связанных с деятельностью третейских судов по разрешению заявлений в сфере труда и права социального обеспечения.
Формирование системы третейских судов по разрешению заявлений в сфере труда и социального обеспечения, создание правовой основы их деятельности в виде соответствующих уставов, положений, регламента, практика их деятельности могут стать основой проведения правового эксперимента по созданию системы трудовых судов и ТПК РФ. В случае удачи этот эксперимент может позволить на базе системы третейских судов создать суды по разрешению заявлений в сфере труда и социального обеспечения, разработать ТПК РФ, регламентирующий их деятельность, не внедряясь в действующую систему судов. В связи с этим суды общей юрисдикции могут быть освобождены от немалого количества ненужных им дел, большинство из которых в настоящее время отнесены к компетенции мировых судей.
——————————————————————