О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве
(Коршунова Т. Ю.)
(«Трудовое право», 2006, N 11)
О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Т. Ю. КОРШУНОВА
Т. Ю. Коршунова, канд. юрид. наук.
Представители работников
Статья 29 ТК РФ определяет, каким органам предоставляется право быть представителями работников в социальном партнерстве. Это прежде всего профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками. При этом вопрос о том, какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников, зависит от желания работников, представительности профессионального союза и уровня системы социального партнерства.
Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11). Иными словами, для того чтобы осуществлять право на представительство и защиту интересов работников в коллективных трудовых отношениях, профессиональные союзы должны быть наделены соответствующими правами законодателем (на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях) или работниками (на уровне организации).
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает следующую иерархию профсоюзных органов:
— общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Федерации;
— межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Федерации;
— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Федерации;
— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Федерации либо на территории города или района;
— территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Федерации либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Названные организации вправе представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, т. е. участвовать в социальном партнерстве на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Это соответствует международной практике, предоставляющей право участия в социальном партнерстве на уровне выше организации только профессиональным союзам и их объединениям.
На уровне организации представителями работников могут быть:
— первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от формы собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
— иные избираемые работниками представительные органы.
Первичная профсоюзная организация и иные органы, избираемые работниками, могут представлять интересы последних при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.
Как видим, на уровне организации законодатель наделяет первичную профсоюзную организацию и иные представительные органы, избираемые работниками, равными правами. То есть независимо от того, какой орган будет представлять и защищать интересы работников в социально-трудовых отношениях на уровне организации, работодатель не вправе ограничивать их права, установленные законодательством, в том числе отказываться от ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров, проведения консультаций с представителями работников, предоставления им информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за исполнением коллективного договора, учитывать мнение представительного органа в тех случаях, когда это необходимо в соответствии с законодательством, и пр.
Законодатель предусматривает возможность существования непрофсоюзных представителей только на локальном уровне. На других уровнях социального партнерства непрофсоюзные представители, избираемые работниками, участия не принимают.
Такое положение соответствует положениям Конвенции МОТ N 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях», в соответствии с которой в национальном законодательстве могут устанавливаться исключительные полномочия профсоюзов.
Представление интересов работников
первичными профсоюзными организациями
Статья 30 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ устанавливает преимущественное право первичной профсоюзной организации представлять и защищать интересы работников организации.
Новая редакция статьи корреспондирует нормам Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 11 которого предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Законодатель предоставляет работникам, не являющимся членами профсоюза, право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений. Однако условия, на которых будет осуществляться такое представительство, будут определяться первичной профсоюзной организацией. Такие условия должны быть заранее определены в акте, принимаемом органами первичной профсоюзной организации. При этом работники, не являющиеся членами профсоюза, должны быть ознакомлены с этими условиями.
Интересы работников в коллективных трудовых отношениях при ведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществление участия в управлении организацией. Для этого работники — не члены профсоюза должны принять специальное решение о предоставлении первичной профсоюзной организации полномочий на представительство, если такая организация объединяет менее половины работников. Решение фиксируется в протоколе собрания работников (конференции их представителей).
Если речь идет о представительстве интересов отдельных работников — не членов профсоюза, то они должны написать в первичную профсоюзную организацию заявление или выдать доверенность в простой письменной форме профсоюзному представителю.
Фактом, подтверждающим правомочность первичной профсоюзной организации на представительство работников, не являющихся членами профсоюза, может служить и перечисление по заявлению таких работников денежных средств из их заработной платы (ст. 377 ТК РФ).
Первичная профсоюзная организация может быть уполномочена на реализацию любых форм социального партнерства. От имени уполномочивших ее на представительство работников первичная профсоюзная организация имеет право:
— вступать в коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению;
— проводить консультации с работодателем по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений;
— проводить консультации с работодателем по вопросам прекращения трудовых отношений с работниками;
— контролировать соблюдение действующего законодательства при выработке работодателем локальных актов, затрагивающих трудовые права работников;
— участвовать в досудебном разбирательстве трудовых споров;
— решать иные вопросы в соответствии с законодательством.
Первичная профсоюзная организация имеет право участвовать от имени работников и в управлении организацией. Так, ст. 16 Федерального закона предоставляет право первичной профсоюзной организации по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
Иные представители работников
Новая редакция ст. 31 ТК РФ сохранила право работников сформировать иной (непрофсоюзный) представительный орган (выбрать уполномоченного представителя). Образование непрофсоюзных представительных органов работников является правом последних и не может быть ограничено.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» под представителями работников понимаются:
— представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или их членами;
— выборные представители, избранные работниками предприятия в соответствии с национальным законодательством или коллективными договорами.
Конвенция предусматривает, что функции непрофсоюзных представителей не могут включать деятельность, признанную исключительной прерогативой профессиональных союзов в соответствующей стране.
Статья 29 ТК РФ определяет, какая деятельность является исключительной для профессиональных союзов: участие в социальном партнерстве на всех уровнях, выше.
Законодатель исходит из принципа сотрудничества всех представительных органов работников. Этот принцип закреплен в положении ч. 2 ст. 30 ТК РФ, предусматривающей, что наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Данная норма основывается на ст. 5 Конвенции N 135, согласно которой наличие выборных представителей не должно использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей. Государство должно принимать соответствующие меры для поощрения сотрудничества по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.
Развивая положения Конвенции, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества. Основой для такого сотрудничества являются права и законные интересы работников, представлять и защищать которые должны профсоюзы и иные представительные органы работников.
Сотрудничество и взаимодействие профсоюзных организаций и иных представительных органов, создаваемых работниками, может выражаться в различных формах: разработка проекта коллективного договора, программ совместных действий, реализация различных систем участия в управлении организациями, выявление общих задач, решение которых необходимо для улучшения социально-бытовых и иных вопросов, имеющих важное значение для работников, согласование мер по предотвращению массовых увольнений и пр.
Для повседневного взаимодействия при реализации поставленных задач профессиональные союзы и иные представительные органы могут создавать различные органы (комиссии и комитеты).
Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.
На уровне организации наряду с профсоюзами могут действовать иные, избранные работниками, представительные органы. Они играют, скорее, вспомогательную роль и не составляют какой-либо конкуренции традиционным профессиональным союзам. Эти органы являются органами общественной самодеятельности, образуемыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Законодатель определяет орган общественной самодеятельности как не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей, не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Орган общественной самодеятельности образуется на общем собрании (конференции) и представляет интересы всех работников. Как показывает мировая практика, данные органы образуются для реализации права работников на участие в управлении организацией или коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В обоих случаях такие органы при их создании наделяются соответствующими полномочиями, закрепленными в протоколе собрания или в уставе органа. В Российской Федерации к таким органам следует отнести советы трудовых коллективов, которые до настоящего времени сохранили свои позиции в некоторых организациях.
Первичная профсоюзная организация и представительные органы, избираемые работниками в организации, имеют равные права (ст. 29 ТК РФ). Поэтому нет оснований говорить о каких-то исключительных полномочиях у первичной профсоюзной организации, которые могут быть реализованы только профессиональными союзами.
Закон не регламентирует порядок проведения общего собрания, порядок голосования и подсчета голосов. Единственным требованием, которое предъявляется к иному представительному органу (представителю), является требование о том, что он должен быть сформирован (выбран) из числа работников организации.
Обязанности работодателя по созданию условий,
обеспечивающих деятельность представителей работников
Обязанность работодателя по созданию условий, необходимых для деятельности представителей работников, является гарантией реализации представительными органами имеющихся у них прав.
Представительные органы работников, осуществляя свою деятельность на территории работодателя, имеют право на пользование помещением, средствами внутренней связи и информации, копировальной техникой, должны иметь место для размещения информации о своей деятельности и о планируемых мероприятиях.
Конкретные обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представительных органов, закреплены в ст. 377 ТК РФ, а также в коллективных договорах и соглашениях.
Статья 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, коллективным договором, соглашением.
При наличии письменных заявлений работников — членов профсоюза работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
В организациях, в которых профсоюзы заключили коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. Если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.
При реализации работодателем обязанности, закрепленной в ст. 30, не имеет значения, сколько и какие представители осуществляют свою деятельность в данной организации.
Представители работодателей
Статья 33 ТК РФ определяет, что представителем работодателя на локальном уровне является руководитель организации, лично работодатель — индивидуальный предприниматель или уполномоченные ими лица.
Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Руководитель без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы во внешних, гражданско-правовых отношениях и в трудовых отношениях с работниками.
Права руководителя издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех работников организации, вступать в коллективные трудовые отношения от имени работодателя закрепляются в уставе организации, принимаемых на его основе локальных нормативных актах (например, в положении о единоличном исполнительном органе акционерного общества), а также в трудовом договоре, заключаемом между руководителем и управляемой им организацией.
Законодательством предусмотрены случаи, когда руководство организацией передается управляющему — индивидуальному предпринимателю или управляющей организации, а в случае проведения в отношении организации процедур банкротства — арбитражному управляющему. Хотя деятельность таких лиц и организаций по управлению юридическим лицом находится вне сферы действия трудового законодательства, управляющие — индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие и управляющие организации в сфере социального партнерства рассматриваются законодателем как представители работодателя.
Индивидуальные предприниматели выступают в этом процессе так же, как и обычные руководители, т. е. действуют без доверенности в пределах своей компетенции, определенной законом, уставом, локальными актами и заключенными договорами. В управляющих организациях складывается иная ситуация. Поскольку управляющая организация реализует переданные ей полномочия по управлению юридическим лицом через своих работников, то она выдает доверенность одному из таких лиц на представительство интересов работодателя в коллективных трудовых отношениях.
Лица, которым руководитель организации в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами делегирует свое право быть представителем работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, должны иметь доверенность или специально изданный документ (например, приказ), подтверждающий их полномочия.
Получить полномочия на представительство от руководителя может любое лицо. В основном эти полномочия получают лица, традиционно относимые к «администрации», т. е. выполняющие определенные организационно-управленческие функции по отношению к другим работникам.
Работодателем — индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, которое в соответствии со ст. 23 ГК РФ зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. При этом согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Новая редакция ТК РФ также исходит из того, что, по общему правилу, в трудовых отношениях индивидуальные предприниматели пользуются теми же правами и обязанностями, что и работодатели-организации. Изъятия специально установлены гл. 48 ТК РФ.
Таким образом, индивидуальный предприниматель может сам представлять свои интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при разрешении коллективных трудовых споров или надлежащим образом уполномочить иных лиц.
Для участия в формах социального партнерства, охватывающих местный, отраслевой, региональный, национальный и другие уровни, создаются объединения работодателей. Эти объединения выполняют значительную роль в жизни общества. Объединяя производителей, организаторов производства, они помогают представителям финансово-промышленных групп, имеющим свои интересы в социально-трудовой сфере, более четко сформулировать те задачи, которые могут быть решены в процессе коллективно-договорного регулирования, определить позицию предпринимателей как социальных партнеров работников и государства при достижении социальной стабильности и социального мира.
Статья 33 ТК РФ определяет объединение работодателей как некоммерческую организацию, объединяющую на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Действие Закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с Законом работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Вслед за комментируемой статьей Закон определяет объединение работодателей как форму некоммерческой организации, основанную на членстве работодателей — юридических и (или) физических лиц.
Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Объединения работодателей могут создаваться на всех уровнях социального партнерства, по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Общероссийским признается объединение работодателей, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Федерации.
Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей.
Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей определяется как объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.
Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей есть объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Федерации.
Региональное объединение работодателей — это объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Федерации.
Региональное отраслевое объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Федерации.
Территориальное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.
Территориальное отраслевое объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.
Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления и выхода из него работодателей и (или) их объединений.
Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.
Взаимодействие объединения работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.
Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).
Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с уставами, решениями их органов управления.
Члены объединения работодателей имеют равные права:
1) участвовать в формировании органов управления в порядке, определяемом уставом объединения;
2) вносить на рассмотрение органов управления предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения;
3) участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее — соглашения);
4) получать информацию о деятельности объединения, заключенных им соглашениях, а также тексты последних;
5) получать от объединения помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
6) свободно выходить из объединения работодателей;
7) иные предусмотренные уставом объединения права.
Члены объединения работодателей обязаны:
— выполнять требования устава объединения;
— соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.
Закон устанавливает ответственность членов объединения работодателей. Так, нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.
Прекращение работодателем своего членства в объединении не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в объединении.
Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.
Закон устанавливает порядок создания объединения работодателей. Оно создается на основании решения его учредителей. Учредителями могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.
Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Учредительными документами объединений работодателей являются уставы.
Устав объединения работодателей должен определять:
— наименование объединения;
— цели и задачи;
— место нахождения;
— порядок управления;
— права и обязанности членов;
— условия и порядок приема в члены и выхода из него;
— источники формирования имущества;
— порядок внесения изменений в устав;
— структуру, порядок создания и полномочия органов управления, порядок принятия ими решений;
— порядок наделения представителя и (или) представителей объединения полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров;
— другие не противоречащие Конституции РФ и законодательству положения.
Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность его члена за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения.
Изменения в устав объединения вносятся на основании решения его высшего органа управления.
Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются его уставом.
Объединение работодателей имеет право:
— формировать согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
— согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
— отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
— выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
— наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
— вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;
— принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;
— проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;
— получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.
Объединение работодателей может иметь иные предусмотренные уставом объединения права.
Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объединение работодателей обязано:
— вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;
— выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;
— предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением соглашениях и тексты этих соглашений;
— предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
— осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением соглашений;
— содействовать выполнению членами объединения обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения работодателей;
— отчитываться перед своими членами о деятельности объединения в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения;
— оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
— исполнять иные предусмотренные уставом объединения обязанности.
Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.
Объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением.
Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
Члены объединения работодателей при выходе из объединения работодателей не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения.
Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения.
Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются на основании соответствующего решения высшего органа управления объединения.
Объединение работодателей может быть реорганизовано, ликвидировано также в случаях, установленных федеральными законами.
В части, не урегулированной специальным законом, деятельность объединения работодателей регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Наиболее предпочтительным для объединения работодателей представляется некоммерческое партнерство. Закон определяет некоммерческое партнерство как основанную на членстве некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Форма некоммерческого партнерства позволяет объединить работодателей — юридических лиц (коммерческие организации) и работодателей — физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в одно некоммерческое объединение. К примеру, общественная организация может объединять только физических лиц или объединения физических лиц.
Трудовой кодекс предусматривает, что работодателями могут быть как юридические, так и физические лица. Поэтому существует возможность создания объединения работодателей работодателями — физическими лицами в форме некоммерческой общественной организации. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих объединениях» некоммерческой общественной организацией признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Значимость и представительность подобной организации не может быть сколько-нибудь весомой, поскольку число работодателей — физических лиц значительно меньше, нежели работодателей — юридических лиц. Соответственно меньше и количество привлекаемых ими работников. Кроме того, появление работодателей — физических лиц возможно в весьма ограниченной сфере общественной жизни (кустарное производство, домашнее хозяйство и т. п.), что также не дает оснований говорить о существенном влиянии на регулирование социально-трудовых отношений подобных объединений. Вместе с тем лишение таких работодателей права на объединение недопустимо.
Участники объединений работодателей, в какой бы форме они ни создавались, выполняют лишь представительские функции. Конкретные обязательства, предусмотренные соглашениями различных уровней, возникают непосредственно у работодателей, а не у их объединений.
Иные представители работодателей
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» определяется, что решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.
Проект решения Правительства Российской Федерации о создании или реорганизации федерального государственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание создаваемого (реорганизуемого) учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Государственные учреждения могут быть созданы субъектами Российской Федерации (государственные учреждения субъектов Российской Федерации) и муниципальными образованиями.
Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Как видим, права учреждения по распоряжению закрепленным за ним имуществом строго регламентированы законодательством.
Гражданское законодательство предусматривает такой вид юридического лица, как унитарное предприятие. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или ее субъекта права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти ее субъекта в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве:
— хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации (далее — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
— оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие).
Предприятия данного вида ограничены в праве распоряжения своим имуществом; за их деятельностью осуществляется достаточно жесткий государственный контроль. Соответственно, представителем таких организаций в системе социального партнерства могут быть только специально уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления.
Поскольку участие в социальном партнерстве, в том числе в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений, неразрывно связано с распоряжением имуществом, то представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями (ст. 34 ТК РФ).
Данное право необходимо для того, чтобы государственные органы (органы местного самоуправления) могли осуществлять своевременный контроль за принимаемыми на себя унитарными предприятиями и учреждениями обязательствами, обеспечить надлежащий уровень трудовых прав работников.
При этом в отношении казенных предприятий и учреждений при осуществлении социального партнерства государственные органы и органы местного самоуправления обладают правами, равными с правами объединений работодателей.
Подобное дополнение представляется крайне актуальным, поскольку органы, финансирующие государственные и муниципальные предприятия, могут иметь собственные интересы и должны быть полноправными участниками процессов социального партнерства.
——————————————————————