Правовое регулирование дисциплины труда работников железнодорожного транспорта: исторический и современный аспекты

(Филиппова М. Ю.)

(«Транспортное право», 2007, N 3)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА:

ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ

М. Ю. ФИЛИППОВА

Филиппова М. Ю., старший преподаватель кафедры транспортного права Юридического института МИИТ.

Процесс закрепления понятия «дисциплина труда» в российском трудовом законодательстве происходил в течение достаточно длительного временного периода. Так, Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. еще не определял понятия «дисциплина труда», но вместе с тем предусматривалось, что, «если недостижение нормы выработки является следствием недобросовестности или грубой небрежности трудящегося», он может быть уволен по основанию явной непригодности к работе по специальному постановлению органов управления предприятием, учреждением или хозяйством, с согласия соответствующей профессиональной организации без предупреждения за две недели до увольнения.

Кодекс законов о труде СССР 1922 г. также не включал в себя понятия «дисциплина труда», хотя п. «г» ст. 47 предусматривал возможность расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в случае «систематического неисполнения нанявшимся, без уважительных причин, обязанностей, возлагаемых на него договором или правилами внутреннего распорядка». Статья 50 определяла, что правила внутреннего распорядка устанавливаются в целях регулирования труда в предприятиях, учреждениях и хозяйствах с числом занятых лиц не менее пяти. Указанные правила были обязательны для нанявшегося лишь в том случае, если они были изданы в установленном порядке и доведены до сведения всех работающих.

Следует отметить, что в период 20 — 40-х годов законодательство в области труда определялось проводимой государством политикой индустриализации и ускоренного развития промышленности. Наряду с этим усиливалось и применение карательной практики за нарушение норм трудового законодательства. И несмотря на то что понятие «дисциплина труда» так и не обрело легального определения, законодательством тех времен устанавливались действия (или бездействие) работников, за которые предусматривались различные, подчас достаточно суровые, дисциплинарные наказания. Так, 27 апреля 1920 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О борьбе с прогулами», в качестве одной из мер подобной борьбы устанавливавший, в частности, заключение лиц, уклоняющихся от обязанности отработать прогул, в концентрационный лагерь. Кроме этого, предусматривалось привлечение к уголовной ответственности за неправильное ведение табелей, неправильную выдачу больничных листков.

23 декабря 1938 г. Советом народных комиссаров СССР, Центральным Комитетом ВКП (б) и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов было принято Постановление «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле». Данное постановление предусматривало обязанность администрации предприятий и учреждений совместно с профсоюзными органами «повести решительную борьбу со всеми нарушителями трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, прогульщиками, лодырями, рвачами, — со всеми, кто нечестно относится к своим трудовым обязанностям, будь то служащий или рабочий». Также закреплялась необходимость неукоснительного соблюдения требований закона об увольнении работника, допустившего прогул.

Впоследствии уголовная ответственность стала применяться и за другие виды трудовых проступков (например, самовольный уход с работы, невыработку трудодней), сохраняя свое действие вплоть до 1956 г. Так, 26 июня 1940 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Данный Указ предусматривал ответственность в виде тюремного заключения на срок от двух до четырех месяцев для рабочих и служащих, самовольно ушедших из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений. Кроме этого, за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предавались суду и по приговору народного суда карались исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. Народным судьям, рассматривавшим подобные дела единолично, без участия народных заседателей, предписывалось разрешать их не более чем в 5-дневный срок и приговоры по таким делам приводить в исполнение немедленно. Кроме того, к судебной ответственности привлекались и директоры предприятий, начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в прогулах без уважительных причин. Следует отметить, что в то время к прогулу приравнивалось опоздание более чем на 20 минут.

Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде 1970 г., не определяя понятия «трудовая дисциплина», тем не менее содержали способы ее обеспечения. Так, в соответствии со ст. 52 трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях, организациях должна была обеспечиваться созданием необходимых организационных и экономических усилий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд. В трудовых коллективах предписывалось создание обстановки нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины, строгой товарищеской требовательности к работникам, недобросовестно выполняющим трудовые обязанности. Устанавливалось, что по отношению к отдельным недобросовестным работникам должны применяться в необходимых случаях меры дисциплинарного и общественного воздействия. Таким образом, методы убеждения, воспитания и поощрения декларировались как приоритетные в обеспечении дисциплины труда. Впоследствии Советом Министров СССР, Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов было принято Постановление от 28 июля 1983 г. N 745 «О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины», ужесточавшее меры ответственности, применяемые к нарушителям трудового распорядка: так, в частности, рабочим и служащим, совершившим прогул без уважительных причин, очередной отпуск в соответствующем году уменьшался на число дней прогула; рабочим и служащим, уволенным за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогулы без уважительной причины или появление на работе в нетрезвом состоянии, премии по новому месту работы в течение шести месяцев должны были выплачиваться в половинном размере.

20 июля 1984 г. Постановлением N 231 Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам были утверждены Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Содержавшееся в них понятие «социалистическая дисциплина труда» в дальнейшем нашло свое закрепление в Правилах внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта, утвержденных указанием МПС от 4 ноября 1985 г. N Г-34795. Данные правила устанавливали, что «социалистическая дисциплина труда — это не только строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, но и сознательное, творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование рабочего времени».

В настоящее время понятие «дисциплина труда» легально определено в ст. 189 Трудового кодекса РФ 2001 г. (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), в соответствии с которой под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

Все нормативные правовые акты, регулировавшие трудовые отношения, определявшие порядок и основания наложения дисциплинарных взысканий, условия применения мер поощрения за труд на различных этапах истории России, распространялись и на работников железнодорожного транспорта.

Вместе с тем специфика деятельности предприятий железнодорожного транспорта во все исторические периоды служила предпосылкой для предъявления к работникам данной отрасли хозяйственной деятельности и особых требования в части, касающейся соблюдения дисциплины труда.

Анализируя законодательство времен Российской империи, хотелось бы остановиться на положениях Устава о службе по определению от Правительства 1832 г., содержащего нормы о наградах за службу, основаниях применения дисциплинарных наказаний для инженеров и техников железнодорожного транспорта; нормах Общего устава российских железных дорог 1885 г., устанавливающих ответственность служащих на железных дорогах за нарушение или несоблюдение ими технических или специальных правил, «ограждающих безопасность на железных дорогах», Устава путей сообщения 1906 г., содержавшего, в частности, Положение «О железнодорожных служащих в военное время», ст. 725 которого предусматривала, в случае мобилизации, обязанность всех служащих на железных дорогах, как казенных, так и частных, за исключением лиц, достигших 50-летнего возраста, соблюдать специальные правила, что обусловливалось тем, что железнодорожный транспорт всегда являлся не только одной из главных составляющих транспортной системы России, но и важным стратегическим объектом. В числе нормативных правовых актов, определявших меры поощрения работников железнодорожного транспорта, можно выделить Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 15 мая 1886 г. «О вознаграждении служащих на казенных железных дорогах за обнаружение бесплатной или не вполне оплаченной перевозки пассажиров или грузов». К подобным актам относится и Высочайше утвержденные 16 сентября 1916 г. Положения Совета Министров об осуществлении некоторых постановлений проекта Устава о службе на казенных железных дорогах, закреплявшие для служащих казенных железных дорог установление поощрения в размере 10% от основного жалованья за каждое пятилетие службы на одной и той же железной дороге в пределах Европейской России, и за каждое четырехлетие — в пределах Азиатской России. Характеризуя нормативные правовые акты, предусматривавшие основания применения и виды дисциплинарных наказаний для работников железнодорожного транспорта, следует отметить, что на всех железнодорожных служащих распространялись и нормы Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 16 июля 1776 г., определяющие преступления и проступки по службе, как общие, распространяющиеся на служащих любой сферы, так и специальные, устанавливающие уголовное наказание исключительно для железнодорожных служащих (так, ч. 2 ст. 384 Уложения предусматривала тюремное заключение на срок от 4 до 8 месяцев железнодорожных служащих, самовольно оставивших службу либо не явившихся в назначенный срок без уважительных причин для исполнения служебных обязанностей на дороги, на которые они командированы Министерством путей сообщения, на основании Положения о железнодорожных служащих в военное время. Кроме этого, на железнодорожных рабочих распространялись положения Устава о промышленном труде 1913 г., также содержавшие нормы, предусматривавшие наказание за неисправную работу, прогул, и нарушение порядка.

Во времена становления советской власти сфера железнодорожного транспорта как одна из наиболее стратегически важных областей народного хозяйства оказалась в зоне пристального внимания развивающегося законотворчества: одним из первых декретов Советской власти был Декрет ВЦИК РСФСР, Народного комиссариата путей сообщения РСФСР и Народного комиссариата труда РСФСР от 11 декабря 1917 г. «О нормах оплаты труда железнодорожников, категориях служащих и о восьмичасовом рабочем дне во всех отраслях железнодорожного труда», отменивший все премии и наградные выплаты.

Впоследствии для регулирования дисциплины труда работников железнодорожного транспорта стали разрабатываться и утверждаться законодательно соответствующие уставы и положения о дисциплине. В них определялось понятие дисциплины труда работников железнодорожной сферы, устанавливались меры, способствующие обеспечению дисциплины. Так, п. 3 Устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 7 августа 1985 г. N 748, устанавливал, что дисциплина на железнодорожном транспорте состоит в строгом соблюдении всеми работниками порядка и правил, установленных действующим законодательством, приказами и инструкциями Министерства путей сообщения и другими относящимися к их деятельности нормативными актами, в добросовестном исполнении возложенных на них обязанностей, в сознательном и творческом отношении к своей работе, производительном использовании рабочего времени, выявлении и использовании имеющихся резервов и устранении недостатков, а также в точном и своевременном исполнении приказов и распоряжений руководителей. Позднее, 11 октября 1990 г., Постановлением Совета Министров СССР N 1000 «О мерах по стабилизации работы железнодорожного транспорта» были установлены законодательные основы для разработки и утверждения проекта Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта. Данное Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ 1992 г. N 621 и сохраняет свое действие в настоящее время, с учетом изменений и дополнений от 7 июля 2003 г. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта также включает понятие трудовой дисциплины, понимая под ней соблюдение работниками «порядка, правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами, применяемыми на железнодорожном транспорте, в выполнении приказов и указаний руководителей предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, а также обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами». Кроме того, в настоящем Положении содержатся нормы, устанавливающие права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; виды поощрений за добросовестное выполнение работниками железнодорожного транспорта своих трудовых обязанностей; понятие дисциплинарного проступка, а также основания применения дисциплинарных взысканий, их разновидности и порядок наложения. Кроме этого, правовые нормы, регулирующие дисциплину труда работников железнодорожной сферы, содержатся в иных нормативных правовых актах, нередко дифференцируя трудовую дисциплину внутри отрасли: так, например, Общие принципы служебного поведения работников аппарата управления ОАО «Российские Железные Дороги», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 23 мая 2005 г. N 762, устанавливают основы норм и правил делового общения, обязательные для соблюдения работниками всех подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»; положения о системе поощрений, видах, основаниях и порядке применения дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении работников аппарата управления ОАО «РЖД» содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка работников аппарата управления ОАО «РЖД»; соответствующие положения, распространяющиеся на рабочих и служащих сферы железнодорожного транспорта, содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта. Указанием МПС РФ от 31 декабря 1996 г. N К-1152у «О системе организации личной работы руководителей железных дорог по укреплению дисциплины и повышению безопасности движения» установлены требования к параметрам личного участия начальника железной дороги; его первого заместителя; главного инженера железной дороги, заместителя начальника железной дороги — начальника службы перевозок; заместителя начальника железной дороги, ведающего хозяйствами локомотивным, вагонным, электрификации и электроснабжения; заместителя начальника железной дороги, ведающего хозяйством пути; личного участия заместителя начальника железной дороги — начальника пассажирской службы в организации обеспечения безопасности движения.

Кроме этого, в числе нормативных правовых актов, содержащих нормы о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта, можно указать утвержденный Министром путей сообщения 22 октября 1992 г. Перечень категорий работников, несущих дисциплинарную ответственность за нарушение установленных правил поведения не при исполнении трудовых обязанностей в соответствии с п. 14 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта. В числе нормативных правовых актов, регулирующих трудовую дисциплину работников железнодорожного транспорта, следует отметить и сохраняющий свое действие в настоящее время Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», предписывающий начальникам железных дорог, руководителям других предприятий и организаций МПС России «обеспечить на предприятиях и в организациях соблюдение и исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и вступивших в законную силу решений судов; привлекать к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, работников, виновных в нарушении, неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и вступивших в законную силу решений судов».

Вместе с тем анализ нормативных правовых актов, содержащих положения о трудовой дисциплине работников железнодорожного транспорта, позволяет сделать вывод, что на современном этапе развития российского законодательства понятия «производственная» и «технологическая» дисциплина в сфере осуществления деятельности предприятий и учреждений железнодорожного транспорта не содержат легального закрепления. Включение подобных понятий в соответствующие нормативные правовые акты позволило бы через характеристики указанных категорий определить предпосылки соблюдения трудовой дисциплины работников железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, могло бы оказать положительное воздействие на процесс разработки локальных актов, регулирующих дисциплину труда работников железнодорожного транспорта, сделав его более детальным, наиболее успешно определять основания применения к работникам железнодорожных предприятий и организаций мер поощрения, а также обстоятельства, исключающие поощрение. Кроме этого, легальное закрепление понятий производственной и технологической дисциплины на железнодорожном транспорте могло бы явиться основой для разработки определения такого понятия, как «производственное упущение», в настоящее время используемого в локальных нормативных правовых актах ОАО «РЖД», но ими не охарактеризованного. Можно предложить следующее определение: «производственная дисциплина на железнодорожном транспорте представляет собой совокупность действий должностных лиц предприятий железнодорожного транспорта по обеспечению неразрывности производственных процессов на железнодорожном транспорте, своевременной доставки грузов, безопасности движения поездов». Технологическую дисциплину на предприятиях железнодорожного транспорта можно определить как соблюдение технологических правил выполнения работ, оказания услуг на предприятиях железнодорожного транспорта (например, правил эксплуатации локомотивов, технических средств железнодорожного транспорта, путевой техники; правил перевозок грузов, пассажиров и грузобагажа, правил иных технологических процессов, осуществляемых на предприятиях железнодорожного транспорта: кузнечно-прессовых, литейных работ и т. д.).

Следует отметить, что во все времена к работникам железных дорог предъявлялись повышенные требования в части, касающейся соблюдения дисциплины труда, — данное обстоятельство обусловливается особой спецификой данного вида деятельности, в котором значение человеческого фактора и по сей день остается достаточно высоким. В связи с этим возрастает роль соблюдения не только трудовой дисциплины, но также и производственной и технологической. Определение указанных понятий и их легальное закрепление в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации позволят не только в полной мере охарактеризовать предпосылки соблюдения дисциплины труда, но и детализировать в локальных нормативных правовых актах структурных подразделений ОАО «РЖД» обстоятельства, исключающие применение к работникам железнодорожного транспорта мер поощрения, определить понятие и правовую природу производственных упущений.

——————————————————————