Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта
(Ременных Т. Н.) («Трудовое право», 2008, N 12)
ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Т. Н. РЕМЕННЫХ
Ременных Т. Н., аспирантка СГУПС.
Железнодорожный транспорт является одним из ведущих видов транспорта. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, наезды на препятствия, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Для обеспечения безопасности пассажиров каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и своевременно исполнять свои должностные обязанности. В настоящее время до утверждения федеральным законом положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 <1> (далее — Положение). ——————————— <1> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 9. Ст. 608.
Действие Положения распространяется на всех работников предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее — работники), за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте (к указанной категории не относятся работники вагонов-ресторанов), сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха (п. 3). Положение определяет дисциплинарный проступок как виновное нарушение дисциплины, а также виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей. В Положении закреплены обязанности работника, которые можно классифицировать следующим образом: 1) технологические обязанности: обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов, сокращать простои подвижного состава (пп. «а» п. 5), 2) производственные обязанности, например, беречь технические средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, средства связи и другие), а также оборудование, материалы и объекты государственной собственности Российской Федерации, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного ему имущества, принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения (пп. «б» п. 5), 3) обязанности, связанные с профессиональной подготовкой, предусмотрены пп. «в», «г», «д» п. 5 Положения: выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной среды, проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания, знать и выполнять требования Положения. Положение о дисциплине предусматривает также и обязанности работодателя: 1) по организации труда: правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления (пп. «а» п. 6); 2) производственные обязанности, например: обеспечивать соблюдение режима экономии, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов; сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению (пп. «б» п. 6). 3) Обязанности по формированию добросовестного отношения к труду: уделять внимание повышению уровня дисциплины труда, добиваться сокращения текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее (пп. «в», «г» п. 6). За совершение работником дисциплинарного проступка, в соответствии с п. 15 Положения, к нему могут применяться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий: а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя — свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, а помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) — свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок; б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог и государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности); в) увольнение по соответствующим основаниям. Данные виды дисциплинарных взысканий применяются в зависимости от того, какой дисциплинарный проступок совершен. Так, дисциплинарное взыскание в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя — свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) — свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев — может быть применено за совершение машинистом, водителем моторно-рельсового транспорта несъемного типа или помощником машиниста проступка, который создавал угрозу крушения или аварии. В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы, и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства на срок до одного года. Освобождение от занимаемой должности с предоставлением работы с учетом профессии (специальности) как дисциплинарное взыскание может налагаться на работника за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности грузов, багажа и вверенного имущества. Увольнение может налагаться, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством о труде, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества. Перечень грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пп. «в» ч. 1 п. 15 Положения о дисциплине, дан в Приказе МПС России от 25 декабря 2000 г. N 30Ц <2>. К грубым нарушениям дисциплины относятся: проезд запрещающего сигнала; превышение установленной скорости движения; нарушение порядка опробования автотормозов и проверки их действия в пути следования, повлекшие крушение, аварию поезда; отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали; неограждение сигналами остановки места производства путевых работ, повлекшее травмирование и гибель людей, крушение, аварию поезда и другие. ——————————— <2> Приказ МПС России от 25.12.2000 N 30Ц «Об утверждении Перечня грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное подпунктом «в» пункта 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и категорий работников, привлекаемых к ответственности за эти нарушения» // Российская газета. 21.02.2001. N 37.
Решением Верховного Суда пп. «а» ч. 1 п. 15 Положения был отменен в связи с тем, что дисциплинарное взыскание и основания его применения введены подзаконным актом, что является ограничением прав работника и противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) <3>. ——————————— <3> Решение Верховного Суда РФ от 28.10.2002 N ГКПИ2002-1100 «О признании незаконными подпункта «а» части 1 пункта 15 и пункта 16 «Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621″.
Что касается пп. «б» и «в» ч. 1 п. 15 Положения, то они тоже были признаны незаконными Решением Верховного Суда РФ <4> по основаниям, указанным выше. ——————————— <4> Решение Верховного Суда РФ от 24.05.2002 N ГКПИ2002-375 «О признании частично незаконным ч. 3 п. 14; пп. «б», «в» ч. 1 и ч. 3 п. 15; ч. 1 п. 26 «Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621″.
Анализ состояния дисциплины труда в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги нашел отражение в следующих таблицах. Из таблицы N 1 видно, что количество нарушителей дисциплины от года к году колеблется. Данное обстоятельство может свидетельствовать о неэффективности применяемых дисциплинарных взысканий.
Таблица N 1. Количество нарушителей дисциплины труда в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги
Год Количество Количество нарушителей работников Абс. %
2004 13642 616 4,51
2005 13807 450 3,26
2006 13538 756 5,59
Увольнение, как мера дисциплинарного взыскания, применялось за три года всего дважды (за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения), поскольку одной из важнейших обязанностей работодателя является сокращение текучести кадров.
Таблица N 2. Виды наложенных дисциплинарных взысканий в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги
Год Замечание Выговор Увольнение
Абс. % Абс. % Абс. %
2004 97 15,77 518 84,23 — —
2005 73 11,87 377 88,13 — —
2006 126 20,49 630 79,16 2 0,35
Наибольшее количество дисциплинарных проступков совершают работники, занимающие следующие должности: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурный по станции, начальник дистанции, главный инженер, осмотрщик-ремонтник вагонов, дорожный мастер, составитель поездов.
Таблица N 3. Виды нарушителей дисциплины в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги (по должностям)
Должность Год
2004 2005 2006
Абс. % Абс. % Абс. %
Начальник станции 143 23,2 136 30,2 55 7,3
Зам. начальника 75 12,1 36 8 16 2,1 станции
Дежурный по станции 57 9,2 89 19,8 73 9,7
Начальник сектора — — — — 1 0,1 по нормированию труда
Начальник сектора — — — — 1 0,1 таможенной деятельности
Начальник путевой — — 1 0,2 — — машинной станции
Начальник СЦБ 1 0,2 2 0,5 — —
Начальник СТЦ 1 0,2 — — — —
Начальник отдела 1 0,2 1 0,2 — — пути
Начальник отдела — — 2 0,5 — — перевозок
Начальник отдела 2 0,3 1 0,2 — — кадров
Начальник отдела 4 0,6 7 1,6 17 2,3
Начальник резерва — — 2 0,5 — — локомотивных бригад
Начальник отдела 1 0,2 — — — — электроснабжения
Начальник 2 0,3 — — — — технического отдела
Начальник района 2 0,3 2 0,5 2 0,3 контактной сети
Начальник ПТО 3 0,5 1 0,2 15 2
Начальник — — — — 1 0,1 сортировочной горки
Начальник отдела 1 0,2 — — — — технического контроля
Начальник сектора 1 0,2 — — — — безопасности
Начальник штаба ГО 0,2 — — — —
Начальник дистанции 22 3,5 — — 31 4,1
Начальник товарной 1 0,2 — — — — конторы
Начальник поезда — — — — 1 0,1
Начальник — — — — 1 0,1 восстановительного поезда
Начальник депо 6 0,9 1 0,2 9 1,2
Начальник планово — 1 0,2 1 0,2 — — экономического отдела
Начальник участка 1 0,2 1 0,2 12 1,6
Специалист по 2 0,3 11 2,4 3 0,4 управлению персоналом
Электромонтер 2 0,3 — — 1 0,1
Электромеханик 3 0,5 — — 40 5,3
Электромеханик СЦБ 1 0,2 2 0,4 1 0,1
Старший 8 1,3 3 0,7 22 2,9 электромеханик
Энергодиспетчер 2 0,3 — — 1 0,1
Электродиспетчер 1 0,2 — — — —
Оператор СТЦ 3 0,5 4 0,9 16 2,1
Нарядчик 1 0,2 — — — —
Токарь 1 0,2 — — — —
Бригадир 2 0,3 — — 14 1,9
Сменный бригадир 2 0,3 — — — —
Монтер пути 2 0,3 — — — —
Товарный кассир 1 0,2 — — — —
Инструктор 1 0,2 1 0,2 5 0,7
Диспетчер дистанции — — — — 1 0,1
Маневровый 2 0,3 2 0,5 12 1,6 диспетчер
Старший инспектор 1 0,2 — — — — по подъездным путям
Слесарь автоматного 1 0,2 — — — — цеха
Слесарь по ремонту — — — — 15 2 подвижного состава
Слесарь 1 0,2 — — — —
Инженер 12 1,9 3 0,7 5 0,7
Инженер по охране 7 1,1 7 1,6 5 0,7 труда
Инженер по 5 0,8 5 1,1 1 0,1 организации и нормированию труда
Инженер отдела — — 1 0,2 — — перевозок
Инженер по 2 0,3 — — — — техническому обучению
Инженер отдела 2 0,3 — — — — вагонного хозяйства
Инженер отдела пути 2 0,3 1 0,2 — —
Инженер по 1 0,2 — — — — безопасности движения
Старший инженер 1 0,2 1 0,2 — — технического отдела
Мастер 7 1,1 — — — —
Дорожный мастер 24 3,9 14 3,1 16 2,1
Старший дорожный 3 0,5 — — 4 0,5 мастер
Мастер участка 1 0,2 — — 2 0,3
Мастер диагностики 1 0,2 — — — —
Мастер цеха 4 0,6 2 0,4 — —
Вагонный мастер 1 0,2 — — — —
Мастер ПТО 1 0,2 — — 13 0,7
Мастер по ремонту 1 0,2 — — — — машин
Старший мастер 1 0,2 2 0,4 — —
Старший мастер цеха 2 0,3 — — — —
Экономист 13 2,1 4 0,9 1 0,1
Составитель поездов 17 2,7 15 3,3 30 4
Дежурный по 2 0,3 — — 4 0,5 отделению
Дежурный по цеху 1 0,2 — — — —
Дежурный по 1 0,2 — — 2 0,3 сортировочной горке
Главный технолог — — 1 0,2 — —
Главный врач — — 3 0,7 — —
Главный инженер 51 8,2 25 5,6 14 1,9
Главный механик 7 1,1 — — 1 0,1
Главный бухгалтер 13 2,1 8 1,8 2 0,3
Машинист 5 0,8 — — 1 0,1
Машинист-инструктор 3 0,5 4 0,9 1 0,1
Зам. начальника по 6 1 17 3,8 5 0,7 кадрам
Зам. начальника 4 0,6 1 0,2 10 1,3 депо
Зам. начальника — — 3 0,7 — — отдела перевозок
Зам. начальника 1 0,2 — — — — отделения пути
Зам. начальника по 1 0,2 — — — — механизмам
Зам. начальника 3 0,5 — — 16 2,1 дистанции
Приемосдатчик 17 2,7 3 0,7 4 0,5 груза и багажа
Ревизор движения 3 0,5 2 0,4 3 0,4
Осмотрщик-ремонтник 4 0,6 1 0,2 193 25,6 вагонов
Старший осмотрщик — 1 0,2 — — — — ремонтник вагонов
Зам. начальника 22 3,5 10 2,2 1 0,1 дороги
Сигналист — — 2 0,4 2 0,3
Дежурный по парку — — 5 1,1 25 3,3
Старший механик — — 1 0,2 — —
Дежурный по — — 3 0,7 — — блокпосту
Приемщик поездов — — — — 4 0,6
Оператор — — — — 3 0,4 сортировочной горки
Оператор СЦБ — — — — 4 0,5
Наладчик машин — — — — 4 0,5
Коммерческий — — — — 2 0,3 ревизор
Машинист крана — — — — 2 0,3
Электрогазосварщик — — — — 1 0,1
Промывальщик — — — — 3 0,4 цистерн
Аппаратчик — — — — 1 0,1 химводоочистки
Технолог — — — — 4 0,5
Техник — — — — 1 0,1
Думается, необоснованно ставить экономиста и осмотрщика вагонов в одинаковое положение в связи с применением к ним мер дисциплинарного взыскания. Проступок экономиста не может повлечь человеческие жертвы. Следовательно, нормативный акт, предусматривающий специальную дисциплинарную ответственность некоторых категорий работников железнодорожного транспорта, необходим. В настоящее время принят в первом чтении проект федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (далее — Проект). В соответствии со ст. 4 Проекта к работникам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: — отстранение от работы на срок до одного года; — увольнение по соответствующим основаниям. Дисциплинарное взыскание в виде отстранения от работы на срок до года предлагается применять за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей (ч. 1 ст. 5). Увольнение, как вид дисциплинарного взыскания, может быть применено к работнику за совершение следующих дисциплинарных проступков: 1) нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию; 2) нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправление и прием железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава; 3) нарушение правил ограждения железнодорожного подвижного состава, места производства путевых работ, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава; 4) нарушение должностных обязанностей, повлекшее за собой столкновение железнодорожного подвижного состава с иным транспортным средством; 5) нарушение технологии обслуживания и ремонта устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава; 6) нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава; 7) отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава; 8) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара в железнодорожном подвижном составе. Проект имеет ряд недоработок. Во-первых, в ст. 1 закреплено, что федеральный закон определяет требования к дисциплине работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта. При этом нет конкретизации, каких именно работников следует относить к данной категории. Во-вторых, Проект содержит лишь обязанности работников, а об обязанностях работодателя не говорится.
——————————————————————