Выступление директора ФМС России К. О. Ромодановского «Актуальные вопросы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации»
(Редакционный материал)
(«Миграционное право», 2008, N 1)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА ФМС РОССИИ К. О. РОМОДАНОВСКОГО
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уважаемые коллеги, спасибо за приглашение на сегодняшнюю встречу, посвященную одной из актуальных и наболевших тем.
Работа на миграционном направлении, в том числе и в плане борьбы с незаконной миграцией, в последнее время находится в центре внимания и государственных органов, и структур гражданского общества.
Вы знаете, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 г. была поставлена задача формирования осмысленной миграционной политики. Президент определил это Послание как программу действий на предстоящие 10 лет.
В этой связи Федеральной миграционной службой совместно с Министерством внутренних дел и другими федеральными органами исполнительной власти был предпринят ряд действий, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области миграции.
Вы сами были участниками работ по реформированию нормативно-правовой базы в области регулирования миграционных процессов и знаете, что государственные подходы к этой проблеме принципиально изменились. Мы благодарны за сотрудничество депутатскому корпусу и особенно фракции «Единая Россия» за конструктивный подход к рассмотрению наших инициатив. Скажу, что с 2006 г. был принят один новый закон. И в десять действующих законов внесены поправки. Я считаю, что это большой объем работы.
Напомню, что основные изменения были направлены, во-первых, на упрощение процедуры учета мигрантов, во-вторых, на упрощение процедуры выдачи разрешения на работу для граждан, въезжающих в Россию в безвизовом порядке, и в-третьих, на ужесточение ответственности работодателей за незаконное использование труда мигрантов. То есть весь груз ответственности мы перенесли на принимающую сторону.
Результаты правоприменительной практики ФМС России в 2007 г. подтверждают, что принятые законодательные меры в сфере миграции принесли ощутимый позитивный эффект. На учет в органы ФМС поставлены почти 6 миллионов 300 тысяч человек. Упрощение процедуры учета позволило увеличить количество граждан, его выполняющих. Таких цифр еще не было. Таким образом, в результате применения нового законодательства повысилась прозрачность миграционных потоков, а государство получило инструменты для более гибкого регулирования процессов миграции.
Аналогичные результаты дало и упрощение процедуры получения разрешения на работу для граждан государств — участников СНГ. Сегодня они вправе самостоятельно получать разрешение на работу и трудоустраиваться. Поэтому число законно работающих иностранцев существенно возросло. Количество выданных разрешений на работу, по сравнению с прошлым годом, возросло почти в 4 раза. Всего в России имеют право законно работать более 2 миллионов иностранцев. Соответственно увеличилось количество трудовых мигрантов, защищенных юридически, в том числе в социальном плане.
Хочу подчеркнуть, что нелегальное положение практически исключает для мигрантов возможность защиты своих прав в установленном порядке.
Показательно, что только один процент мигрантов, работающих в России, ранее обращались за помощью в компетентные органы, чтобы защитить свои права.
Оптимизация процедуры о приобретении законного правового статуса положительно сказалась на демографической ситуации в России. По данным Росстата, в 2006 г. миграционный прирост компенсировал потери населения на 18,6 процента. А за период с января по август 2007 г. эта цифра возросла до 44,9 процента, то есть в 2,4 раза.
Отмечу также, что расширение возможностей для приобретения законного статуса для иностранных граждан положительно сказалось на состоянии преступности среди мигрантов. Ее уровень впервые за многие годы — это данные за 6 месяцев — снизился почти на 7 процентов. На 39,2% сократилось количество иностранцев, выдворенных из Российской Федерации.
Хотел бы при этом отметить, что одновременно с упрощением режимов была значительно повышена и ответственность работодателей за обеспечение законности пребывания привлекаемых на работу иностранцев. Ранее сумма штрафа за незаконное использование труда иностранных граждан в среднем составляла 8 тысяч рублей, независимо от количества незаконно работающих мигрантов. И за одного человека, и за 100 сумма была одинакова.
Сейчас штраф может составлять до 800 тысяч рублей за каждого незаконного работающего. В этом году было наложено штрафов на 3 миллиарда рублей. На отдельных работодателей наложены штрафы на сумму более 50 миллионов рублей.
Эти меры могут выглядеть жесткими, однако они имеют профилактическое значение для предупреждения совершения тех же нарушений другими работодателями. И эта система работает.
Идея переноса ответственности за соблюдение правил осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами отражена в законодательстве ряда европейских стран и США. Но, как отмечают наши коллеги из Европы и Америки, далеко не всегда эти меры удается практически реализовать. Нам это удалось. И наши результаты положительно оценены Международной организацией труда.
В соответствии с административным законодательством штрафы за нарушение порядка осуществления трудовой деятельности иностранцами могут быть наложены и на самого мигранта, и на работодателя. В общем числе выявленных правонарушений проступки работодателей составляют всего 5 процентов. Но при этом по суммам наложенных штрафов это практически 70 процентов из всех средств, внесенных в бюджет.
Усиление ответственности работодателей положительно сказалось и на обеспечении прав иностранных работников. Например, по некоторым специальностям их средняя заработная плата увеличилась в два раза.
Можно с большой долей вероятности утверждать, что, учитывая четырехкратное увеличение с января 2008 г. численности сотрудников миграционного контроля, мы вынудим крупных работодателей неукоснительно соблюдать миграционное законодательство. Уже сегодня сумма штрафа по Москве за каждого незаконного работника достигает в среднем 80 тысяч рублей. Эта мера оказывает в том числе профилактическое воздействие на работодателей и стимулирует их к выполнению предусмотренных законодательством процедур. В целом можно констатировать оздоровление ситуации в этой области.
Как и для других стран, принимающих мигрантов, для нас весьма актуальна проблема борьбы с незаконной миграцией. Ее масштабы остаются еще значительными. Много мигрантов остается в теневом секторе, преимущественно не на крупных производствах, а у индивидуалов (физических лиц, использующих иностранных граждан без составления трудовых договоров) — это няни, сторожа, садовники. По нашим оценкам, это 30 — 40 процентов трудовых мигрантов.
Такая ситуация во многом обусловлена безвизовым порядком въезда граждан практически всех государств — участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностью некоторых участков Государственной границы, и в первую очередь казахстанского и украинского.
Еще раз хочу отметить, что введенный уведомительный порядок миграционного учета позволил получить более объективные данные о количестве прибывающих к нам мигрантов.
Существовавший ранее разрешительный порядок регистрации в условиях безвизового въезда просто невозможен. Он не выполняет свои ограничительные функции, заставляя людей становиться нелегалами.
Всем известно, что незаконная миграция связана с такими формами международной преступности, как терроризм, торговля оружием, незаконный оборот наркотиков и торговля людьми. В контексте обеспечения контроля за соблюдением порядка въезда в Российскую Федерацию и борьбы с использованием поддельных документов весьма важной мы считаем работу по внедрению документов, содержащих биометрические параметры.
Большая организационная работа в этом направлении проделана ФМС Калининградской области, которая, как вы знаете, является анклавом, и вопрос выдачи документов нового поколения этой территории крайне важен.
В настоящее время на всей территории Калининградской области функционируют все запланированные 27 пунктов оформления и выдачи биопаспортов. В ближайшей перспективе мы планируем заключить со всеми субъектами Российской Федерации соглашения, касающиеся взаимодействия в том числе и в сфере изготовления и выдачи документов нового поколения. На сегодняшний день мы уже заключили 55 таких соглашений.
С целью усовершенствования законодательного обеспечения права на свободу передвижения российских иностранных граждан, а также режима въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее нами подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Законопроект создает основу для включения в паспорта персональных данных, предусматривает обязательный консульский учет, упорядочит выдачу загранпаспортов, в том числе гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом. Прошу вас обратить внимание на важность этого проекта и поддержать его при рассмотрении в Государственной Думе.
Весьма важным направлением нашей работы, в том числе и в плане борьбы с незаконной миграцией, стало создание информационных систем. Большая работа проделана по созданию системы учета иностранных граждан, позволяющей контролировать все этапы пребывания иностранца на нашей территории. Эта система уже функционирует, и в нее включено на сегодняшний день более 54 миллионов персональной информации об иностранных гражданах, и еженедельно она пополняется на 1 миллион записей. При этом мы рассматриваем эту информационную систему как средство для упрощения оформления документов, необходимых иностранным гражданам для законного пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
Ее функционирование позволит сократить время, затрачиваемое на осуществление административных процедур, и закроет путь недобросовестным чиновникам.
На сайте ФМС России начала работать система проверки действительности паспортов российских граждан. В нашей базе содержится около 144 миллионов данных, это 144 миллиона паспортных «анамнезов», 93 процента всех выданных паспортов, из них почти 24 миллиона по утраченным, похищенным и недействительным паспортам.
Вы вводите серию и номер паспорта, ваш адрес электронной почтой регистрируется, а результат проверки приходит на ваш электронный почтовый ящик. Проверка подлинности паспортов с использованием интернет-ресурсов ФМС России может иметь практическое применение, например, при регистрации юридических лиц ФМС России. Такая проверка будет способствовать уменьшению количества регистрируемых фирм-однодневок, используемых для правонарушений различного рода.
Кроме того, проверка подлинности паспортов позволит уменьшить количество невозвращенных кредитов и снизить вероятность совершения различного рода мошеннических действий, например, направленных на отмывание денежных средств, осуществление незаконных операций по счетам физических лиц, незаконное снятие наличных денежных средств в особо крупных размерах, которые могут быть использованы в том числе лицами, причастными к террористическим организациям.
Хочу подчеркнуть, что для России наиболее актуальны борьба с незаконной трудовой миграцией и предотвращение ее негативных экономических последствий. По данным исследования, проведенного Международным фондом сельскохозяйственного развития и Межамериканским банком развития, Россия является европейским лидером по масштабам трудовой миграции. На долю Российской Федерации приходится 48 процентов общего числа мигрантов из данного региона.
Примечательно, что, по данным того же исследования, Россия одновременно является и главным пунктом назначения для миграции из СНГ. При этом переводы мигрантов из стран СНГ, работающих в том числе и в России, составляют значительную часть бюджетов этих государств. Например, для Таджикистана, Киргизии, Молдовы это более 30 процентов ВВП.
Необходимо, конечно, учитывать и то, что мигранты, по расчетам независимых экспертов, вносят вклад в российскую экономику. Объем произведенных ими работ оценивается более чем в два триллиона рублей. Незаконная трудовая деятельность иностранных граждан приводит к экономическим потерям государства за счет неуплаты мигрантами и их работодателями налогов и пошлин, а также за счет вывоза денег, полученных мигрантами в результате незаконной трудовой деятельности. То есть тех, с которых в бюджет не поступили положенные по закону налоговые отчисления. Из-за использования работодателями дешевого труда незаконных мигрантов падают расценки и на отечественную рабочую силу в низкобюджетных секторах экономики.
Кроме того, снижаются суммы, вкладываемые в развитие производства и его автоматизацию. Конечно, проще десять граждан Таджикистана послать с ведрами с раствором на десятый этаж, чем купить кран.
Отмечу еще один негативный аспект, связанный с незаконной миграцией. Часть мигрантов, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни, нередко являются разносчиками инфекционных болезней. По сведениям органов здравоохранения города Москвы, до 15 процентов трудовых мигрантов больны опасными инфекционными заболеваниями.
Огромная миграционная нагрузка требует осуществления ряда мер по защите прав наших граждан на рынке труда. В конце прошлого года Правительством Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на реализацию указаний Президента Российской Федерации о наведении порядка в сфере рыночной торговли, где процент занятых иностранных трудящихся был очень высок.
В результате совместной работы наших территориальных органов, органов внутренних дел, Роспотребнадзора и налоговых органов был устранен целый ряд нарушений в этой сфере.
Мы продолжаем контролировать ситуацию на рынках. И если в начале года фиксировали десятки и сотни нарушений, то сейчас при проверке десяти объектов — единицы. И то, что на рынках вы видите граждан южных республик, — это не говорит совершенно о том, что там работают иностранцы. За этими правительственными решениями последовало вступление в силу законодательных актов, в которых была установлена усовершенствованная система квотирования иностранных работников, прибывающих из стран, с которыми установлен как визовый, так и безвизовый режим.
Кроме того, при квотировании будут учитываться профессии, квалификация и др. Упорядочению процессов трудовой миграции и борьбе с ее незаконными формами могло бы способствовать создание системы организованного привлечения и использования иностранных работников на территории Российской Федерации, прежде всего въезжающих в безвизовом порядке.
В настоящее время на рынке труда уже де-факто существует множество частных структур, оказывающих трудовым мигрантам различного рода услуги, причем дорогостоящие. В этой связи предполагается важным активнее развивать деятельность негосударственных агентств занятости, которые на законных основаниях смогут оказывать работодателям и трудовым мигрантам востребованные услуги, и эти услуги будут гораздо дешевле.
Полагаю, что было бы весьма своевременным принятие закона, регулирующего деятельность этих агентств. Повышению их ответственности могло бы способствовать лицензирование этого вида деятельности. Подобный опыт широко распространен за рубежом.
Полагаю, что в целом создание системы селективной миграции, направление миграционных потоков именно в те регионы России, которые в них более всего нуждаются, и будет отвечать в наибольшей степени интересам России.
Первой попыткой создать такую систему стала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Она утверждена Президентом 22 июня 2006 г. В этом году началась практическая работа по реализации. Система начала работать. На сегодняшний день мы получили 3300 анкет от желающих вернуться. До конца ноября мы рассчитываем встретить около 500 человек.
Реализация Программы находится на начальном этапе, и о каких-либо результатах говорить пока рано. Однако в целом идея регулирования миграционных потоков в зависимости от экономической потребности регионов представляется перспективной и требующей дальнейшего развития. По нашему мнению, именно такой подход позволит избежать миграционной напряженности, различных конфликтов, связанных с прибытием мигрантом.
Хочу отметить, что вопросы борьбы с незаконной миграцией, налаживание системы организованного привлечения мигрантов требуют тесного взаимодействия с нашими иностранными партнерами, без этого не обойтись, миграцию одна страна никогда не организует, этот вопрос никогда не решит. В этой связи нами большое внимание уделяется международному сотрудничеству в области миграции, в том числе и на пространстве Содружества Независимых Государств. В рамках СНГ уже заключен ряд соглашений по миграционным вопросам, в том числе Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.
Ряд документов в области миграции был подписан на последнем саммите Содружества, проходившем в начале октября в Душанбе. Это Декларация о согласованной миграционной политике и Соглашение о создании совета руководителей миграционных органов.
Создание совета направлено на укрепление организационной составляющей сотрудничества наших стран в области миграции.
Уважаемые коллеги! Завершая свое выступление, я хотел бы сказать слова благодарности за совместную работу. При вашем участии были произведены, можно сказать, исторические изменения в законодательном регулировании миграционных процессов. Думаю, что этот труд будет способствовать созданию новой системы управления миграцией в нашей стране.
Недавно в Государственную Думу внесен ряд проектов, подготовленных ФМС России. Прошу вас поддержать наши инициативы.
Благодарю за внимание.
——————————————————————