Реализация механизма налогового контроля с целью обеспечения экономической безопасности государства в условиях регулирования миграционных процессов
(Терзиди А. В.) («Миграционное право», 2007, N 3)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
А. В. ТЕРЗИДИ
Терзиди А. В., старший преподаватель кафедры документальных проверок и экспертиз АЭБ МВД России.
Экономическое развитие Российского государства происходит в условиях реформирования системы налогового контроля, стабилизации финансово-бюджетной и налоговой политики, укрепления отношений, направленных на социальное обеспечение населения. Вместе с тем Россия вовлечена в конкурентную борьбу во внешнеэкономической сфере, процессы глобализации, интернационализации и интеграции, следствием которых является подъем хозяйственной деятельности, рост политической репутации государства, резкое усиление миграционных процессов <1>. ——————————— <1> К миграционным следует относить: процессы массового характера (экономическая или трудовая миграция); процессы, которые не сокращают, а увеличивают население страны; процессы, которые обеспечивают рациональное распределение населения страны по территории государства; процессы, направленные на «оседание» и постоянное проживание законных иммигрантов в стране.
Миграция — это перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя) <2>. ——————————— <2> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998 — 2000 годы».
Миграционные процессы в России имеют две главные стороны: международная миграция в Россию; внутренняя миграция по территории России <3>. ——————————— <3> Хабриева Т. Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. N 7.
В Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации отмечено, что «современная миграционная ситуация в Российской Федерации является следствием сложной социально-экономической обстановки… для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов» <4>. ——————————— <4> К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда. См.: распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р, раздел I «Миграционная ситуация».
На 3-й Международной конференции «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма» глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский сообщил, что, «по экспертным оценкам, на территории Российской Федерации насчитывается около 10 миллионов нелегальных трудовых мигрантов, при этом ущерб от неуплаты налогов, причиняемый нелегальной миграцией, оценивается более чем в 250 миллиардов рублей в год» <5>. ——————————— <5> ИА «Альянс Медиа» по материалам РИА «Новости» от 5 ноября 2006 г. (www. sng. allbusiness. ru).
Кроме того, по наблюдениям специалистов FATF (международной организации по борьбе с отмыванием денег), «объем ежегодного вывоза денежных средств из России, минуя систему государственного контроля, составляет порядка 260 миллиардов рублей» <6>, с чем, в свою очередь, согласился глава ФМС. Анализ данного обстоятельства позволяет предположить, что так называемая неформальная система перевода денег может быть часто использована при легализации (отмывании) денежных средств и финансировании терроризма. ——————————— <6> См.: Там же.
Стоит согласиться с мнением директора ФМС, который сделал следующее заявление: «Незаконная миграция не поддается государственному учету, она исключена из системы официального трудоустройства и налогообложения, лишена социальной защиты государства» <7>. А это свидетельствует о том, что часто мигранты находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений и превращаются в маргиналов. ——————————— <7> См.: Там же.
Таким образом, государству необходимо формировать специализированные экономические институты и организационно-правовые механизмы (инструменты) в целях регулирования и контроля миграционных процессов, проводить действенную политику противодействия незаконной миграционной деятельности и глобальной структурной сети, в которую входят как работодатели, так и криминальные группировки. При этом представляется крайне необходимым адаптировать существующую структуру и качественный состав миграционных потоков к стратегическим государственным потребностям. Миграция, которая в России носит спонтанный, во многом неуправляемый характер, оказывает негативное влияние на хозяйственные, социально-культурные, демографические и другие процессы, затрагивает национальные интересы государства, влияет на состояние его экономической безопасности. В сложившихся условиях механизм налогового контроля <8> должен по праву занять ведущее положение в качестве элемента государственного управления экономикой. Он должен быть направлен на обеспечение экономической безопасности государства и повышение уровня ее устойчивости в налоговой сфере. ——————————— <8> Механизм налогового контроля — совокупность методов и приемов воздействия субъектов налогового контроля на налогоплательщиков с целью повышения уровня налоговой культуры, предотвращения налоговых правонарушений и преступлений. См.: Чухнина Г. Я. Механизм и субъекты налогового контроля в Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. Волгоград, 2001. С. 152.
В то же время право на свободу передвижения является одним из основных прав человека и гражданина, признанных международным законодательством: «…хотя перемена местопребывания каждого лица есть прежде всего акт свободного самоопределения и касается, казалось бы, интересов самого передвигающегося, сам этот факт, особенно при его количественном возрастании, — а таковы сегодня миграционные процессы в России — может глубоко влиять на общественные дела, на общественную безопасность и затрагивать права и интересы других граждан, в том числе коренных жителей страны» <9>. Поэтому в целях обеспечения в первую очередь общественной безопасности и общественного порядка государство применяет исторически проверенный и оправдавший себя метод паспортизации и регистрации населения <10>. ——————————— <9> Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс / Под ред. А. В. Куракина. М.: Дело и Сервис, 2004. С. 713. <10> См.: Там же. С. 712 — 724.
Правовую основу применения данного метода административного права составляют: Конституция РФ, федеральное законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции и приказы ФМС России, МВД России, других органов и учреждений государственной власти и местного самоуправления, нормы международного права. Использование механизма налогового контроля в деятельности по регулированию миграционных процессов и борьбе с нелегальной рабочей силой закреплено в следующих нормативных актах: в Налоговом кодексе РФ, которым установлен порядок взимания налогов и сборов, иностранным гражданам в налоговых правоотношениях присвоен соответствующий статус, урегулированы иные вопросы в отношении налогообложения и проведения налогового контроля иностранных граждан; в Федеральном законе от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в соответствии с которым в перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, заносится информация о привлечении к ответственности, в том числе за совершение налоговых правонарушений (пп. 15 п. 1 ст. 9). Органы Федеральной миграционной службы в процессе выполнения своих полномочий направляют в территориальные налоговые органы данные о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания (пп. 5 п. 2 ст. 12); в распоряжении Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р <11>. ——————————— <11> Распоряжением была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, которая в части II «Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» содержит положение о необходимости решения задачи автоматизации и унификации технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля. При этом одним из основных направлений деятельности по регулированию миграционных процессов в области вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции является проведение комплексных проверок соблюдения иностранными гражданами налогового законодательства.
Анализ вопросов, связанных с регулированием миграционных процессов в России и повышением экономической безопасности государства, в условиях реализации механизма налогового контроля, позволяет сделать следующие выводы. 1. Нелегальная трудовая миграция — отрицательное социально-экономическое явление российской действительности, которое находится в тесной взаимосвязи с такими противоправными деяниями, как уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) денежных средств и финансирование терроризма, коррупция. Перечисленные деяния создают реальную угрозу экономической безопасности государства, подрывают устойчивость и безопасность бюджетной системы страны, замедляют темпы политического развития, снижают финансово-хозяйственную активность субъектов предпринимательской деятельности. 2. В отношениях, связанных с регулированием и контролем миграционных процессов, реализация налогового контроля базируется на нормах административного и налогового права. 3. Выход трудовой миграции из «тени» позволит создать условия для соблюдения законности, социальной защиты государства, обеспечения прав и интересов иностранных граждан. Таким образом, активизация деятельности правоохранительных и контролирующих органов зарубежных стран и России при содействии международных организаций будет способствовать ужесточению контроля налогообложения, усилению механизмов противодействия угрозам экономической безопасности в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечит рост собираемости налогов в бюджетную систему государства.
——————————————————————