Нормы административного права в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка
(Лобанов С. А.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 4)
НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
С. А. ЛОБАНОВ
Лобанов Сергей Анатольевич, соискатель Московского гуманитарного университета.
В статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации административной юрисдикции в сфере потребительского рынка, раскрываются особенности норм административного права в деле предупреждения и пресечения административных правонарушений.
Ключевые слова: рынок, потребитель, механизм, правонарушение, юрисдикция, наказание, взаимодействие, предупреждение, пресечение, интерес, средство, набор.
Administrative Regulation in Jurisdictional Activity Performed by Internal Affairs Agencies in the Sphere of Consumer’s Market S. A. Lobanov
The article studies the legal and organizational issues of implementation of administrative jurisdiction in the sphere of consumer’s market and describes peculiarities of administrative law in the sphere of prevention and suppression of administrative offences.
Key words: market, consumer, mechanism, violation of law, jurisdiction, punishment, interaction, warning, suppression, interest, mean, set.
Механизм административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке представляет собой способ организации и осуществления прав и законных интересов потребителей, которые взаимодействуют с предприятиями торговли, а также предприятиями, оказывающими те или иные услуги; самостоятельную систему правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, позволяющую достичь необходимого результата — обеспечения правопорядка в деле предоставления качественных товаров (услуг) потребителям — гражданам и юридическим лицам. Анализ механизма административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с предупреждением и пресечением органами внутренних дел правонарушений на потребительском рынке, показывает, что данный механизм является частью общего механизма правового регулирования. Механизм административно-правового регулирования в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке в конструктивном плане содержит, по сути, тот же набор правовых средств (нормы права, правоотношения, акты применения норм права), с помощью которых и осуществляется воздействие на общественные отношения. Несмотря на то что механизм административно-правового регулирования находится в диалектическом единстве с механизмом правового регулирования, тем не менее в содержательном плане механизму административно-правового регулирования присущи и свои специфические особенности, которые позволяют выделить его в самостоятельное направление правового регулирования <1>. Данный тезис находит свое подтверждение и в юридической литературе. В частности, Н. М. Дорогих пишет о том, что административно-правовой механизм занимает особое место в системе государственно-правового механизма в целом; это обусловлено тем, что в его основе лежит деятельность всех органов государственного управления, а деятельность аппарата управления имеет подзаконный характер. Но главное отличие административно-правового механизма лежит в основе управленческой деятельности. Управленческая деятельность — это особый вид государственной деятельности, она осуществляется непрерывно, и в ней постоянно диалектически взаимосвязаны правовые и практические формы <2>. ——————————— <1> См.: Василенко Г. Н. Административно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 45. <2> См.: Дорогих Н. М. Административно-правовой механизм в реализации антиалкогольной функции государства: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1990. С. 16.
Кроме того, в юридической литературе отмечается, что «…каждая отрасль права имеет в своей основе специфический, качественно особый вид общественных отношений» <3>. Можно сказать, что механизм правового регулирования в соответствующей отрасли права подчиняется специфике предмета правового регулирования. Нормы административного права регламентируют разнообразные общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной действительности. Не акцентируя внимание на специфике предмета административно-правового регулирования, отметим, что нормы административного права регламентируют разнообразные общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами исполнительной власти, а также иными субъектами административного права в сфере потребительского рынка. ——————————— <3> См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 15.
Нормы административного права определяют режим деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке. Конструктивные элементы механизма административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке. Необходимо согласиться с тем, что правовые средства как составные части механизма административно-правового регулирования включаются в процесс регулирования в определенной последовательности <4>. Какие же именно нормы права задействованы в механизме предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка? ——————————— <4> См.: Василенко Г. Н. Указ. соч. С. 67.
Нормы административного права, которые определяют деятельность органов внутренних дел в сфере потребительского рынка
Данные нормы содержатся в Приказе МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <5>, Приказе МВД России от 3 ноября 2006 г. N 879/746 «Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке» <6>, Приказе МВД России от 5 декабря 2008 г. N 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» и др. ——————————— <5> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 16. <6> См.: Российская газета. 2006. 13 декабря.
В ходе осуществления административно-правового регулирования общественных отношений на потребительском рынке возникают различные правоотношения. Соответственно, нормы административного права, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке, носят как материальный, так и процессуальный характер. Относительно процессуальных норм необходимо сказать несколько слов, так как эти нормы играют важную роль в административно-правовом механизме предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка. Связано это с тем, что соответствующая деятельность органов внутренних дел достаточно детально регламентируется административно-процессуальными нормами, в частности контрольно-надзорная деятельность, в ходе которой выявляются различного рода правонарушения в сфере потребительского рынка, юрисдикционная деятельность в сфере потребительского рынка носит процессуальный характер. Следует также сказать, что и сами процессуальные нормы, которые регламентируют административную деятельность органов внутренних дел в сфере потребительского рынка, весьма разнообразны. В научной литературе административно-процессуальные нормы дифференцируются по различным критериям, поскольку такие нормы определяют последовательность деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Нужно отметить, что также в ходе реализации норм административного права в деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке возникают как вертикальные, так и горизонтальные административные правоотношения. В ходе предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка возникают конфликтные отношения, которые связаны с осуществлением должностными лицами контрольно-надзорных мероприятий, а также применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Нормы административного права, которые определяют режим лицензирования на потребительском рынке
Содержатся в целом ряде нормативных правовых актов, а именно: в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» <7>, Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» <8> и др. В частности, Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <9> определяет, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов РФ, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. ——————————— <7> См.: СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430. <8> См.: СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4933. <9> См.: СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4453.
Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление таких видов деятельности, как: — производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; — производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; — хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; — закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; — производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; — розничная продажа алкогольной продукции. Лицензирование обеспечивает безопасность потребительского рынка, а также защиту прав потребителей: «…функциональное назначение лицензирования как элемента административно-правового механизма защиты прав потребителей лежит в плоскости обеспечения безопасности потребителей» <10>. ——————————— <10> См.: Шматко А. В. Административно-правовой механизм защиты прав потребителей: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 19.
Нормы административного права, которые определяют режим разрешительной деятельности в сфере потребительского рынка
Необходимо сказать, что разрешительная деятельность не тождественна лицензионной деятельности, несмотря на то что этимология этих слов совпадает. Административное разрешение выполняет важные функции в сфере потребительского рынка: с одной стороны, разрешение предоставляет субъекту экономической деятельности права на тот или иной вид предпринимательской деятельности, а с другой — право на осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной деятельности за субъектом экономической деятельности, определенных требований и условий, обеспечивающих общественную и экономическую безопасность. Административное разрешение в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации направлено на защиту жизненно важных потребностей и интересов личности, общества и государства. Эффективное административное разрешение достигается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, правового, а также организационного характера <11>. «Разрешение выдается физическим и юридическим лицам соответствующими административными органами, как правило, на совершение отдельных, однократных действий, а не на занятие систематической деятельностью, лицензия же позволяет лицензиату многократно, в течение установленного срока действия лицензии совершать типовые действия» <12>. ——————————— <11> См.: Журавлев Р. А. Административное разрешение в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10. <12> Кононов П. И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001. С. 91.
Разрешения, так же как и лицензии, выдаются на совершение тех действий, которые создают потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан и безопасности государства или могут привести к ограничению прав и ущемлению законных интересов физических и юридических лиц <13>. ——————————— <13> Там же.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» <14> определяет, что разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. В этом заявлении должны быть указаны: ——————————— <14> См.: СЗ РФ. 2007. N 19 (ч. I). Ст. 34.
— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; — идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; — тип рынка, который предполагается организовать. В разрешении указываются: наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение; полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок; тип рынка; срок действия разрешения; идентификационный номер налогоплательщика; номер разрешения; дата принятия решения о предоставлении разрешения.
Нормы административного права, которые определяют режим регистрации в сфере потребительского рынка
Одним из основных законодательных актов, определяющих режим регистрационных отношений в сфере потребительского рынка, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <15>. Так, при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: ——————————— <15> См.: СЗ РФ. 2008. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме; — копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; — копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; — подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации; — документ об уплате государственной пошлины и др.
Нормы административного права, определяющие режим контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка
Данные нормы содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» <16>. В частности, названный Закон определяет: ——————————— <16> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6244.
— порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль (надзор), муниципальный контроль; — порядок взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), муниципальный контроль при организации и проведении проверок; — права и обязанности органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, их должностных лиц при проведении проверок; — права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Должностные лица органов внутренних дел наиболее часто выступают в качестве субъектов контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка. Именно в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий выявляются различные правонарушения в сфере потребительского рынка. «…Среди всех проверяющих органов на объектах предпринимательской деятельности наиболее часто появляются сотрудники милиции. Среди представителей органов милиции с целью проверки на объектах предпринимательской деятельности наиболее часто бывают участковые уполномоченные милиции, сотрудники по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а также сотрудники патрульно-постовой службы» <17>. Информационные правоотношения в сфере потребительского рынка урегулированы Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» <18>, Федеральным законом от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» <19>, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <20>, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «О персональных данных», Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» <21> и др. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <22> определяет, что в целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. ——————————— <17> См.: Косяк С. В. Организация деятельности органов милиции по реализации контрольно-надзорной функции в сфере предпринимательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 17. <18> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 41. Ст. 8220. <19> См.: СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283. <20> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448. <21> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 7. <22> См.: Российская газета. 2009. 30 декабря.
В частности, Закон определяет ту информацию, которая должна размещаться на официальных сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, осуществляющих управление торговой деятельностью. В свою очередь, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» <23> определяет, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. ——————————— <23> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <24> определяет, что обязательному размещению и не реже чем один раз в квартал обновлению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежит: ——————————— <24> См.: Российская газета. 2009. 30 декабря.
— информация о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности; — информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности; — информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров; — иная определенная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информация. Органы государственной власти субъектов РФ формируют торговые реестры в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и порядком его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ. Не допускается устанавливать плату за внесение в торговые реестры названных сведений, обусловливать получение на возмездной основе документов, подтверждающих внесение сведений в торговые реестры, предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), от наличия в торговых реестрах информации об этих хозяйствующих субъектах и (или) осуществляемой ими торговой деятельности. Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли. Информационные системы учета и контроля в сфере потребительского рынка должны включать информацию о каждой единице выпущенной в оборот продукции и о сделках, совершенных с ней субъектами оборота продукции. Информационные системы учета и контроля оборота должны создаваться для таких видов продукции, как: — аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителей; — лекарственные средства; — биологически активные добавки; — косметическая и парфюмерная продукция; — строительные материалы; — автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запасные части для них; — пиротехника. Обмен информацией по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка производится в порядке, установленном законодательством РФ. Порядок размещения в информационных системах общего пользования информации о деятельности органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора и доступа к ней устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Информация о взаимодействии органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора может в установленном порядке размещаться в средствах массовой информации. Как отмечают А. П. Алегин и А. Л. Ситковский, сегодня самой острой проблемой для принятия управленческих решений в системе МВД на всех ее уровнях является дефицит актуальной и достоверной информации, необходимой как для тактики, так и для стратегии управления. Такое положение сложилось в результате того, что в горрайорганах внутренних дел: — не завершено формирование единой методики сбора, обработки, хранения и использования информации оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического назначения; — формирование имеющихся информационных фондов ведется на основе многочисленных, порой противоречащих друг другу нормативных актов, а также несовместимых программно-аппаратных средств; — отмечается низкое качество учетно-регистрационной работы; — затруднен непосредственный (в режиме реального времени) доступ пользователей к информационным фондам оперативной информации, что приводит к незаинтересованности практических работников в качественном заполнении большого количества носителей информации и отрыву сотрудников оперативных служб от процесса формирования банков данных <25>. ——————————— <25> См.: Алегин А. П., Ситковский А. Л. Совершенствование информационного обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка. М., 2006. С. 6.
Следует отметить, что благодаря процедурам предоставления публичной информации в сфере потребительского рынка создается возможность осуществлять контроль за состоянием системы управления, повышать исполнительность и дисциплину, ответственность и действенность, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления. Надлежащая организованная система предоставления информации является необходимой предпосылкой реализации функций управления в сфере потребительского рынка. Знание фактического положения дел позволяет органам внутренних дел наиболее успешно решать правоохранительные задачи в сфере потребительского рынка, а также осуществлять защиту прав потребителей. Итак, от совершенствования нормативных предписаний, а также их правильного и законного применения зависит уровень законности и правопорядка на потребительском рынке. Механизм административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка представляет собой способ организации и осуществления прав и законных интересов потребителей, которые взаимодействуют с предприятиями торговли, а также предприятиями, оказывающими те или иные услуги потребителям. Нормы административного права, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке, носят различный характер. Нормы административного права, действующие в сфере организации и функционирования потребительского рынка, можно классифицировать по следующим основаниям: предмету регулирования; сфере применения; соподчиненности; методу регулирования; форме предписания; пределу действия, а также построению. Значительное место в административно-правовом механизме предупреждения и пресечения правонарушений занимают императивные предписания, поскольку интересы защиты прав потребителей, как правило, не предполагают возможности договариваться. В настоящее время все более важную роль в механизме административно-правового регулирования общественных отношений в сфере потребительского рынка начинают играть диспозитивные нормы административного права. Это обстоятельство обусловлено тем, что решать поставленные перед органами внутренних дел задачи посредством исключительно императивных предписаний становится практически невозможно. Диспозитивные нормы административного права позволяют сторонам административных правоотношений согласовывать свои интересы и эффективно достигать решения тех задач, которые стоят перед соответствующими органами исполнительной власти. Особую группу норм права в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка занимают нормы, регламентирующие информационные отношения, которые складываются в сфере потребительского рынка. Благодаря процедурам предоставления публичной информации в сфере потребительского рынка создается возможность осуществлять контроль за состоянием системы управления, повышать исполнительность и дисциплину, ответственность и действенность, а также вовремя вносить соответствующие коррективы в процессы управления. Надлежаще организованная система предоставления информации является необходимой предпосылкой реализации функций управления в сфере потребительского рынка. Знание фактического положения дел позволяет органам внутренних дел наиболее успешно решать правоохранительные задачи в сфере потребительского рынка, а также осуществлять защиту прав потребителей.
Библиографический список
1. Зуй В. В. Административная ответственность за правонарушения в области торговли: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Харьков, 1988. 2. Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979. 3. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2001. 4. Куракин А. В., Тюрин В. А., Дроздов А. В., Зубач А. В. Квалификация административных правонарушений. М., 2001. 5. Катыс М. А. Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 6. Лихарев В. В. Квалификация административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1988. 7. Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. 8. Савельева В. С. Основы квалификации преступлений. М., 2006. 9. Шумихин В. Г. Правила квалификации преступлений. М., 2003.
References (transliteration)
1. Zuy V. V. Administrativnaya otvetstvennost’ za pravonarusheniya v oblasti torgovli: Avtoref dis. … kand. yurid. nauk. Khar’kov, 1988. 2. Koval’ L. V. Administrativno-deliktnoe otnoshenie. Kiev, 1979. 3. Kudryavtsev V. N. Obshchaya teoriya kvalifikatsii prestupleniy. M., 2001. 4. Kurakin A. V., Tyurin V. A., Drozdov A. V., Zubach A. V. Kvalifikatsiya administ rativnykh pravonarusheniy. M., 2001. 5. Katys M. A. Administrativnaya otvetstvennost’ za narushenie zakonodatel’stva o zashchite prav potrebiteley: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002. 6. Likharev V. V. Kvalifikatsiya administrativnykh pravonarusheniy v sfere okhrany obshchestvennogo poryadka: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 1988. 7. Salishcheva N. G. Grazhdanin i administrativnaya yurisdiktsiya v SSSR. M., 1970. 8. Savel’eva V. S. Osnovy kvalifikatsii prestupleniy. M., 2006. 9. Shumikhin V. G. Pravila kvalifikatsii prestupleniy. M., 2003.
——————————————————————