Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел

(Корякин Е. А.) («Административное право и процесс», 2009, N 4)

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Е. А. КОРЯКИН

Корякин Е. А., преподаватель кафедры организации исполнения уголовных наказаний Кировского филиала Академии права и управления ФСИН России.

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел регламентируется, прежде всего, нормами КоАП России, в структуре которого имеются разделы и главы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Administrative-jurisdiction activity of agencies of internal affairs is regulated prima facie by the norms of the Code of Administrative Violations of the Russian Federation; in the structure of the code there exist sections and chapters determining the procedure of proceeding on the cases of administrative violations <*>. ——————————— <*> Koriakin E. A. Proceeding on cases on administrative violations effectuated by agencies of internal affairs.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. По делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: — наличие события административного правонарушения; — лицо (физическое или юридическое), совершившее соответствующие противоправные деяния, влекущие административную ответственность; — виновность лица в совершении административного правонарушения. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие. Что касается юридического лица, то оно признается виновным, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; — обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; — характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; — обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, имеют очень важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению; — иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ перечислены источники получения данных, используемых в качестве доказательств по делу: протокол об административном правонарушении; протоколы, составляемые при применении мер обеспечения производства; объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу; показания потерпевшего и свидетелей; заключение эксперта; документы; вещественные доказательства; показания специальных технических средств. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях регламентируется главой 27 КоАП РФ. Они применяются в следующих случаях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнение принятого по делу постановления. Указанные в ст. 27.1 КоАП РФ меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий. В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц ОВД, подлежит возмещению в полном объеме. Производство по делам об административных правонарушениях складывается из последовательно совершаемых процессуальных действий, которые называются стадиями производства. Каждая стадия имеет присущие ей задачи и включает в себя ряд однородных процессуальных действий, обеспечивающих своей совокупностью разрешение дела.

——————————————————————