Понятие и содержание терминов «транспортная безопасность» и «угроза транспортной безопасности»: теоретический аспект
(Титова Н. К.)
(«Транспортное право», 2012, N 3)
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ «ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
И «УГРОЗА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Н. К. ТИТОВА
Титова Н. К., аспирант, Юридический институт МИИТа.
Главным направлением в обеспечении национальной безопасности является обязательное формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Транспортная безопасность согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Транспортную безопасность также можно понимать как состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать вред здоровью и жизни людей, минимизировать ущерб имуществу и окружающей среде, а также общенациональный экономический ущерб при осуществлении транспортной деятельности.
Транспортную безопасность можно охарактеризовать:
— как систему реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом;
— как систему предупреждения чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
— как систему предупреждения, противодействия и пресечения преступлений, включая терроризм в транспортной сфере.
Достигается это путем проведения единой государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, системой мер экономического, организационного, политического характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства в транспортной сфере.
Защита личности, общества и государства в транспортной сфере является одной из важнейших задач. На сегодняшний день понятие «безопасность на транспорте» ассоциируется у нас в основном с предотвращением террористических актов, в связи с событиями, происходящими в последнее время. Но, с другой стороны, транспортная безопасность — это и защита от любых форм криминального вмешательства в действия транспорта и в его инфраструктуру.
Правовую основу транспортной безопасности как правовой категории составляет большая масса различных нормативных правовых актов, и это объяснимо: есть много видов транспорта и много различных факторов безопасности.
Главным правовым документом является Федеральный закон «О транспортной безопасности». Он включает в себя статьи, регулирующие транспортную безопасность, раскрывает основные понятия, относимые к ней, содержит категории транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разъясняет права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности.
Важнейшим актом в сфере регулирования транспортной безопасности является Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р, которая содержит в себе положения, охватывающие все стороны этого явления, и даже планируемые разработки, например, список правовых актов, подлежащих разработке, изменению и дополнению.
Чтобы говорить о защите какого-либо объекта, субъекта, предмета, необходимо знать его сущность, особенности и свойства.
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р, определяет значение транспортной системы и транспортной отрасли в Российской Федерации.
Это, во-первых, структурная перестройка мирового хозяйства и народного хозяйства, возрастание роли региональных экономических союзов, отсюда:
— изменение национальных и мировых грузоперевозок и пассажиропотоков;
— рост требований к качеству транспортного обслуживания.
Во-вторых, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики, отсюда следует: транспортная отрасль должна встать на путь инновационного развития.
Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и, таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
Повышение уровня безопасности транспортной системы является одной из главнейших задач, названных в Законе. Реализовать эту задачу можно лишь тогда, когда будет приведена в единую систему безопасность движения, полетов и судоходства, обеспечена слаженная работа различных служб, повышена роль военной безопасности страны и тем самым созданы необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности. За счет проведения комплекса этих мероприятий предполагается достичь уровня безопасности, соответствующего международным и национальным требованиям.
Помимо мероприятий прямого обеспечения транспортной безопасности, огромное значение в достижении данной цели играет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта, а также подготовка специалистов высокой профессиональной квалификации.
В «Российской газете» были опубликованы приказы Минтранса России в связи с безопасностью на речном, авиационном, автомобильном транспорте. Документы устанавливают правила и порядок организации мер по защите как непосредственно транспортных объектов, так и инфраструктуры. Например:
— ужесточился пропускной контроль на объекты транспорта;
— систематическое обучение лиц, имеющих непосредственное отношение к транспортной безопасности, должно проводиться не реже 1 — 2 раз в год;
— к лицам, претендующим на работу в сфере транспорта, требования также повысились. Например, если они имеют непогашенную судимость, либо состоят на учете в психо — или наркодиспансерах, либо если уже были уволены из государственных структур, в службе им будет отказано.
Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте создана в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2010 N 403 и в силу этого является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в том числе и нерезидентами, как находящимися в России, так и на борту транспортных средств, в условиях действия российской юрисдикции.
В этом документе прописаны основные принципы, т. е. основополагающие идеи, которых должны придерживаться при осуществлении мероприятий в сфере транспортной безопасности.
Согласно документу основными угрозами безопасности населения на транспорте являются:
— угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
— угрозы техногенного и природного характера.
Основными способами противодействия угрозам являются:
— предупреждение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
— пресечение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
— предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными принципами формирования Программы являются:
— защита жизни и здоровья населения на транспорте;
— объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, обеспечивающих безопасность населения на транспорте;
— взаимная ответственность граждан, общества и государства по обеспечению безопасности населения на транспорте;
— интеграция в международные системы обеспечения безопасности населения на транспорте;
— выполнение мероприятий, направленных на предупреждение актов незаконного вмешательства в целях обеспечения безопасности населения на транспорте;
— непрерывность обеспечения безопасности населения на транспорте;
— максимальное использование возможностей государственно-частного партнерства;
— интеграция с комплексной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и единым банком данных по проблемам борьбы с терроризмом.
Транспортная безопасность призвана обеспечить:
1) безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
2) безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
3) безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
4) экономическую и внешнеэкономическую безопасность;
5) экологическую безопасность;
6) информационную безопасность;
7) пожарную безопасность;
8) санитарную безопасность;
9) химическую, бактериологическую, ядерную и радиационную безопасность;
10) мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса.
Под понятием «угроза транспортной безопасности» понимаются противоправные действия, процессы природного либо техногенного характера, препятствующие жизненно важным интересам личности, общества, государства в транспортной сфере, приводящие к негативным последствиям в транспортном комплексе.
В понятие «угроза транспортной безопасности» включаются такие факторы, как акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; текущее состояние инфраструктуры транспортных средств, связанное с их техническими характеристиками; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, расположенные непосредственно близко к объектам инфраструктуры и транспортным средствам.
Федеральный закон «О транспортной безопасности» разъясняет нам еще и акт незаконного вмешательства как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб. Следует заметить, что акты незаконного вмешательства могут быть как внутренние, так и извне.
Под текущим состоянием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимаются заложенные при проектировании параметры технической надежности; текущее техническое состояние, а также психологическое и моральное состояние личного состава, обслуживающего объект инфраструктуры или непосредственно транспортное средство.
Безопасность на транспорте при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, пассажиров и персонала от данных обстоятельств.
Следует также отметить, что к числу угроз относятся и негативные последствия недостаточной разработанности нормативно-правовой базы в транспортной области.
Угроза транспортной безопасности может быть разграничена на внутреннюю и внешнюю. К внутренним относят критическое состояние объектов транспортной инфраструктуры или самого транспортного средства, недостаточную координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе, снижение уровня подготовки научных и высококвалифицированных кадров, нехватку специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. К внешним можно отнести стремление ряда стран к доминированию на мировом транспортном пространстве, активную деятельность международных террористических организаций.
Чтобы вывести транспортную безопасность России на должный уровень, необходимо создать единую нормативно-правовую базу. Государственная политика в области транспортной безопасности должна соответствовать нынешнему положению дел в этой сфере, т. е. при помощи научных работников, теоретиков, экспертов, общественных деятелей выявлять наболевшую проблему и незамедлительно искать пути ее разрешения. Необходимо неукоснительно соблюдать требования безопасности при перевозках пассажиров и грузов, а их невыполнение должно влечь суровую ответственность.
Улучшение профессиональной подготовки личного состава объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства играет немаловажную роль в обеспечении достойного уровня транспортной безопасности.
——————————————————————