Обеспечение безопасности дорожного движения как одна из гарантий конституционного права на жизнь
(Колесников Д. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2012, N 12)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ГАРАНТИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ <*>
Д. В. КОЛЕСНИКОВ
——————————— <*> Kolesnikov D. V. Ensuring security of road traffic as one of guarantee of constitutional right to life.
Колесников Дмитрий Вячеславович, инспектор службы, спецбатальон государственной инспекции безопасности дорожного движения Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ.
В статье рассматривается конституционно-правовое регулирование обеспечения безопасности дорожного движения в контексте национальной безопасности Российской Федерации. Кроме того, учитывая, что задача повышения безопасности дорожного движения в России является одной из приоритетных, предлагается рассматривать понятие безопасности дорожного движения шире и с конституционно-правовой точки зрения как одну из гарантий конституционного права на жизнь.
Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения; безопасность дорожного движения; дорожное движение; национальная безопасность; обеспечение национальной безопасности; конституционно-правовой аспект.
The article examines the constitutional and legal regulation of road traffic safety in the context of national security of the Russian Federation. In addition, given that the task of improving the road traffic safety in Russia is one of the priority, it is offered to consider the concept of road safety wider and with the constitutional-legal point of view as one of the guarantees of the constitutional right to life.
Key words: ensuring of security of road traffic, security of road traffic, road traffic, national security, ensuring national security, constitutional-law aspect.
Обеспечение безопасности дорожного движения признано одной из острых социально-экономических и демографических проблем <1>, представляющих угрозу национальной безопасности страны. Основным Законом нашей страны определяется, что в ведении Российской Федерации находится безопасность, а в совместном ведении РФ и ее субъектов — обеспечение общественной безопасности. При этом Президент Российской Федерации является гарантом по защите безопасности государства, а Правительство Российской Федерации должно осуществлять меры по обеспечению государственной безопасности РФ. ——————————— <1> Войтенков Е. А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения // Юридический мир. 2010. N 8. С. 52 — 55.
Отметим, что под национальной безопасностью понимается такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства <2>. ——————————— <2> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. N 88. 2009. 19 мая.
В свою очередь, система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов <3>. ——————————— <3> Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
Стоит подчеркнуть, что безопасность дорожного движения традиционно исследуется учеными как разновидность общественной безопасности, специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда <4>. ——————————— <4> Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 — 42.
Напомним, что дорожное движение рассматривается как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог <5>. Вместе с тем безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий <6>. ——————————— <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 28.03.2012) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531. <6> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Российская газета. N 245. 1995. 26 декабря.
Как нам представляется, в отношении участников дорожного движения понятие безопасности однозначно связано с защитой их конституционных прав на жизнь, охрану здоровья и безопасные условия труда. В 2011 г. в Российской Федерации произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. При незначительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий и числа раненных в них людей количество погибших возросло на 5,2%, или на 1386 человек, при этом число погибших в результате нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств возросло на 5,6%, или на 1245 человек (89,8% прироста числа погибших) <7>. ——————————— <7> Сведения о состоянии аварийности на дорогах Российской Федерации по итогам 2011 года ГУОБДД МВД России [Электронный ресурс]. М.: Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России, 2012 // URL: http://www. gibdd. ru/stat/2011.pdf.
В целях качественного улучшения ситуации в сфере безопасности дорожного движения в 2006 г. были приняты Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» <8>, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <9>, а также Транспортная стратегия России до 2030 г. <10>, которые, так или иначе, затрагивают вопросы безопасности дорожного движения <11>. ——————————— <8> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 (в ред. от 02.08.2011) «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 9. Ст. 1020. <9> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489. <10> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 50. Ст. 5977; 2008. N 52 (ч. 2) (поправка). <11> Войтенков Е. А. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения // Юридический мир. 2010. N 8. С. 52 — 55.
Конституции некоторых зарубежных стран регулируют сферу дорожного движения, что составляет основы развития текущего законодательства и положительно сказывается на безопасности дорожного движения и обеспечении права на жизнь <12>. К сожалению, в России нет конституционных основ данного направления государственной деятельности. Возможно, следовало бы обратиться к опыту конституционного правового регулирования сферы обеспечения безопасности дорожного движения в соответствующих странах. ——————————— <12> Коняев С. А. Конституционное регулирование сферы дорожного движения в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 62 — 64.
С учетом сказанного можно прийти к выводу о том, что понятие безопасности дорожного движения следует рассматривать шире, связывая его с конституционно-правовой точки зрения с гарантиями конституционного права на жизнь как одну из конституционных гарантий данного права.
——————————————————————