Проверки на дорогах возвели в ранг закона

(Стефановский А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 7)

ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ ВОЗВЕЛИ В РАНГ ЗАКОНА

А. СТЕФАНОВСКИЙ

Андрей Стефановский, корреспондент «ЭЖ-Юрист».

Принят новый Закон, призванный обеспечить безопасность транспортных перевозок в РФ и за ее пределами, который вступит в силу в августе 2007 г.

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», разработанный Минтрансом России, появился в рамках государственной программы по борьбе с терроризмом и преступностью (об этом «ЭЖ-Юрист» уже сообщал) и призван обеспечить создание единой государственной информационной системы, которая будет способствовать транспортной безопасности участников перевозок. База данных также будет включать персональные данные о перевозимых пассажирах. Как указано в Законе, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Представляется, что нормы Закона имеют общий и отсылочный характер (это связано с тем, что более детальное правовое регулирование будет осуществляться на основе постановлений Правительства, ведомственных нормативных актов, МВД и т. д.).

В Законе предусмотрено создание нового нормативно-правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, результатом чего должно стать: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

В соответствии с Законом все субъекты транспортных перевозок, а также владельцы или пользователи транспортных средств будут обязаны передавать в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах сведения, которые фиксируются при выдаче проездных документов. Указанные требования распространяются и на иностранных перевозчиков. Данные базы сформируют в том числе создаваемую сегодня единую государственную информационную систему транспортной безопасности.

Специалисты Минтранса России утверждают, что доступ к информационным ресурсам единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности будет ограничен (неясно, каким образом, ведь практика показала, что создание новых баз данных порой жестоко нарушают права граждан. Не станет ли создание очередной информационной базы данных проблемой для наших граждан?).

Небезынтересно узнать, что в Законе существуют новые правила, ужесточающие правила приема на работу в сферу перевозок бывших зеков с непогашенной судимостью, состоящих на учете в ПНД и т. д. Перечень должностей и профессий, подпадающих под эту категорию, устанавливается Правительством РФ.

Кроме того, Закон установил требования к владельцам транспортной инфраструктуры и перевозчикам: они должны разработать планы по обеспечению безопасности объектов и транспортных средств. Следует отметить, что за рубежом уже много лет функционируют подобные базы данных, единые информационные системы и т. п. Попытка создать подобную систему информационного обеспечения перевозок в России вызывает одобрение, тем не менее остается открытым вопрос: а станут ли лучше сами дороги? Как все мы помним, в России есть две проблемы: первая — дороги, а про вторую… не будем упоминать в контексте данной заметки.

——————————————————————