Транспортная безопасность
(Притула В. Н., Зайцев А. Н., Геворкян С. К.) («Транспортное право», 2013, N 2)
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В. Н. ПРИТУЛА, А. Н. ЗАЙЦЕВ, С. К. ГЕВОРКЯН
Притула Валерий Николаевич, начальник Центра профессиональной подготовки УТ МВД России по ЦФО, полковник полиции.
Зайцев Алексей Николаевич, начальник цикла учебной части Центра профессиональной подготовки УТ МВД России по ЦФО, капитан полиции.
Геворкян Сократ Каренович, специалист цикла учебной части Центра профессиональной подготовки УТ МВД России по ЦФО, старший лейтенант полиции.
Настоящая статья посвящена анализу организационных и правовых основ обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Отдельно определены место и роль МВД России в обеспечении безопасности в указанной сфере. Также затронут вопрос совершенствования системы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: транспортная безопасность, железнодорожный транспорт, МВД России.
Transport security V. N. Pritula, A. N. Zajtsev, S. K. Gevorkyan
The present article concerns the analysis of organizational and legal fundamentals on the objects of railway transport. The authors determine the place and the role of the Ministry of Internal Affairs of Russia in ensuring security in the said sphere separately. They also touch upon the problem of improvement of the system of ensuring security on railway transport.
Key words: transport security, railway transport, Ministry of Internal Affairs.
Обеспечение безопасности общества и личности является одной из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его (государства) развитие. Учитывая изложенное, безопасность выступает необходимым условием развития общественных отношений, гарантией существования и жизни населения. Обеспечение безопасности невозможно без наличия соответствующих правовых и организационных мер. Именно поэтому идея обеспечения безопасности общества и личности пронизывает весь текст основного правового документа — Конституции Российской Федерации <1>. Одновременно с Конституцией на территории Российской Федерации действует ряд иных нормативных правовых документов, к основным из которых можно отнести Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» <2> (далее — Закон о безопасности) и Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» <3>. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. N 4. Ст. 445. <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 03.01.2011. N 1. Ст. 2. <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 18.05.2009. N 20. Ст. 2444.
Согласно ст. 1 Закон о безопасности определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности. Пункт 6 Стратегии национальной безопасности, утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», содержит понятие «национальной безопасности». Это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Понятие транспортной безопасности дается в ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» <4> (далее — Закон о безопасности). Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Данное определение, сформулированное в Законе о безопасности, логично вытекает из терминологии, используемой в вышеприведенных нормативных правовых актах. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 12.02.2007. N 7. Ст. 837.
Вместе с тем нелогично категорично обособлять транспортную безопасность от более широкого понятия — общественной безопасности. Об этом свидетельствует содержание Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где деяния, посягающие на транспортную безопасность, помещены в разделы, содержащие составы деяний, направленных против общественной безопасности и общественного порядка. Согласно Закону о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Обеспечение безопасности осуществляется государством на всех видах транспорта — автомобильном, железнодорожном, внутреннем водном и воздушном. Железнодорожный транспорт в настоящее время является одним из самых востребованных видов транспорта, используемого для перемещения внутри страны ввиду его доступности и надежности. Одновременно увеличенные, по сравнению с другими видами транспорта, пассажиропотоки влекут за собой рост противоправных деяний, посягающих на транспортную безопасность и безопасность пассажиров. В связи с этим остро стоит вопрос обеспечения безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. Обеспечением безопасности на транспорте (в том числе железнодорожном) в рамках своей компетенции занимаются правоохранительные и иные, уполномоченные Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти, а также специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности (аккредитованные юридические лица). К числу таких органов относятся: ФСБ, МВД России, Минтранс России, органы прокуратуры Российской Федерации и т. п. Львиная доля объема мероприятий по повседневному обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте ложится на МВД России. Полномочия и компетенция МВД России в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте определены Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» <5> и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 <6>. ——————————— <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 14.02.2011. N 7. Ст. 900. <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 07.03.2011. N 10. Ст. 1334.
Основными задачами, стоящими перед МВД России в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (в целом или в части касающейся), являются: 1. Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности. 2. Определение угроз совершения актов незаконного вмешательства. 3. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. 4. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. 5. Разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности. 6. Разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. 7. Подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Основными структурными подразделениями МВД России по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте являются: Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также территориальные органы МВД России (линейные управления (отделы) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном транспорте) (далее — ОВД на транспорте). К основным задачам Главного управления на транспорте МВД России относятся: 1. Организация и осуществление комплексного анализа состояния и прогнозирования развития оперативной обстановки на объектах транспорта. 2. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений на объектах транспорта, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также вызывающих большой общественный резонанс. 3. Организация в ОВД на транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации производства дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, отнесенных к подследственности органов внутренних дел. 4. Принятие в пределах своей компетенции мер по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. 5. Осуществление оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам Главного управления. 6. Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, борьбы с коррупцией на объектах транспорта. 7. Участие в проведении мероприятий по противодействию организованной преступности, экстремизму и терроризму на объектах транспорта. 8. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на объектах транспорта. 9. Контроль за исполнением административного законодательства, осуществлением производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности ОВД на транспорте. 10. Организация и осуществление формирования и ведения в установленном порядке оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных учетов, баз данных, информационных систем. 11. Организация в пределах своей компетенции деятельности ОВД на транспорте по осуществлению контроля за оборотом гражданского, служебного оружия и патронов к нему, боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании, и боеприпасов к нему. 12. Организация в пределах компетенции деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике детского травматизма на объектах транспорта. 13. Участие в разработке и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности. К задачам ОВД на транспорте относятся: 1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. 2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. 3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам. 4. Розыск лиц. 5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. 6. Обеспечение правопорядка на объектах транспорта. 7. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. 8. Участие в пределах своих полномочий в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц. 9. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Говоря о структуре и объемах преступности на объектах транспорта (в том числе железнодорожного), приведем официальную статистику УТ МВД России по ЦФО. По итогам 12 месяцев 2012 г. на объектах обслуживания было зарегистрировано 10627 преступлений. В структуре зарегистрированных преступлений кражи составили 47,4%, преступления экономической направленности — 8%, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков — 16,2%, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, — 2%. На 21% сократилось количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, из них: убийств — на 28,6%, причинений тяжкого вреда здоровью — на 17,6%. Произошло снижение разбоев на 6,4%, грабежей — на 15,4%. На 14% уменьшилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, на 50% — преступлений, совершенных иностранными гражданами, на 4% — преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, на 8% — преступлений, совершенных группой лиц. Несовершеннолетними совершено 133 преступления. Выявлено 160 несовершеннолетних, совершивших преступления, 59% подростков — участников преступлений совершили их в группах. Из незаконного оборота по оконченным преступлениям изъято около 81 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. За совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выявлено 948 человек. За 12 месяцев 2012 г. из незаконного оборота изъято 11 единиц огнестрельного и 51 единица холодного оружия, 696 единиц боеприпасов и 1 кг взрывчатых веществ. В 2012 г. сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции выявлено 235 преступлений коррупционной направленности, что составило 31% от общего количества выявленных преступлений экономической направленности, фактов взяточничества — 93, коммерческого подкупа — 26. Возмещено материального ущерба по оконченным уголовным делам по экономическим преступлениям в денежном эквиваленте — 138,6 млн. руб. За отчетный период по преступлениям в сфере грузовых перевозок выявлено 510 человек, 13 хищений грузов совершены организованными группами. В сфере пассажирских перевозок снизилось количество зарегистрированных преступлений: в поездах дальнего следования — на 40,3%, на вокзалах — на 4,8%, на станциях — на 29,6%, на платформах отправления поездов дальнего следования — на 48,7%. Пресечение административных правонарушений является одной из основных мер, способствующих оздоровлению оперативной обстановки на объектах транспорта. За отчетный период нарядами патрульно-постовой службы транспортной полиции доставлено в дежурные части 204449 нарушителей административного законодательства, из них за мелкое хулиганство — 10593, за появление в общественных местах в пьяном виде — 21681, за распитие спиртных напитков — 81730, за нарушение правил поведения на транспорте — 88987. В 2012 г. сотрудниками подразделений по досмотру в аэропортах совместно с работниками служб авиационной безопасности досмотрено по вылетам 278349 рейсов и 31895904 авиапассажира. Пресечено 30868 попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ. Общая картина преступности на железнодорожном транспорте за последние пять лет выглядит примерно следующим образом. В общей структуре преступности значительную часть составили кражи всех форм собственности — 40%, в том числе кражи грузов — 9%; кражи цветных металлов — 3%; кражи в сфере пассажирских перевозок — 2%. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, — 24,4%; с незаконным оборотом оружия — 5%. Грабежи составили 1% в структуре преступности; прочие преступления — 2%. Указанные цифры свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Перспектива проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте предусмотрена Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, а также Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1285-р, что еще раз говорит о важности указанного вопроса.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности». 3. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». 4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». 5. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». 6. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248. 7. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. N 680 «Об утверждении положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации». 8. Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. N 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте». 9. URL: http://www. mvd. ru (официальный сайт МВД России).
——————————————————————