К вопросу о системе российского административного права
(Стахов А. И.)
(«Административное право и процесс», 2008, N 1)
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
А. И. СТАХОВ
Стахов А. И., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Вятского государственного гуманитарного университета.
На основе Конституции РФ в постсоветский период фактически сформировалось и продолжает активно развиваться внушительное по объему, но в большей части несистематизированное административное законодательство, которое предопределяет необходимость доктринального осмысления сложившейся системы современного административного права.
В этой связи представляется обоснованным выделять в качестве элементов системы административного права отдельные подотрасли, регулирующие определенные массивы однородных общественных отношений. В частности, рассматривая безопасность как узкую специальную категорию, обусловленную техногенными и природными факторами окружающей среды, в качестве одной из подотраслей российского административного права предлагается выделить право безопасности.
С позиции изложенного право безопасности можно определить как совокупность административно-правовых норм, регулирующих публичные властеотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, которые складываются по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми и контролируемыми государством правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию техногенных и природных источников опасности, а также с административными правонарушениями и административно-правовыми казусами, способствующими возникновению и (или) развитию данных факторов.
Соответственно, предметом права безопасности является массив общественных отношений, складывающихся между органами публичной власти, физическими и юридическими лицами по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми и контролируемыми государством правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию техногенных и природных источников опасности, а также с административными правонарушениями и административно-правовыми казусами, способствующими возникновению и (или) развитию данных факторов.
При таком подходе в структуре предмета права безопасности можно выделить следующие группы однородных общественных отношений:
1) общественные отношения, складывающиеся между государственными органами, органами местного самоуправления и физическими лицами, юридическими лицами по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства, на законных основаниях и по на значению предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности;
2) общественные отношения, складывающиеся между государственными органами, органами местного самоуправления и физическими лицами, юридическими лицами по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды;
3) общественные отношения, складывающиеся между государственными органами, органами местного самоуправления и физическими лицами, юридическими лицами по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.
Очевидно, что перечисленные группы общественных отношений право безопасности регулируют, используя методы административного права.
Право безопасности как подотрасль административного права имеет определенную внутреннюю структуру, которая обусловлена спецификой охранительных функций, выполняемых административно-правовыми нормами безопасности. Указанную внутреннюю структуру права безопасности можно назвать системой данной подотрасли административного права.
С этой точки зрения элементами системы права безопасности являются административно-правовые нормы и административно-правовые институты, призванные охранять и защищать конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства, на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также с административными правонарушениями и административно-правовыми казусами, способствующими возникновению и (или) развитию данных факторов.
Административно-правовые институты, составляющие право безопасности, представляют собой совокупность административно-правовых норм безопасности, регулирующих отдельные группы однородных общественных отношений. Сформулированное обстоятельство позволяет назвать такие правовые институты административно-правовыми институтами безопасности.
Административно-правовой институт безопасности является правовой категорией, раскрывающей содержание охранительного воздействия права безопасности.
Из анализа действующего административного законодательства в области безопасности можно выделить следующие административно-правовые институты безопасности: общий административно-правовой институт безопасности, субъектные административно-правовые институты безопасности, предметные административно-правовые институты безопасности, функциональные административно-правовые институты безопасности, ситуационные административно-правовые институты безопасности.
Общий административно-правовой институт безопасности — это совокупность административно-правовых норм безопасности, в которых закреплены исходные начала административно-правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды независимо от содержания конституционных и иных законных интересов, а также независимо от характера вредоносных факторов окружающей среды и социальных условий, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов. Например, общий административно-правовой институт безопасности составляют нормы Конституции РФ, в которых безопасность закреплена в качестве критерия ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, нормы Конституции РФ, в которых разделена подведомственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере безопасности, нормы Закона РФ «О безопасности», в которых закреплены основные понятия, раскрывающие юридическое содержание безопасности, системы обеспечения безопасности в РФ и т. д.
Субъектный административно-правовой институт безопасности — это совокупность административно-правовых норм безопасности, призванных охранять и защищать от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации, независимо от содержания данных интересов и характера вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Например, субъектный административно-правовой институт безопасности составляют нормы Указа Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ», в которых определены основные меры по предупреждению, выявлению и нейтрализации факторов и условий, составляющих угрозу национальным интересам, независимо от содержания данных интересов. Данные нормы составляют административно-правовой институт национальной безопасности. Аналогичным образом в структуре права безопасности можно выделить такие субъектные административно-правовые институты безопасности, как административно-правовой институт личной безопасности, административно-правовой институт общественной безопасности, административно-правовой институт государственной безопасности.
Предметный административно-правовой институт безопасности представляет собой совокупность административно-правовых норм безопасности, призванных охранять и защищать отдельные формально определенные блага и ценности, составляющие конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации, независимо от характера вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды и социальных условий, способствующих возникновению и (или) развитию таких факторов. Например, предметные административно-правовые институты безопасности составляют административно-правовые нормы законодательства об охране окружающей среды, административно-правовые нормы законодательства об охране труда, административно-правовые нормы законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения и др.
С этой точки зрения в структуре права безопасности можно выделить такие предметные административно-правовые институты безопасности, как административно-правовой институт охраны окружающей среды, административно-правовой институт охраны труда, административно-правовой институт санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Функциональный административно-правовой институт безопасности — это совокупность административно-правовых норм безопасности, призванных охранять и защищать конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации от отдельных формально определенных факторов окружающей природной среды и техногенной системы, создающих опасность указанным интересам независимо от их содержания. Например, функциональными административно-правовыми институтами безопасности следует считать: административно-правовой институт безопасности дорожного движения, административно-правовой институт пожарной безопасности, административно-правовой институт промышленной безопасности, административно-правовой институт безопасности лекарственных средств и т. д.
Ситуационный административно-правовой институт безопасности — это совокупность административно-правовых норм безопасности, призванных охранять и защищать конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации от формально определенных типизированных социальных условий (ситуаций), способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Ситуационный административно-правовой институт безопасности составляют, например, нормы КоАП РФ, нормы ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормы ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. С этой точки зрения в структуре права безопасности можно выделить такие ситуационные административно-правовые институты безопасности, как институт административно-санкционированной безопасности, институт административно-юрисдикционной безопасности, институт административно-казуальной безопасности.
Право безопасности как подотрасль административного права имеет определенную систему источников. Источниками права безопасности являются правовые акты, в которых содержатся административно-правовые нормы, закрепляющие общеобязательные условия и требования безопасности, а также административно-правовые нормы, в которых определены цели, задачи и методы государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности.
Сопоставимо с выделенными административно-правовыми институтами безопасности на основании сформулированного определения к источникам права безопасности следует отнести:
1) законы и иные нормативные правовые акты, составляющие общее административное законодательство в области безопасности;
2) законы и иные нормативные правовые акты, составляющие субъектное административное законодательство в области безопасности;
3) законы и иные нормативные правовые акты, составляющие предметное административное законодательство в области безопасности;
4) законы и иные нормативные правовые акты, составляющие функциональное административное законодательство в области безопасности;
5) законы и иные нормативные правовые акты, составляющие ситуационное административное законодательство в области безопасности.
——————————————————————