Административно-правовые аспекты понимания сущности религиозного экстремизма
(Пролетенкова С. Е.) («Административное право и процесс», 2012, N 12)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
С. Е. ПРОЛЕТЕНКОВА
Пролетенкова Светлана Евгеньевна, докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Статья раскрывает такую сферу деятельности государства, которая ориентирована на процесс целеполагания и целереализации в свете противодействия религиозному экстремизму. В тексте изложены некоторые политические факторы распространения религиозного экстремизма в Российской Федерации.
Ключевые слова: межконфессиональные отношения, методы познания, противодействие религиозному экстремизму, политика, органы государственной власти.
Administrative and legal aspects of the understanding of religious extremism S. E. Proletenkova
The paper reveals the sphere of state activity which focuses on goal-setting and goal-realization in the light of counteraction religious extremism. The paper presents some of the political factors of the spread of religious extremism in the Russian Federation.
Key words: interfaith relations, methods of learning, counteraction religious extremism, public authorities.
Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население различных стран в миграционные потоки разного характера и уровня, приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Одним из так или иначе провоцируемых негативных последствий является стимуляция напряженности в межнациональных отношениях, сопровождающаяся межэтническими конфликтами, в которых начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм. При этом в последние два десятилетия растет агрессия со стороны обособленных религиозных организаций и групп, пропагандирующих крайние религиозные взгляды или использующих экстремистски интерпретированные религиозные постулаты для достижения собственных социальных, политических, экономических либо иных целей. Познание данной проблемы неизбежно должно опираться на рассмотрение ряда взаимосвязанных исследовательских аспектов. По сути, данные аспекты являются не чем иным, как различными плоскостями рассматриваемой проблемы, исходя из ее проявлений в различных областях знаний (истории, философии, права, политики и т. д.). Если различные методы познания, в первую очередь философские, являются «вертикальным» срезом проблемы, позволяющим осуществить осмысление «от общего к частному» или наоборот, то исследовательские аспекты призваны структурировать проблемное поле по «горизонтали». При этом исследование религиозного экстремизма как опасного социального явления должно неизменно содержать в себе рассмотрение его политической сущности, которая реализуется в сфере общественного бытия. Причем со стороны субъектов религиозного экстремизма экстремистская деятельность может осуществляться на различных уровнях — осознаваемого (редко неосознаваемого), интуитивного, экзистенциального, направленного на удовлетворение внутренних потребностей человека (мотивация здесь может быть совершенно различной) и т. д. Деятельность же по противодействию религиозному экстремизму в рамках данного аспекта является специфической формой социального управления. Это управление заключается в том, что каждое государство, безотносительно к определенной системе господствующих общественных отношений, разрабатывает, формирует и проводит мероприятия в рамках системы противодействия экстремизму и терроризму как специфическую часть его внутренней и внешней политики, систему определенных взглядов, идей, концепций, реализуемых специальными государственными и общественными институтами для достижения целей обеспечения безопасности. Наряду с этим концептуально разрабатывается схема приоритетных целей политики противодействия экстремизму в любых его проявлениях, а также создаются средства их реализации. Использование взвешенных методологических подходов к проблеме государственного управления ведет к тому, что указанная выше схема действует не хаотически, а в рамках определенной организации, посредством планомерной и специально осуществляемой управленческой деятельности, которая связана с подготовкой и использованием разнообразных политических, правовых, информационных и иных средств для эффективного противодействия религиозному экстремизму. Политический аспект проблемы религиозного экстремизма предполагает исследование такой сферы государства, которая ориентирована на процесс целеполагания и целереализации, диалектического единства целей, средств и результатов в свете противодействия этому негативному явлению. Здесь хотелось бы отметить, что для нашей страны, достаточно длительное время просуществовавшей в рамках марксистско-ленинского учения и имеющей «политическую память», политические аспекты противодействия религиозному экстремизму в настоящее время носят весьма интересный характер. Обращаясь к нашему историческому наследию, следует заметить, что, несмотря на то что марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пытались построить коммунистическое общество в России, неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений (в том числе для политики и права), в жизни все происходило несколько иначе. «Ссылаясь на неравномерность, скачкообразность общественного развития, возрастание общественного характера производства, невозможность формирования социалистических отношений при капитализме и другие обстоятельства, государственная власть в России монополизировала все экономические процессы и с помощью политики и права пыталась перешагнуть через стадии естественного развития общества и построить социализм сначала в отдельно взятой стране» <1>. Таким образом, сравнительно долгое время игнорировалось не только соотношение экономики с политикой и правом, но и связь между политикой и правом, которая является своеобразной системой взаимных сдержек в правовом государстве. В угоду утверждению «…если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется» <2> провозглашался приоритет политических мер государственного управления и развития. ——————————— <1> Кулаков В. Л. Происхождение государства и права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. 2001. С. 52. <2> Ленин В. И. ПСС. Т. 36. 1980. С. 504.
Возвращаясь к проблеме религиозного экстремизма в нашей стране, следует отметить во многом ошибочные политические решения высших органов власти Российской Федерации, особенно ярко проявившиеся в переходные 90-е гг. XX в., когда на смену религиозному вакууму вдруг хлынули потоки различных нетрадиционных религий или религиозных течений, несущих западную религиозную традицию. Данные процессы сопровождались острой идеологической конкуренцией между давно существующими на территории страны религиозными организациями и многочисленными вновь создаваемыми, а также стремительным появлением радикальных течений внутри традиционных конфессий, особенно исламского толка. Необходимость регулировать данные процессы заставила высшее руководство страны создать соответствующую нормативную правовую базу, которая зачастую проявляла и проявляет приоритет политики по отношению к правам человека, которые во многом ставятся в зависимость от интересов государственной и конфессиональной бюрократии. Так, проводимая властью опасная антиконституционная политика вероисповедных предпочтений (в лице РПЦ Московского Патриархата) под видом сохранения и развития исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России является одной из причин сепаратизма. При этом можно назвать целый ряд элементов конфессиональных предпочтений федеральной власти, отражающих опасную тенденцию огосударствления православия и превращения его в идеологию действующего режима в стране. Неудивительно, что дискриминированными чувствуют себя не только двадцать миллионов российских мусульман как представители одной из древнейших мировых религий и занимающие по численности второе место после последователей Русской Православной Церкви, но и вообще «неправославные». Таким образом, стимулируется рост национально-религиозной напряженности и углубление расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям, в свою очередь лежащие в основе сепаратизма. Кроме того, сам термин «религиозная политика», зачастую используемый представителями государственной власти, несет в себе явную ориентированность на использование властью религии в политических целях, посредством самодовлеющих отношений государства с религиозными объединениями. Эти цели всегда обусловлены интересами различных, порой противоборствующих политических сил, но никак не интересами национальной безопасности, которая подразумевает обеспечение стабильного социально-экономического развития этно — и религиозно неоднородного общества с приоритетом прав личности. Другими словами, одним из важнейших условий национальной безопасности является межрелигиозный и межнациональный мир, основанный на подлинной демократии. Совершенно очевидно, что добиться подобного положения дел можно во многом благодаря взвешенным и прогнозируемым решениям, принимаемым политическим руководством страны. Одним из первых шагов на пути политического урегулирования ситуации, связанной с распространением религиозного экстремизма, могла бы стать разработка и принятие концепции государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации с позиции правового светского государства.
——————————————————————