О некоторых методологических подходах к исследованию сущности религиозного экстремизма в рамках административно-правового исследования

(Пролетенкова С. Е.) («Юридический мир», 2013, N 1)

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ СУЩНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

С. Е. ПРОЛЕТЕНКОВА

Пролетенкова Светлана Евгеньевна, докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье раскрывается механизм выработки методологических подходов к познанию феномена религиозного экстремизма. При этом внимание читателей обращено на важность изучения факторного комплекса рассматриваемого явления в его всеобщей взаимосвязи.

Ключевые слова: экстремизм, методология, угроза безопасности, система противодействия, факторы экстремизма.

On some methods approaches to investigation of the essence of religious extremism within the framework of administrative-law research S. E. Proletenkova

The article reveals the mechanism of working out of methods approaches to perception of phenomenon of religious extremism. At that the attention of readers is drawn to the importance of study of factual complex of the phenomenon in question in its general interconnection.

Key words: extremism, methodology, menace to security, system of prevention, factors of of extremism.

В последнее десятилетие экстремизм в экспертной среде диагностируется как традиционная угроза безопасности и, безусловно, является одной из наиболее актуальных проблем для изучения в современной юриспруденции, политологии, религиоведении. Более того, среди обычного населения современной России (неспециалистов) около 46% <1> выделяют экстремизм как наиболее актуальную угрозу современному обществу наряду с такими явлениями, как инфляция, безработица, акты терроризма, коррупция, алкоголизм, наркомания и др. Особенно много говорится об экстремизме в средствах массовой информации как о разрушительном для общества, личности и государства феномене современного общественного бытия. Однако общепринятого понимания экстремизма и различных форм его проявления нет не только в массовом сознании, но и среди специалистов. В научном сообществе пока еще недостаточно разработаны методологическая база и методика его исследования. В то же время очевиден тот факт, что для выработки эффективной политики по диагностике, профилактике и преодолению экстремизма необходимо теоретическое осмысление его сущности. ——————————— <1> По данным официального сайта ВЦИОМ на 12 марта 2012 г. URL: http://wciom. ru/index. php? id=459&uid;=111934.

В рамках административно-правового исследования чрезвычайно важно обнаружение сущности экстремизма не только для формирования нормативной правовой базы борьбы с ним, но и для выработки взвешенных управленческих решений по созданию эффективной высокоорганизованной системы противодействия данному явлению. Подобная нацеленность на получение не только теоретических, но и прикладных результатов диктует необходимость использования разнонаправленных методологических приемов и способов для определения искомых понятий, в частности терминологической идентификации религиозного экстремизма и пограничных ему явлений. Именно поэтому определение понятия религиозного экстремизма должно быть основано не только на лексическом толковании, получившем в науке широкое распространение и опирающемся на приверженность «неким крайним взглядам» <2> и «готовность применять насилие» <3>, но и изучении факторного комплекса рассматриваемого явления в его всеобщей взаимосвязи. При этом прикладное значение подобного факторного подхода заключается в том, что он не может игнорировать проблему устранимости причин и условий криминального поведения, которое может быть охарактеризовано как экстремистская деятельность. Вместе с тем, забегая вперед, следует отметить, что в реальности полное устранение негативных факторов такого рода на современном этапе развития цивилизации невозможно, поскольку это было бы сопряжено с фундаментальным изменением общественного и государственного строя таким образом, когда неизбежно бы ограничивались базовые социальные ценности и была бы создана угроза возникновения еще более опасных социальных явлений. Так, на наш взгляд, вполне возможно присоединиться к мнению отдельных исследователей о том, что явления экстремизма и терроризма — оборотная сторона демократии, а террор как явление возможен только в демократическом государстве. Например, Д. М. Фельдман <4> аргументирует такую позицию тем, что только тоталитарное государство идеально противостоит террору. Это обстоятельство, по его мнению, является следствием того, что в государстве с диктаторским режимом главный террорист — сама официальная власть, которая контролирует все средства массовой информации и которая прекрасно справляется с конкурентами. В демократическом государстве, считает Д. М. Фельдман, участие в институтах гражданского общества неизбежно оказывает давление на власть. Следовательно, экстремисты и террористы решают пропагандистскую задачу: они убеждают людей в том, что во всем виноваты власти, ведущие неправильную политику. ——————————— <2> См., напр.: Гладких А. А. Экстремизм и терроризм в XXI веке // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции в Академии Управления МВД России 16 июня 2006 г. М., 2006. С. 83; Мигущенко О. Н. Влияние правосознания общества переходного типа на развитие идеологии экстремизма // Там же. С. 146 и др. <3> См., напр.: Телякавов М. П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России (политологический анализ): Дис. … к. политол. н. М., 2003. С. 31 — 32; Назарова Е. С. Политический экстремизм и его роль в современных конфликтах: Дис. … к. политол. н. Ставрополь, 2001. С. 12 и др. <4> Фельдман Д. М. Оборотная сторона демократии // Версия. 2004. N 20(293).

Что касается устранения факторов более низкого порядка, то здесь тоже не все гладко. Согласимся с мнением В. А. Бурковской о том, что, например, «до настоящего времени не ясно, к чему ведет тенденция к вытеснению нетрадиционных институциональных форм религиозности за пределы правового поля путем объявления их преступными организациями по совокупности оценочных признаков, относящихся к сфере мыслительной деятельности» <5>. Мы считаем вполне возможным, что такой способ устранения правовых факторов религиозного экстремизма провоцирует развитие данного феномена в сторону терроризма как наиболее опасной формы криминальных проявлений в целом. ——————————— <5> Бурковская В. А. К вопросу о методологии изучения факторов молодежного экстремизма // Проблемы противодействия молодежному экстремизму: Мат-лы круглого стола (21 декабря 2006 г.) и науч.-практич. семинара (23 марта 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007.

О сложности решения поставленной проблемы говорит тот факт, что экстремизм в различных его формах прослеживает свою историю с древнейших времен, от первичных моделей государственности и до наших дней, не теряя своей социальной опасности и актуальности. Вместе с тем возникает вопрос: всегда ли экстремизм был сугубо негативным явлением или в определенных случаях склонность людей к решительному отстаиванию своих мировоззренческих позиций являлась необходимым условием развития общества? Так или иначе уроки истории приобретают сегодня вполне практический характер, позволяют учесть ошибки прошлого при формировании новых взаимоотношений, что в конечном итоге может сказаться на реальной практике и перспективах развития отношений власти и общества в целом. Следует отметить, что процесс определения данного понятия осложнен тем, что проблемы экстремизма, его различных форм и проявлений, находятся на пересечении различных областей гуманитарных знаний: философских, юридических, политических, социологических, психологических и др., и без глубокого теоретико-философского и политико-юридического анализа невозможно прийти к каким-либо однозначным выводам. В этом отношении совершенно очевидно, что выработка тех или иных моделей противодействия данному негативному явлению не может быть успешно решена без очертания четких границ объекта противодействия. Таким образом, для исследователей проблемы религиозного экстремизма использование отдельных методологических приемов различных областей знаний должно являться не самоцелью, а собственной оригинальной системой познания, средством раскрытия сущности явления, т. е. того, что это явление есть само по себе, в отличие от всех иных явлений.

——————————————————————