Проверки налогоплательщиков, осуществляемые федеральными органами налоговой полиции: комментарий к действующему законодательству

(Козырин А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРОВЕРКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ:

КОММЕНТАРИЙ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 января 2002 года

А. Н. КОЗЫРИН

Александр Николаевич Козырин, профессор, доктор юридических наук.

Налоговая проверка и проверка налогоплательщиков,

осуществляемая органами налоговой полиции

Следует четко разграничить понятия «налоговая проверка» и «проверка налогоплательщиков, осуществляемая органами налоговой полиции».

В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ налоговая проверка представляет собой одну из форм проведения налогового контроля, наряду с другими его формами, такими, как получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли). Налоговые проверки могут быть камеральными (проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и иных документов, имеющихся у налогового органа) и выездными. Как это предусмотрено Налоговым кодексом РФ, функции налогового контроля, в том числе посредством налоговых проверок, относятся к компетенции налоговых органов. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам и его подразделения (ст. 30 Налогового кодекса РФ). В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В связи с этим проверки, проводимые органами налоговой полиции, не являются выездными налоговыми проверками (письмо МНС России от 8 февраля 2000 года N АС-6-16/113@ «О разграничении полномочий налоговых органов и органов налоговой полиции в связи с принятием Федерального закона от 2 января 2000 года N 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ»).

Полномочия органов налоговой полиции по осуществлению проверок налогоплательщиков установлены Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции», Налоговым кодексом РФ (ст. 36), а также Инструкцией о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (утверждена Приказом ФСНП от 25 июня 2001 года N 285).

Органы налоговой полиции проводят проверки налогоплательщиков при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды), 199 (уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации) Уголовного кодекса РФ, в целях их документирования, а также принятия одного из решений, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой Налогового кодекса РФ по результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого принимается одно из следующих решений:

а) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, — о возбуждении уголовного дела;

б) в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, — об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган (для производства по делу о налоговом правонарушении);

в) при отсутствии налогового правонарушения — об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, налоговая проверка — одна из форм налогового контроля, осуществление которого в соответствии с Налоговым кодексом РФ возлагается на налоговые органы — МНС России и его территориальные подразделения; в отдельных случаях — таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Федеральные органы налоговой полиции не являются налоговыми органами, а потому самостоятельно не проводят налоговые проверки. Налоговый кодекс РФ не наделяет органы налоговой полиции полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля и взыскания соответствующих налоговых санкций. Налоговая полиция выполняет правоохранительную функцию. Одной из ее основных задач является борьба с налоговой преступностью — выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений (ст. 2 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»). Именно на результативное осуществление правоохранительной функции нацелены проверки налогоплательщиков, осуществляемые органами налоговой полиции.

Назначение проверки налогоплательщика

Проверка налогоплательщика органами налоговой полиции проводится на основании постановления, вынесенного начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно — розыскную деятельность.

Начальник подразделения федерального органа налоговой полиции, выступившего инициатором проведения проверки налогоплательщика, составляет мотивированный рапорт на имя начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя, курирующего оперативно — розыскную деятельность, в котором обосновывает необходимость проведения проверки налогоплательщика.

В таком рапорте в обязательном порядке указываются:

а) расчет сил и средств, необходимых для обеспечения проведения проверки налогоплательщика;

б) информация о предполагаемых нарушениях законодательства о налогах и сборах, включая справку об оценке документов подразделением документальных проверок;

в) сведения о налогоплательщике: место нахождения (место жительства), место нахождения органов управления, количество и местонахождение филиалов и (или) представительств, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество налогоплательщика — физического лица или руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика — организации;

г) информация о представлении налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения о проведении в отношении налогоплательщика оперативно — розыскных мероприятий, проверок налогоплательщика (со стороны органов налоговой полиции), а также выездных налоговых проверок (со стороны налоговых органов);

д) перечень полученных или изъятых первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов, свидетельствующих о финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика и о предполагаемом совершении налогоплательщиком преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ;

е) вероятные места хранения указанных документов, если они не изъяты (не получены) у налогоплательщика.

На основании данного рапорта начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно — розыскную деятельность, выносится постановление о проведении проверки налогоплательщика (форма постановления приводится в приложении 1 к Инструкции N 285). Постановление заверяется печатью и регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверки налогоплательщика соответствующим органом налоговой полиции.

Сроки проверки налогоплательщика

Проверка налогоплательщика проводится в течение не более двух месяцев. Начальник органа налоговой полиции или его заместитель, курирующий оперативно — розыскную деятельность, на основании мотивированного рапорта лиц, которым поручено осуществление проверки налогоплательщика, может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.

Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о проведении проверки налогоплательщика, а окончанием срока является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими.

Объект проверки

Объектом проверки может быть как само предприятие (организация, учреждение) — налогоплательщик, так и его представительства и филиалы.

Проверки филиалов или представительств налогоплательщика могут проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. При этом допускается одновременное проведение проверок налогоплательщика и его филиалов и (или) представительств со стороны Федеральной службы налоговой полиции РФ, территориальных и местных органов налоговой полиции, в случае если налогоплательщик и его филиалы и (или) представительства находятся по разным адресам.

Если филиалы и (или) представительства налогоплательщика, в отношении которого производится проверка, располагаются на территории других субъектов Российской Федерации, орган налоговой полиции, осуществляющий проверку налогоплательщика, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении проверки филиала и (или) представительства налогоплательщика в орган налоговой полиции субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены филиалы и (или) представительства проверяемого налогоплательщика. В этом случае запрос должен быть направлен в срок, обеспечивающий его исполнение в течение не менее одного месяца. К запросу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия постановления о проведении проверки налогоплательщика, филиал и (или) представительство которого должны быть проверены.

Начальник федерального органа налоговой полиции (его заместитель, курирующий оперативно — розыскную деятельность), получив запрос о проведении проверки филиала и (или) представительства налогоплательщика, обязан в 5-дневный срок с момента поступления запроса в данный орган налоговой полиции вынести постановление о проведении проверки налогоплательщика и организовать проведение проверки в соответствии с требованиями Инструкции N 285. При этом решение, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ, по акту проверки не принимается, а материалы проведенной проверки направляются в орган налоговой полиции, направивший запрос, не позднее срока, указанного в запросе.

Участники проверки налогоплательщика

Помимо самого налогоплательщика, в проведении проверки принимают участие проверяющие, то есть лица, которым поручено осуществление проверки налогоплательщика, а также в отдельных случаях понятые и специалисты.

Состав проверяющих устанавливается в упоминавшемся рапорте: в разделе «Расчет сил и средств» указывается количество сотрудников оперативного подразделения, подразделения документальных проверок, подразделения физической защиты, других подразделений федерального органа налоговой полиции, необходимых для проведения проверки налогоплательщика. Персональный состав проверяющих, их фамилии, имена и отчества, занимаемые должности и специальные звания налогоплательщик может узнать из постановления о проведении проверки (пункт 2).

В состав проверяющих обязательно включаются также должностные лица федеральных органов налоговой полиции, допущенные в установленном порядке к осуществлению оперативно — розыскной деятельности.

Если в период с момента вынесения постановления о проведении проверки налогоплательщика до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, начальником органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно — розыскную деятельность, может быть вынесено постановление о внесении дополнений и изменений в постановление о проведении проверки налогоплательщика.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий, требующих научных, технических или иных специальных знаний, привлекается специалист. Решение о необходимости привлечения специалиста для участия в проверке налогоплательщика принимают проверяющие по согласованию с начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем, курирующим оперативно — розыскную деятельность). Специалист назначается постановлением начальника (его заместителя, курирующего оперативно — розыскную деятельность) федерального органа налоговой полиции, назначившего проверку налогоплательщика.

Привлечение специалиста может быть осуществлено на договорной основе. При этом участие лица в качестве специалиста при проведении проверки налогоплательщика не исключает возможности его опроса по обстоятельствам проведения проверки.

При проведении обследования производственных, складских, торговых и иных помещений, зданий, сооружений, участков местности, используемых налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), независимо от форм собственности и места их нахождения, а также транспортных средств, при изъятии документов (предметов, материалов) привлекаются понятые в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе проверки физические лица. Не разрешается участие в качестве понятых должностных лиц федеральных органов налоговой полиции.

Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт проверки. При необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

С целью защиты законных интересов понятых установочные сведения о них, кроме фамилий, имен и отчеств, в подписываемые понятыми акты не включаются, а отражаются в справке, прилагаемой к актам и не предъявляемой лицу, у которого производится обследование. Такая справка заполняется оперативным сотрудником.

Статус проверяющих

После прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику или его законному представителю удостоверения сотрудников налоговой полиции, а также постановление о проведении проверки налогоплательщика.

Проверяющие удостоверяют личность налогоплательщика и (или) его законного представителя. При этом они должны убедиться, что полномочия представителя оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью, ордером юридической консультации, выданным адвокату в установленном порядке, и т. п.).

Налогоплательщик (законный представитель налогоплательщика), в отношении которого осуществляется проверка, вправе присутствовать при ее проведении в том случае, если проверка проводится в занимаемых им помещениях или на занимаемых им территориях. В постановлении о проведении проверки налогоплательщика делается отметка о разъяснении ему (его законному представителю) этого права.

В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) ознакомиться с постановлением о проведении проверки налогоплательщика, а также от использования своего права присутствовать при проведении проверки в постановлении о проведении проверки налогоплательщика проверяющими производится запись об этом с обязательным указанием даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его законного представителя), мотивов, по которым был заявлен отказ. Сделанная запись удостоверяется подписями проверяющих.

В качестве основных прав проверяющих в Инструкции N 285 (п. 10) закреплены следующие:

1) беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), обследовать их, а также транспортные средства;

2) истребовать у проверяемого налогоплательщика (его законного представителя) любую информацию, необходимую для проведения проверки налогоплательщика, в том числе документы, касающиеся финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика;

3) производить изъятие материалов (предметов, документов) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) привлекать для участия в проверке специалистов, обладающих научными, техническими или иными специальными знаниями, и понятых;

5) получать объяснения налогоплательщика (его законного представителя), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции органов налоговой полиции;

6) пользоваться другими правами, предоставленными федеральным органам налоговой полиции действующим законодательством Российской Федерации.

Право на обследование помещений в ходе проверки

О необходимости обследования жилых помещений проверяющие подают рапорт начальнику (его заместителю, курирующему оперативно — розыскную деятельность) органа налоговой полиции, вынесшему постановление о проведении проверки налогоплательщика.

Обследование, ограничивающее конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, производится только на основании судебного решения на условиях и в порядке, установленных статьей 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно — розыскной деятельности».

Обследование помещений является обязательным при наличии у проверяющих информации о полученных налогоплательщиком товарно — материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях.

Обследование производится проверяющими из числа должностных лиц органов налоговой полиции, допущенных в установленном порядке к осуществлению оперативно — розыскной деятельности, на основании распоряжения начальника оперативного подразделения органа налоговой полиции, в присутствии понятых и налогоплательщика (его законного представителя), в отношении которого осуществляется проверка. При этом должностные лица подразделений документальных проверок федеральных органов налоговой полиции должны привлекаться к обследованию в качестве специалистов.

О производстве обследования составляется акт, в котором фиксируются фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов обследования, представляющих интерес для данной проверки.

В ходе обследования проверяющие имеют право производить фото-и киносъемку, аудио — и видеозапись, использовать информационные системы и другие технические средства. Результаты использования фото — и киносъемки, аудио — и видеозаписи и других технических средств, полученные при производстве обследования, прилагаются к акту.

Акт подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и налогоплательщиком (его законным представителем), а также другими присутствующими и участвующими при производстве обследования лицами. В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) подписать акт обследования об этом делается отметка в акте, удостоверяемая подписями проверяющих и понятых.

Право на изъятие документов в ходе проверки

Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых и, по общему правилу, в присутствии налогоплательщика или его законного представителя.

Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются налогоплательщиком, у которого производится изъятие (его законным представителем). В случае если налогоплательщиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, копии изымаемых документов заверяются печатью налогоплательщика.

О производстве изъятия копий документов (предметов, материалов) составляется специальный акт. Изъятые копии документов (предметов, материалов) перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов (предметов, материалов). Все изымаемые копии документов (предметов, материалов) предъявляются понятым и налогоплательщику (его законному представителю), у которого произведено изъятие, о чем делается запись в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно — розыскной деятельности, понятыми и налогоплательщиком (его законным представителем). Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику (его законному представителю), у которого производится изъятие, под расписку.

В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов. Изъятие подлинников, как и копий, производится в присутствии проверяемого налогоплательщика и понятых, а по факту произведенного изъятия подлинников составляется акт. При изъятии подлинных документов с них изготавливаются копии, которые передаются налогоплательщику (его законному представителю), у которого они изымаются.

За утрату подлинников документов проверяющие несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При отказе налогоплательщика (его законного представителя) от:

— подписи и заверения печатью организации (индивидуального предпринимателя) копий изымаемых документов;

— получения копии акта об изъятии;

— копий изъятых документов;

— подписания акта изъятия — об этом производится запись в акте изъятия или составляется отдельный акт, удостоверяемый подписями проверяющих из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно — розыскной деятельности, и понятых.

Изъятие материалов (предметов, документов) производится в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» и пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности», о чем делается соответствующая запись в акте об изъятии.

Право на получение информации,

необходимой на осуществление проверки

Данное право органы налоговой полиции реализуют в соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Согласно данной норме федеральным органам налоговой полиции предоставляется право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.

Полученная информация используется исключительно в служебных целях и не подлежит разглашению.

Информация, истребуемая у налогоплательщика (его законного представителя), перечисляется в требовании о предоставлении информации. Требование подписывается проверяющими и вручается налогоплательщику (его законному представителю) под расписку с указанием даты вручения. В требовании упоминается об ответственности за его невыполнение. В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами требований органа налоговой полиции о предоставлении информации, необходимой для проверок, влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до 100-кратного установленного законом размера месячной оплаты труда.

При отказе налогоплательщика (его законного представителя) от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых. Наличие данного акта необходимо для того, чтобы привлечь к ответственности проверяемого налогоплательщика за невыполнение требования органа налоговой полиции о предоставлении необходимой информации.

Содержание проверки налогоплательщика

В первоочередном порядке проверке подлежат устав и учредительные документы организации — налогоплательщика (свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя), документы о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты), банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ (оказанных услуг), счета — фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (книга учета доходов и расходов, журналы — ордера, ведомости и т. п.), а также иные документы, необходимые для установления законности и правильности произведенных операций.

Кроме того, проверяющие осуществляют оценку наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции, достоверности объемов выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.

При необходимости в ходе проверки исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. В этом случае для участия в проверке, как правило, привлекается специалист в области информационных технологий, которому поручается обеспечить доступ к информации, провести анализ цифровых и текстовых данных, хранящихся в электронном виде, определить даты ввода в компьютер исследуемой информации и внесения изменений в содержание документа, восстановить стертые файлы и записи в базах данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т. д., а также изучить состояние компьютера и периферийных устройств.

Учетная и иная информация, хранящаяся в электронном виде, может исследоваться как непосредственно на компьютере, так и на копиях этой информации. При этом проверяемый налогоплательщик по требованию проверяющих предоставляет им на бумажном носителе копии первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде.

Одним из важных проверочных мероприятий является оценка заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных, связанных с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактических данных, установленных в ходе проверки; проверяется достоверность отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности.

В ходе проверки органы налоговой полиции могут осуществлять и иные мероприятия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

При необходимости установления обстоятельств совершения определенной сделки (сделок), полноты оприходования полученных по этой сделке (сделкам) товаров (работ, услуг) или выручки от их реализации, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иных безденежных операций, операций по уступке права требования, а также в иных аналогичных случаях проверяющие обязаны направить соответствующие запросы налогоплательщикам, выступающим контрагентами проверяемого налогоплательщика (п. 11 Инструкции N 285).

Окончание проверки. Оформление акта проверки

По результатам проведенной проверки налогоплательщика составляется итоговый акт.

В акте проверки налогоплательщика отражаются все выявленные в процессе проверки нарушения законодательства о налогах и сборах, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проверки. Акт проверки налогоплательщика составляется и в том случае, если правонарушений в ходе проверки налогоплательщика не выявлено.

Акт проверки налогоплательщика (его форма приведена в приложении 10 к Инструкции N 285) должен состоять из трех частей: общей части, описательной части и заключения.

В общей части акта проверки налогоплательщика в обязательном порядке отражаются основные сведения о проводимой проверке и налогоплательщике, а также указываются:

— номер акта проверки налогоплательщика, присвоенный при его регистрации, в журнале регистрации актов проверки налогоплательщиков;

— полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (если налогоплательщик — организация или индивидуальный предприниматель) или фамилия, имя, отчество налогоплательщика (если налогоплательщик — физическое лицо);

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— место проведения проверки;

— фамилии, имена, отчества, наименования должностей, специальные звания лиц, проводивших проверку;

— дата подписания и номер постановления о проведении проверки;

— период, за который проведена проверка налогоплательщика;

— дата начала и окончания проверки;

— фамилии, имена и отчества законных представителей налогоплательщика — организации. Если в течение периода проверки происходили изменения в составе законных представителей, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого они занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности (копии указанных документов должны быть приложены к акту проверки);

— юридический адрес и адрес места нахождения налогоплательщика — организации (адрес регистрации и постоянного места жительства налогоплательщика — физического лица). В случае осуществления налогоплательщиком — организацией или налогоплательщиком — физическим лицом своей деятельности не по месту государственной регистрации или постоянного жительства особо указывается место осуществления хозяйственной деятельности;

— документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

— документальное подтверждение фактически осуществляемых налогоплательщиком — организацией или налогоплательщиком — физическим лицом видов деятельности, в том числе запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.

Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность правонарушения, способ его совершения, период финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика, к которому данное правонарушение относится, должностные лица, причастные к совершению указанного правонарушения, ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие на личие факта нарушения, оценка стоимостного расхождения между заявленными в налоговых декларациях налогоплательщиком данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты, а также факты непредставления налогоплательщиком каких-либо документов (предметов, материалов) также должны быть зафиксированы в акте.

В заключение помещаются сведения об общих суммах выявленных при проверке неуплаченных или не полностью уплаченных налогов в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления по итогам налогового периода. Указываются также величина пени (расчет пени прилагается), а также соотношение выявленной недоимки по видам налогов (сборов, иных обязательных платежей) количеству минимальных размеров оплаты труда на момент окончания соответствующего налогового периода.

Акт проверки налогоплательщика составляется в 4-х экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

С момента подписания акта всеми проверяющими проверка налогоплательщика считается законченной.

1-й и 2-й экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами направляются в подразделение органа налоговой полиции, являвшееся инициатором проверки налогоплательщика. При этом 2-й экземпляр акта после принятия органом налоговой полиции предусмотренного законом решения направляется в 10-дневный срок в соответствующий налоговый орган.

3-й экземпляр акта остается на хранении в подразделении документальных проверок федерального органа налоговой полиции.

Наконец, 4-й экземпляр акта вручается под расписку налогоплательщику. В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) от получения экземпляра акта проверки, а также при невозможности вручить акт налогоплательщику (его законному представителю) по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте, и четвертый экземпляр акта направляется налогоплательщику для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

На основании акта проверки налогоплательщика начальником органа налоговой полиции (его заместителем, курирующим оперативно — розыскную деятельность) в срок не более 3-х суток, а в исключительных случаях — не более 10 суток со дня окончания проверки принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган; об отказе в возбуждении уголовного дела.

Выявление в ходе проверки налогоплательщика

«сопутствующих» правонарушений

При выявлении в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства Российской Федерации, являющихся административными правонарушениями или преступлениями (помимо преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ), отнесенными к ведению органов налоговой полиции, указанные факты в обязательном порядке включаются в акт проверки с указанием даты их обнаружения.

В случае выявления фактов нарушений действующего законодательства, являющихся административными правонарушениями или преступлениями, не отнесенными к ведению органов налоговой полиции, указанные факты в акт проверки налогоплательщика не включаются.

При выявлении в результате проверки налогоплательщика обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, указанные обстоятельства обязательно отражаются в акте проверки налогоплательщика, а орган налоговой полиции, по постановлению которого проводится проверка, обязан в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. «Порядок направления органами налоговой полиции материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения» утвержден Приказом от 3 января 2001 года ФСНП России N 3 и МНС России N БГ-3-16/1.

——————————————————————