Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании; необходимы кардинальные изменения системы налогообложения в интересах спасения рыночной экономики в России

Становится излишней столь громоздкая налоговая инспекция, которая должна слиться с налоговой полицией, образовав единый налоговый орган для осуществления контроля за своевременным перечислением налогов юридическими лицами и банками.

Предприятий-производителей не интересует структура и распределение налоговой суммы — это дело законодателей. Поэтому предлагаем с предприятий взимать только один налог в пределах 15-20% от суммы дохода (выручки) для покрытия всех бюджетных расходов на федеральном и региональном уровнях.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 1997 г. N 04-01-10

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо о кардинальном изменении системы налогообложения в интересах спасения рыночной экономики в России и сообщает следующее.

Мы разделяем Ваше мнение о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы к негативным последствиям. Принципиально важно и то, что «налоговая революция» автоматически закрыла бы перед Россией возможности присоединения к ЕС (одно из условий — гармонизация налоговых систем в рамках Европы) и сделала бы Россию зоной, закрытой для иностранных инвестиций и международного сотрудничества.

Вместе с тем реформирование налоговой системы, предлагаемое Налоговым кодексом, является наиболее предпочтительной формой систематизации налогового законодательства, обеспечивающей системный подход к решению проблем налогообложения. Налоговый кодекс должен обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства — налогового права.

В настоящее время проект Налогового кодекса разработан и представлен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. Общая часть проекта, посвященная основам налогообложения, определяет общие принципы налогообложения и сборов. При этом формируется единая налоговая правовая база и устанавливается в России единый налоговый правовой порядок, обеспечивается стабильность и единство налогового законодательства.

Остальные три части проекта Налогового кодекса — «Федеральные налоги», «Региональные налоги» и «Местные налоги» — посвящены порядку налогообложения по конкретным налогам. Устанавливается единый исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Предусматривается сокращение перечня применяемых в Российской Федерации налогов и сборов, в том числе за счет: исключения налогов (сборов), поступления по которым неадекватны материальным издержкам по их взиманию и контроль за уплатой которых затруднен или невозможен (например, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на приобретение транспортных средств).

Реализуется налоговый федерализм через механизм обеспечения оптимального сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов.

Стимулируется развитие отечественного производства — предусмотрено создание консолидированной группы налогоплательщиков. При этом налогоплательщиком признается один субъект — группа налогоплательщиков.

Расширяются права налогоплательщиков и уточняются основные обязанности налогоплательщика.

Даны принципы определения рыночной цены в целях налогообложения в ракурсе определения непосредственно понятия «рыночная цена» и признания конкретной цены сделки рыночной ценой.

В целях защиты налогоплательщика, улучшения взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами установлен порядок выставления налоговым органом требования об уплате сумм налога (письменное извещение), т. е. вводится процедура предупреждения (напоминания).

Установлена процедура налогового контроля, которая осуществляется посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению.

Регламентируется целый ряд вопросов организации и проведения налоговых проверок в целях обеспечения прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых органов.

В целях защиты прав налогоплательщиков существенно пересматриваются сегодняшние подходы к налоговым правонарушениям, а также меры ответственности.

Учитывая актуальность борьбы по выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, налоговые инспекции проводят большую работу по формированию высокой налоговой культуры у населения. Результаты работы налоговых органов способствуют увеличению поступлений в доходную часть бюджета финансовых ресурсов в объеме, необходимом для более полного финансирования государственных ресурсов. В связи с чем предпосылок для объединения налоговых инспекций и налоговой полиции в «единый налоговый орган» пока нет.

Что касается Вашего предложения с предприятий взимать только один налог в пределах 15-20% от суммы дохода (выручки), то, по нашему мнению, применение налоговой системы, состоящей из налогов, зависящих от различных источников и доходов, экономически оправдано. Структура различных налогов, представляющих собой разнообразные формы налоговых изъятий, отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Такая система, учитывающая специфику конкретных экономических процессов, позволяет с большей гарантией формировать доходную базу государства, обеспечивая, таким образом, финансирование намеченных программ.

Вместе с тем одной из основных структур развитого рынка являются предприятия малого бизнеса. Для поддержки развития малых предприятий в России Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» была введена упрощенная система налогообложения, в соответствии с которой около 40 различных налогов заменялись единым. Это позволило значительно разгрузить финансовую отчетность и тем самым упростить процедуру налогообложения.

Комплексный характер преобразований налоговой системы Российской Федерации в целом будет способствовать соблюдению принципа справедливости при налогообложении, рационализации налоговой системы, что позволит в наибольшей степени учесть интересы развития отечественного производства и обеспечить высокую собираемость налогов.

Благодарим Вас за внимание, проявленное к проблемам совершенствования действующего налогового законодательства, и одновременно сообщаем, что все предложения, поступающие в Министерство финансов Российской Федерации, внимательно рассматриваются и по мере целесообразности используются в законотворческом процессе.

01.04.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ

——————————————————————