Заявитель обратился в налоговой орган с просьбой провести налоговую проверку в отношении третьего лица и предоставить информацию по вопросу уплаты этим лицом налогов. Не получив от налогового органа информации о результатах налоговой проверки, заявитель обратился с жалобой на бездействие должностных лиц налогового органа. При этом заявитель сослался на статью Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обязан ли налоговый орган предоставить третьему лицу информацию о результатах налоговой проверки? Является ли жалоба заявителя обоснованной?

Ответ: Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) предусмотрено, что указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 указанной статьи Федерального закона порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.

Статьей 137 НК РФ установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Таким образом, из вышеприведенных положений ст. 137 НК РФ следует, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке, установленном гл. 19 НК РФ в случае, если права заявителя были нарушены в результате принятия налоговым органом акта ненормативного характера, принятого в отношении такого лица, либо действий (бездействия) должностных лиц налогового органа, имевших место в связи с осуществлением налогового контроля.

Положениями ст. 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Указанная обязанность реализуется налоговыми органами посредством осуществления различных форм и методов налогового контроля. Сведения, полученные налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков, носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению.

Таким образом, налоговые органы не обязаны предоставить заявителю информацию о предпринимательской деятельности третьего лица по вопросу уплаты этим лицом налогов.

Порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, установленный гл. 19 НК РФ, не предусматривает иных оснований для подачи жалобы в налоговый орган, кроме тех, которые установлены ст. 137 НК РФ.

Таким образом, налоговый орган не обязан предоставить третьему лицу информацию о результатах налоговой проверки и жалоба заявителя на бездействие должностных лиц налогового органа является необоснованной.

Л. А.Брандт

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

13.05.2008

——————————————————————