Количество закупленных организацией товаров превысило количество реализованных, и доля вычета по НДС за квартал превысила 95% к сумме исчисленного налога с налоговой базы. Налоговый орган потребовал пояснить, с чем связано увеличение доли вычетов. Должна ли организация представлять такие пояснения? Может ли инспекция оштрафовать ее, если пояснения не будут представлены?
Ответ: Обязанность налогоплательщика давать налоговым органам пояснения о причинах увеличения доли налоговых вычетов по НДС Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Следовательно, пояснять причины роста доли вычетов организация не должна. Между тем низкая нагрузка по НДС, обусловленная высоким уровнем доли налоговых вычетов, является одним из критериев для вызова налогоплательщика на заседание комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. При этом непредставление (отказ от представления) соответствующих объяснений может привести к назначению выездной налоговой проверки. Поэтому во избежание конфликтов с проверяющими и рисков назначения выездной налоговой проверки требуемые пояснения лучше представить.
Ответственность за непредставление пояснений (отказ от дачи пояснений) НК РФ не установлена. Должностных лиц организации могут оштрафовать лишь в случае их неявки по вызову налогового органа для дачи пояснений, но не за отказ от дачи пояснений. Размер такого штрафа может составить от 2000 до 4000 руб.
Обоснование: По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Единственный предусмотренный НК РФ случай, когда налоговые органы вправе потребовать у налогоплательщика соответствующие пояснения, а он обязан их представить, — это проведение камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации (расчета). Так, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ инспекция вправе потребовать пояснения, если:
— камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
— проверка проводится в отношении уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом);
— проверяется декларация (расчет) с убытком.
Данный перечень оснований для истребования пояснений является исчерпывающим, требовать дополнительные сведения налоговый орган не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Высокий показатель удельного веса вычетов по НДС в указанном перечне не поименован. Следовательно, даже в рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган не вправе требовать пояснения о причинах увеличения доли налоговых вычетов. Поскольку данное требование противоречит нормам НК РФ, налогоплательщик может его не выполнять (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Однако заметим, что пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием, перечислением) ими налогов и сборов. Низкая налоговая нагрузка по НДС является одним из критериев для вызова налогоплательщика на заседание комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. По мнению налоговых органов, налогоплательщик имеет низкую нагрузку по НДС, если за ряд налоговых периодов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленной налоговой базы составляет 89 процентов и более (см. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»).
Неявка по вызову налогового органа для дачи пояснений может рассматриваться как административное правонарушение, за которое для должностных лиц организации предусмотрен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21).
ФНС России в Письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений в НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не обязан пояснять причины роста доли налоговых вычетов и не может быть оштрафован за отказ их представить.
В то же время непредставление пояснений, обосновывающих причины увеличения доли налоговых вычетов при отсутствии положительной динамики увеличения налоговых обязательств и налоговой нагрузки, может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок (см. Письмо ФНС России N АС-4-2/12722).
Таким образом, несмотря на то что у организации отсутствует обязанность давать налоговым органам пояснения о причинах увеличения доли налоговых вычетов по НДС, представление таких пояснений позволит предупредить конфликт с налоговыми органами, а также уменьшит риск назначения выездной налоговой проверки.
Н. В.Степанова
Группа компаний
«Аналитический Центр»
Е. М.Сигаева
Группа компаний
«Аналитический Центр»
25.03.2014
——————————————————————