О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности
(Кардашова И. Б.) («Российский следователь», 2005, N 5)
О КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И. Б. КАРДАШОВА
Кардашова И. Б., докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Понятийный аппарат безопасности исследуется в научной литературе уже давно, поэтому существует большое множество формулировок, что в значительной степени влияет на разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности. Однако несмотря на это, до последнего времени исследователи все же мало уделяли внимания методологическим проблемам безопасности как социального явления. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» <*>. Ожегов С. И. трактует безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» <**>. ——————————— <*> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989. С. 67. <**> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 47.
В России в недалеком прошлом под безопасностью понимали лишь защиту страны от нападения извне, покушения на государственный и общественный строй. Так, в общих энциклопедических изданиях (включая издания БРЭ 1999 г.) понятие безопасности отсутствует. В Большой советской энциклопедии представлено понятие «безопасность международная» как состояние экономических, политических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость и самостоятельность народов, а также свободное развитие на демократической основе <*>. Во многих энциклопедических словарях, таких, как Советская военная энциклопедия, Военный энциклопедический словарь и др., мы вообще не найдем понятия «безопасность», а только прикладные виды безопасности: пожарной, безопасности полетов, безопасности техники и т. д. ——————————— <*> БСЭ. 2-е изд. Т. 4. С. 338.
В Военном энциклопедическом словаре и Советской военной энциклопедии 70 — 80-х гг. представлена трактовка лишь прикладных видов безопасности: «безопасность полетов», «безопасность плавания», «безопасный временной интервал». Применение понятий «безопасность», «военная безопасность» исключалось в силу того, что их заменяли такие понятия, как «оборона» и «защита государства». Краткий словарь специальных терминов для руководящего состава Вооруженных Сил России определяет безопасность как «состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях» <*>. ——————————— <*> Краткий словарь специальных терминов. М., 1994. С. 9.
Следует отметить, что в русском языке слово «безопасность» образовано по принципу антиномии (противоречия между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым <*>), т. е. за счет добавления приставки «без-» к слову «опасность». Такой негативистской ограничительной лексической конструкции было, наверное, достаточно для нужд старой русской жизни <**>. Но с вхождением России в европейскую жизнь родное слово стало ограничителем чужих смыслов. Политическое употребление этого слова долго оставалось неорганичным для русского языка, и по-настоящему понятие «безопасность» утвердилось в нашем политическом лексиконе только в ХХ в. <***> Поэтому до сих пор такая словесная форма затрудняет полное и правильное раскрытие смыслов, т. к. для этого требуется не простое противоположение чему-либо другому, а прямое указание на подразумеваемую сущность. ——————————— <*> Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. М.: Рус. язык, 1990. С. 44. <**> Миграция и безопасность России / Под ред. Г. Витковской и С. Панаренко. Моск. центр Карнеги. М.: Интердиалект+, 2000. С. 17. <***> Панарин С. Безопасности и этническая миграция // Proet Contra. 1998. Т. 3. N 4. Осень. С. 11 — 17.
Возьмем для сравнения соотношение понятий «опасность» — «безопасность» в английском языке. Во-первых, это разнокоренные слова: «danger» (опасность) и «security» (безопасность). Во-вторых, понятия имеют неодинаковый смысл: «security» — состояние или ощущение безопасности; нечто защищающее или гарантирующее; защищенность государства, компании и т. д. от шпионажа, хищений и др. покушений; залог, взятый как гарантия возвращения займа или выполнения обязательства <*>. «Security» используется также при обозначении таких структур, как служба безопасности, Совет безопасности, система коллективной безопасности. ——————————— <*> The Concise Oxford Dictionary. The New Edition For the 1990s. Oxford, 1990. P. 1093.
Однако мы полагаем, что только лингвистического толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали и существуют опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами и сферой человеческой деятельности окружающего мира. Как мы уже не раз отмечали, понятие «безопасность» возникло одновременно с появлением человеческого общества и отождествлялась не столько с добром, сколько с отсутствием зла. До сих пор актуальны высказывания английского философа Т. Гоббса, который в своей работе «Левиафан» (1651 г.) показывает диалектическое единство и взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства. По его мнению, добро и зло кроются в поведении людей, живущих в обществе, поэтому задача безопасности личности и общества заключается в выработке определенных правил поведения между людьми. Стремление к безопасности явилось одной из главных причин объединения древних предков в общество <1>. Проблема обеспечения безопасности как категории находится на протяжении веков в центре внимания многих философов, политологов, историков и правоведов. О государственном и политическом устройстве общества, задачах и функциях государства в сфере обеспечения безопасности писали Платон, Аристотель и Геродот. В частности, Платон считал, что «из стражей надо выбирать таких людей, которые, по нашим наблюдениям, целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей. Они охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри оберегали бы дружественных граждан, чтобы у этих не было желания, а у тех — сил творить зло. А юноши, которых мы назовем стражами, были бы помощниками правителей и проводниками их взглядов» <2>. Цицерон говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь… избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать и добывать себе все необходимое для жизни» <3>. Аристотель, конструируя модель идеального государства, предлагал: «Должно быть, прежде всего, пропитание; затем — ремесла (человеческая жизнь нуждается во многих орудиях); в-третьих, оружие (оружие необходимо для участников государственного общения как для поддержания власти против неповинующихся внутри государства, так и против внешних врагов, если они попытаются нанести обиду)» <4>. Однако следует отметить, что философы XV — XVII вв., рассматривая безопасность как исключительно государственную деятельность, не смогли глубоко проникнуть в социальную природу этого феномена. ——————————— <1> Возжеников А. В., Прохожев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М.: Росэкномфонд «Созидание», 1998. С. 6 — 7. <2> Платон. Государство // Собр. соч. Т. 3. М., 1994. С. 129. <3> Цицерон. Об обязанностях. М., 1999. С. 131. <4> Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 126.
Благодаря учениям философов XVII — XVIII вв. понятие «безопасность» стало приобретать широкое значение. Так, известный ученый Зонненфельс утверждал, что безопасность — это такое состояние, при котором никому нечего опасаться, а один из основателей политической науки Н. Макиавелли предлагал толковать безопасность следующим образом: «…Государя подстерегают две опасности: одна изнутри или со стороны подданных, другая извне — от сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохранится мир при условии, что его не нарушат тайные заговоры… Главное средство против них — не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу… Ведь заговорщик всегда рассчитывает на то, что убийством государя угодит народу; если он не знает, что возмутит народ, у него не хватит духа пойти на такое дело, ибо трудностям, с которыми сопряжен всякий заговор, нет числа…» <*>. Б. Спиноза связывал обеспечение безопасности с непосредственным функционированием органов управления: «Для безопасности государства и неважно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства — безопасность» <**>. ——————————— <*> Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 56. <**> Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 350.
Понятия «безопасность» и «национальная безопасность» в отечественной науке были слабо изучены в силу ряда субъективных обстоятельств, т. к. теоретические осмысления ученых в сфере безопасности не поощрялись. Особенно это касалось проблемы внутренней безопасности, поскольку почти всегда сопровождалось репрессивными мерами со стороны государства. Почти до XIX в. в России власть царя практически не ограничивалась никакими законами, поэтому исследования ученых касались сферы внешнеполитической и военной безопасности, и никаким образом внутренней безопасности. Царская власть обосновывалась как единственная, справедливая и законная. В своих произведениях И. Пересветов представлял необходимость царской власти для блага всех граждан России. Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» отмечал, что «…монарх должен править справедливо, уважая закон» <*>. С этой целью были созданы государственные институты самодержавного режима: Тайная канцелярия Ивана Грозного; Тайный приказ Петра Первого; специальное отделение жандармской полиции Александра I. ——————————— <*> Морянов В. И. История России. М., 1996. С. 78.
Проблема безопасности волновала российского ученого И. Е. Андриевского, который в учебнике «Полицейское право» в 1873 г. отмечал, что основой в понимании проблемы безопасности является человек и его развитие. «Для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения человеческих целей необходимы известные условия: между ними главнейшее место занимают безопасность и благосостояние. Условие безопасности обеспечивается предупреждением или пресечением опасностей, могущих грозить, как от злой воли других людей, так и от сил природы и различных несчастных случаев» <*>. ——————————— <*> Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. М.: Знание, 1998. С. 129.
С развитием общественных отношений категория «безопасность» претерпевала значительные изменения <*>. В этой связи следует в первую очередь определить понятия, относящиеся к конкретным видам безопасности, и лишь на этой основе выделить содержание каждого вида безопасности (политической, военной, экономической, экологической и т. д.). И только в начале 90-х гг. начинают появляться публикации, посвященные сущности безопасности личности, общества и государства. В настоящее время появились работы, связанные с совершенствованием понятийного аппарата теории безопасности. Это труды Степашина С. В., Серебрянникова В. В., Глебова И. Н., Прохожева А. А., Сальникова В. П., Васильева А. И., Возженикова А. В., Дзлиева М. И., Дерюгина Ю. И., Манилова В. Л., Осипова Г. В., Гущина С. В., Митрохина В. И., Пирумова В. С., Шершнева Л. И., Урсула А. Д. и других авторов. Например, Митрохин В. И. определяет безопасность как «меру защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом» <**>. ——————————— <*> Васильев А. И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., 1999. С. 13. <**> Национальная безопасность России // Интеллектуальный мир. 1995. N 6. С. 1.
Наконец, законодательно понятие безопасности в нашей стране было закреплено в связи с принятием в 1992 г. Закона Российской Федерации «О безопасности» <*>. В соответствии с этим Законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон «О безопасности» закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и защиты интересов личности и общества <**>. ——————————— <*> Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769. <**> Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. С. 21.
Известные американские психологи К. Мадсен, А. Маслоу и др. потребность в безопасности рассматривают как одно из «первостепенных мотивов деятельности людей и сообществ» <*>. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: безопасность с самого зарождения цивилизации выступала главнейшей целью деятельности отдельных индивидуумов, а затем общества и государства. ——————————— <*> Свободная мысль. 1994. N 4. С. 16.
В западном мире безопасность уже давно стала «священной коровой» либерального сознания, как демократия или права человека <1>. Традиция высокого ценения <2> безопасности восходит на Западе к революционному периоду его истории. В данном случае необходимо отметить такие документы, как: английский Билль о правах 1689 г. (в Билле безопасность поставлена в один ряд с единением мира и спокойствия народа и благосостояния государства) <3>, американская Декларация независимости 1776 г. (характерной особенностью американской Декларации является то, что в ней создание гарантий своей безопасности объявляется правом и обязанностью народа, а задачей власти — обеспечение людям безопасности и счастья) <4>, а также французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которая прямо провозгласила, что безопасность наряду со свободой, собственностью и сопротивлением угнетению входит в число естественных прав человека <5>. ——————————— <1> Миграция и безопасность России / Под ред. Г. Витковской и С. Панаренко. Моск. центр Карнеги. М.: Интердиалект+, 2000. С. 16. <2> Термин заимствован из работы П. Савицкого «Хозяин и хозяйство» как очень точный и чисто русский (Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997. С. 217 — 253). <3> Билль о правах // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1999. С. 17. <4> Декларация независимости 4 июля 1776 г. // Там же. С. 21. <5> Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Там же. С. 32.
Обратимся теперь к понятию «национальная безопасность» («national security»). Это понятие было принято во всем мире и отражает один из исторически известных подходов к безопасности. Преобладающее значение оно получило, начиная с эпохи Священного союза — как реакция на наполеоновские войны и как отражение подъема национальных чувств в Европе <*>. Отметим, что появление категории «национальная безопасность» многие связывают с именем президента США Т. Рузвельта, правившего в 1901 — 1909 гг. В послании конгрессу Соединенных Штатов в 1904 г. он оправдал захват зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» <**>. Далее это понятие стало применяться довольно широко, а в 1947 г. в США был принят Закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан Совет национальной безопасности США. Таким образом, термин «национальная безопасность», запущенный в оборот американским президентом, сегодня является предметом пристального исследования многих ученых всех стран. ——————————— <*> Rotchild E. Op. cit. P. 61 — 70. <**> Проскурин С. А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М.: Знание, 1991. С. 4.
По поводу этого термина председатель комитета палаты представителей Д. Мосс в 1973 г. писал: «Национальная безопасность — это такое трудноопределимое понятие, что никто не может дать его дефиницию… являясь в течение 16 лет председателем подкомитета, я не мог найти кого-либо, кто мог дать мне определение» <*>. ——————————— <*> Romm J. J. Defining National Security. The Nonmilitary Aspects. New York. P. 5.
В отечественной литературе термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» <*>. Это определение совпадает с определением «безопасность» в Законе «О безопасности», т. к. совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы. ——————————— <*> О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. С. 3 — 4.
Основополагающим документом нашей страны в этой области является Концепция национальной безопасности Российской Федерации <*>, впервые утвержденная Президентом Российской Федерации в 1997 г. (новая редакция 2000 г.), и ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации дано определение национальной безопасности как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». В соответствии с положениями законодательной базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом: национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны. ——————————— <*> Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
Уточним, что слово «концепция» (от лат. «conception») означает систему взглядов, то или иное понимание явлений, процессов <*>. Концепция национальной безопасности в широком понимании представляет собой систему взглядов по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. ——————————— <*> Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. М.: Рус. язык, 1990. С. 258.
По мнению некоторых ученых, концепция как система взглядов имеет вид свода правил или макета сценария, написанного исключительно для государства. Концепция несет — пусть в остаточном виде — идеологию этатизма (etat — государство; понятие буржуазной политической науки, означающее активное участие государства в экономической жизни общества <*>), с помощью которой в течение длительного времени (начиная с деятельности болонской юридической школы и французских легистов) в Европе осуществлялся переход от права власти к праву государства <**>, признание законности абсолютистского, затем национального государства. ——————————— <*> Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. М.: Рус. язык, 1990. С. 607. <**> Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1990. С. 299 — 303.
Некоторые авторы также полагают, что «выработать приемлемое для большинства россиян понятие национальной безопасности ни сейчас, ни в ближайшем будущем не удастся» <*>. Кроме того, в научной литературе имеются даже мнения о допустимости понимания безопасности в России как «национальной». В Конституции Российской Федерации говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Так, Л. С. Мамут считает, что «слова «многонациональный народ» означают, во-первых, совокупность граждан России, во-вторых, всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей» <**>. ——————————— <*> Паппэ Я. Парусник в открытом море. Проблемы безопасности. Осень. 1998. С. 37. <**> Конституция РФ: научно-практический комментарий / Под ред. Б. П. Топорнина. М., 1997. С. 89.
Ключевым словом в понятии «национальная безопасность» является «нация». Формулировок понятия «нации» существует не меньше, чем формулировок самого понятия «безопасность». Например, термин «нация» может рассматриваться в следующих значениях: либо как граждан государства, либо как совокупность представителей одного этноса. Р. Г. Абдулатипов утверждает, что «у нас не сложились иные традиции: нациями мы называли этнические образования. У нас стоит проблема выбора: нация как этнос или нация как государство» <*>. ——————————— <*> Абдулатипов Р. Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики Российского государства // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международ. конференции. М., 1999. С. 83.
На наш взгляд, в основе формирования нации лежит не этнический принцип, поскольку история не знает ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникающей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства <*>. Гражданское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает полиэтничность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может. Американский политолог К. Дейч кратко и однозначно определяет нацию как народ, обладающий государством <**>. В общем, понятие нации по своему содержанию в современном рассмотрении близко к понятию страны. ——————————— <*> Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. С. 21. <**> Deutsch K. Nationalism and Social Communication. Cambrige, 1986. P. 96.
По большому счету люди придумали когда-то само государство как форму своей организации с главной целью — обеспечить свою безопасность. Так, еще в XIX в. русские специалисты отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» <*>. ——————————— <*> Энциклопедический словарь И. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 5. СПб., 1889. С. 304.
Если рассматривать термин «нация» как государство, то понятия «национальная безопасность» и «государственная безопасность» станут тождественны. Но такое толкование будет неверным, считает Мамонов В. В. <*>, и мы с ним полностью согласны, поскольку национальная безопасность подразумевает триединую составляющую, каждый компонент которой одинаково значим — безопасность личности, общества и государства. Кроме того, у нас действует нормативный акт, в котором термин «нация» понимается как этнос <**>. ——————————— <*> Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России: Монография. Саратов, 2002. С. 19. <**> Концепция государственной национальной политики РФ // Российская газета. 1996. 10 июля.
Термин «национальная безопасность» является переводом английских слов «national security», которые могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. Однако, на наш взгляд, подменять национальную безопасность государственной безопасностью и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — частное, видовое. Кроме того, сегодня нация рассматривается не как совокупность лиц одной национальности, а в масштабах страны в целом. Н. А. Бердяев писал: «Государство из средства и функции делается самоцелью… Оно живет собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчинено функциям народной жизни» <*>. ——————————— <*> Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. С. 38.
При отождествлении понятий «национальная безопасность» и «государственная безопасность» происходит сужение смысла первого, государственная безопасность соотносится с национальной безопасностью как часть с общим. Поэтому термин «безопасность», употребляемый в Конституции Российской Федерации, следует трактовать как национальную безопасность, являющуюся основой для других видов безопасности. В связи с этим многие положения Конституции Российской Федерации можно отнести к основам национальной безопасности. Нормы Конституции Российской Федерации закрепляют важнейшие общественные отношения, имеющие жизненно важное значение для личности, общества, государства. Их защита, создание гарантий для соблюдения, исполнения, использования и применения является одной из задач национальной безопасности. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для Российской Федерации как многонационального федеративного государства термин «национальная безопасность» распространяется на все нации и народности, проживающие на ее территории. Во времена существования СССР термин «государственная безопасность» был введен в 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности и отражал точку зрения руководства страны о приоритете интересов государства диктатуры пролетариата перед интересами общества и интересами личности. В 1936 г. в Конституции СССР в п. «и» ст. 14 главы 2 был законодательно закреплен термин «государственная безопасность». В Большой советской энциклопедии термин «государственная безопасность» трактуется как совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также противников существующего строя внутри страны, а в Кратком политическом словаре 1987 г. этот термин вообще отсутствует. На протяжении десятилетий не происходило дальнейшей проработки термина, потому что сфера безопасности была монополией государства. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. В советские времена проблема национальной безопасности в отечественной литературе не рассматривалась, а волновала проблема защиты социалистического Отечества. Только единственный раз И. В. Сталин в своей речи 3 июля 1941 г. сказал, что нацизм грозит нам разрушением государственности и национальной культуры. Более того, в период демократизации (1989 — 1993 гг.) сложилось отношение к государственной безопасности как к чему-то такому, что противостоит обществу, человеку, личности и от чего необходимо отказаться, если стремиться к демократическому развитию страны <*>. Дело в том, что в марксистско-ленинской теории государство рассматривается как аппарат насилия, господства одного класса над другим, и об этом достаточно подробно написано В. Лениным в работе «Государство и революция» и Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге». ——————————— <*> Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: ЮИ МИИТА, 2002. С. 28.
Поэтому в случаях, когда необходимо сопоставить понятия «национальная» и «государственная» безопасность, на наш взгляд, следует использовать термин «безопасность страны», в частности «безопасность России». В таком варианте понятно, что речь идет о способности страны сохранять свою целостность и суверенитет, а также решать вопросы политики, экономики, социальной сферы и др. Более того, подчеркнем, что не следует употреблять термин «национально-государственная безопасность». Дж. Локк писал: «Вся власть правительства существует только для блага общества и… в своих крайних пределах ограничена общественным благом» <*>. Однако следует помнить, что без блага личности не может быть блага общества, поэтому мы согласны с А. Н. Бердяевым, который верил, что «организация справедливого общества не есть цель, есть лишь средство для достойного существования человека», «…личность есть граница власти природы» <**>. ——————————— <*> Локк Дж. Сочинения. Т. 3. С. 340, 343. <**> Бердяев А. Н. Судьба России. С. 237, 287.
——————————————————————