Национальные интересы в контексте административно-правового исследования системы национальной безопасности
(Босхамджиева Н. А.) («Административное право и процесс», 2009, N 5)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Н. А. БОСХАМДЖИЕВА
Босхамджиева Н. А., докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.
Основу системы национальной безопасности составляют национальные интересы, которые взаимодействуют и противоборствуют внешним и внутренним угрозам, так как они являются основной движущей силой развития общества.
National interests are the basis of the system of national security; national interests interact and struggle with external and internal menaces, as they are fundamental driving force of development of the society <*>. ——————————— <*> Boskhamdzhieva N. A. National interests in the context of administrative-law study of the system of national security.
Система национальной безопасности представляет собой функциональную систему, отражающую процессы взаимодействия национальных интересов и угроз этим интересам. Основными элементами системы национальной безопасности являются: 1) национальные интересы; 2) угрозы национальным интересам; 3) система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности можно представить как сложную многоуровневую структуру, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов, которые, в свою очередь, являются самостоятельными развивающимися системами. В системе национальной безопасности интегрируются приоритеты объектов национальной безопасности: для личности — права и свободы; для общества — сохранение и умножение материальных и духовных ценностей; для государства — внутренняя стабильность, территориальная целостность и суверенитет. Национальные интересы в методологическом отношении представляют собой первооснову инструментария исследования проблем национальной безопасности и являются той формой, которую приобретают ценности в результате экстраполяции на конкретно-историческое состояние. На наш взгляд, распространенное определение национальной безопасности состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства не совсем точное, поскольку следует говорить о защите не интересов, а национальных ценностей. Интерес — это причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение и стоящая за их непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями, намерениями <1>. Поэтому защищенность побудительных причин как основа национальной безопасности звучит не научно. Если под интересами понимать потребности <2>, то они не могут составлять главное, подлежащее защите. Потребности могут удовлетворяться или не удовлетворяться, но не защищаться. Следовательно, необходимо говорить об интересах национальной безопасности как о причинах, обусловливающих необходимость защиты общенациональных ценностей. ——————————— <1> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 219. <2> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 231.
Интерес (от лат. interest — «имеет значение, важно») — это нужды, потребности; желание вникнуть в суть, узнать, понять <3>; причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение <4>, и т. д. Во всех определениях прослеживается общий смысл слова «интерес» — «иметь значение», поэтому его можно представить как «смысловой стержень, который всегда можно установить за внешней многозначностью данного понятия» <5>. ——————————— <3> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 252. <4> Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 6-е. М., 1991. С. 168. <5> Демин М. В. Природа деятельности. М., 1984. С. 156.
Можно выделить основные принципы в установлении соотношения интересов личности, общества, государства: приоритет интересов — паритет интересов — баланс интересов, среди которых предпочтительнее баланс интересов, позволяющий наиболее полно учитывать интересы каждого субъекта в конкретных исторических и иных условиях. Одной из важнейших задач государственной власти является обеспечение баланса интересов личности, общества и государства, который является важнейшим принципом обеспечения безопасности <6>. В этой связи необходимо учитывать соотношение государственных интересов, интересов общества и личности. Государственные интересы производны от категории «национальные интересы», вместе с тем в них обязательно должно быть то общее, что присуще и национальным интересам, и интересам личности. На нормативном правовом уровне государственное вмешательство ограничено юридическими рамками, в пределах которых осуществляется формирование компетенции органов государственной власти, в том числе милиции, призванных организационно-правовыми средствами обеспечить реализацию национальных интересов России в различных сферах государственного управления. Таким образом, основой национальной безопасности является сохранение необходимого баланса, который бы соответствовал сегодняшнему состоянию страны, интересам человека, всех социальных групп. В случае дисбаланса интересов может появиться угроза национальной безопасности <7>. ——————————— <6> Закон РФ «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769. <7> См.: Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под ред. А. А. Прохожева. М., 2002. С. 104 — 108.
Национальные интересы можно классифицировать по различным основаниям: по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные, национальные и общечеловеческие), по субъектам (носителям интересов) (интересы личности, общества, государства, союза государств, мирового сообщества), по степени социальной значимости (жизненно важные, важные, маловажные), по сферам жизнедеятельности (в экономической, внешнеполитической, внутриполитической, социальной, духовно-культурной, международной, оборонной и других сферах), по продолжительности действия (постоянные, долгосрочные, кратковременные), по характеру взаимодействия (совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные).
——————————————————————