Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия

(Акимова Н. В.) («Российский следователь», 2005, N 12)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Н. В. АКИМОВА

Акимова Н. В., старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Рост преступности в стране, в том числе вооруженной, вызывает оправданное беспокойство среди населения и требует от государства принятия эффективных мер борьбы с нею. На сегодняшний день главным направлением деятельности государства в борьбе с этим социально-негативным явлением является предупредительная работа, заключающаяся в устранении или нейтрализации порождающих его причин. Вообще идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана еще в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него». Содержание средств и способов предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, должно представлять собой систему целенаправленных, взаимосвязанных между собой разнообразных по своему содержанию мер, обеспечивающих эффективную защиту возможных жертв от преступных деяний. Эта система должна быть целостной, гибкой и динамичной, как и система предупреждения преступности в целом. При этом необходимо, чтобы эти меры были законными, экономически целесообразными, научно обоснованными, радикальными и организационно обеспеченными. Разработку таких мер следует вести на глубоко научной основе, анализируя, в частности, состояние и структуру преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, тенденции, а также формы и способы предупредительной работы, проводимой органами внутренних дел, и их эффективность по защите населения от рассматриваемых посягательств. Предупреждение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, должно обеспечиваться экономическим, организационно-управленческим, правовым, материально-техническим, кадровым, психологическим, медицинским и многими другими способами. Значительное место в этом комплексе предупреждения преступлений необходимо отвести правовому способу, так как с его помощью устанавливается круг объектов и субъектов профилактического воздействия. Работа по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, проводится органами внутренних дел на основе положений и с помощью средств, закрепленных в нормах правовых актов. Поэтому важнейшим средством ее обеспечения органами внутренних дел является право, роль которого должна возрастать. От содержания его норм зависит в значительной мере содержание мер, направленных на предупреждение рассматриваемой категории преступлений. В органах внутренних дел в той или иной мере всегда велась и ведется в настоящее время работа по профилактике преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Опыт этой работы, ее средства, методы и формы закреплены в различных правовых актах. Такое положение, на наш взгляд, закономерно. Ведь правовые нормы — результат тщательной переработки в сознании законодателя социальной информации о прошлом и настоящем. По нашим сведениям, общего закона о профилактике преступлений и иных правонарушений нет ни в одной стране мира. В то же время имеется немало нормативных актов, посвященных отдельным направлениям профилактики, особенно профилактики правонарушений несовершеннолетних и рецидива. Как известно, в действующем законодательстве Российской Федерации также отсутствует самостоятельная отрасль предупреждения преступлений, а нормы, регламентирующие эту деятельность, рассредоточены по различным его отраслям, подзаконным и ведомственным актам. Большинство норм профилактического, предупредительного характера содержатся в нормах Конституции, уголовного, пенитенциарного, уголовно-процессуального и административного права. Во исполнение этих нормативных актов особая роль отводится специальным мерам в предупредительной работе с вооруженными преступлениями, значительная доля в осуществлении которых отводится органам внутренних дел как одному из специализированных субъектов профилактики. Важная роль в процессе противодействия вооруженным посягательствам отводится совершенствованию уголовной политики. В этой связи неоднократно принимались указы, направленные на «усиление борьбы с вооруженными видами организованной преступности, как наиболее опасным ее проявлением» <*>, обязывающие пресекать деятельность бандитских формирований <**>, занимающихся, в частности, незаконным оборотом, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; предусматривающие усиление режимных требований на предприятиях — изготовителях оружия и боеприпасов, организацию их комплексного обследования <***>. Но складывающаяся ситуация в стране, связанная с разгулом преступности, наиболее организованных ее форм, в том числе и вооруженной, свидетельствует о невыполнении поставленных задач. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности // Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 804. <**> Указ Президента РФ от 8 октября 1992 г. N 1189 «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 42. Ст. 2373. <***> Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» // Российская газета. 1996. 12 марта.

Существенную роль в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, играют действующие нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административного законодательства. Как известно, принятие закона должно основываться на глубоком изучении объективной действительности. В противном случае он способен быть лишь тормозом для общественного развития. Для того чтобы правовые нормы не препятствовали общественному развитию, они должны периодически приводиться в соответствие с требованиями жизни. Учитывая сегодняшние реалии, мы считаем неверной позицию законодателя, заключающуюся в снижении санкций статей УК РФ, регулирующих оборот оружия, в сторону его гуманизации. Это прежде всего касается норм с двойной превенцией. Значительное место в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, занимают нормы административного права. Ими регулируются основания и порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административного взыскания. Заметную роль играют административно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, другими негативными явлениями общественной жизни. Нам представляется ошибочным бытующее мнение о незначительности последствий нарушений административно-правовых запретов, так как многие из них при определенных условиях могут «перерастать» в более опасный вид правонарушений — преступление. В связи с этим необходимо особо отметить ряд норм, которые имеют большое значение для предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия: ст. 20.8 «Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему»; ст. 20.9 «Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения»; ст. 20.10 «Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия»; ст. 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»; ст. 20.12 «Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему»; ст. 20.13 «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах»; ст. 20.14 «Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему». Таким образом, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях в целом являются для органов внутренних дел весьма эффективным правовым средством предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Определенное место среди правовых средств предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, занимает уголовно-исполнительное законодательство, которое в целом служит делу предупреждения совершения новых преступлений, в том числе и преступлений рассматриваемой нами категории. Уголовно-процессуальное законодательство также вносит свой вклад в дело предупреждения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Так, например, оно обязывает органы дознания и предварительного следствия (наряду с прокуратурой и судом) выявлять обстоятельства (причины и условия), способствующие совершению преступления, включая их в предмет доказывания по уголовному делу, и принимать меры к их устранению (ст. 73 УПК РФ); определяет меры пресечения и основания для их избрания (ст. 97 — 109 УПК РФ), иные меры процессуального принуждения (ст. 111 — 118 УПК РФ); основание и порядок производства обыска (в том числе личного) и выемки (ст. 182 — 184 УПК РФ), а также конкретных субъектов и отдельные направления предупредительной деятельности (например, ст. 38, 40, 41 УПК РФ). Однако необходимо отметить, что уголовно-процессуальное законодательство могло бы в большей степени способствовать предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, чем это имеет место в настоящее время. Основу всей деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, составляют меры организационного характера. От того, как будет сформирована система предупреждения данных преступлений и обеспечен процесс ее функционирования, зависит, насколько успешным будет итог проводимых мероприятий. Исходя из конечной цели предупредительной работы, которой является недопущение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, устранение самой возможности их совершения, в органах внутренних дел осуществляется деятельность по определению круга первоочередных задач, решение которых позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся силы и средства. Речь идет прежде всего об информационном, методическом, кадровом, материально-техническом обеспечении, криминологическом прогнозировании, планировании мероприятий, расстановке сил и средств и обеспечении их взаимодействия, а также координации и контроле за деятельностью непосредственных участников предупредительного процесса. В настоящее время в значительно меньшей степени уделяется внимание разработке комплексных планов профилактики правонарушений, разрабатываемых в соответствии с планами социального развития конкретной территории. Тем не менее они все же вносят определенный вклад в предупредительную работу. Одной из главных задач в разработке вопросов информационного обеспечения данного направления является определение содержания, объема и структуры информации, необходимой для проведения работы по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, так как любые действия по удовлетворению существующей потребности требуют информации, необходимой для организации этих действий. Большой объем информации по предупреждению данных преступлений содержится в ведомственных правовых актах. Значительная часть этой информации представляет собой тот исходный материал, который необходим для всех элементов и стадий организации и управления работой по предупреждению рассматриваемой группы преступлений. Для повышения эффективности мер, направленных на предупреждение преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, необходимы правильное вычленение и умелое использование исходной и оперативной информации <*>, в том числе о лицах, подготавливающих вооруженные преступления либо покушающихся на их совершение, о причинах и условиях, способствующих совершению данных преступлений, а также о лицах, противоправные деяния которых позволяют применять к ним меры предупредительного воздействия. Необходимо также отметить, что при отсутствии должной информационной базы невозможно осуществлять и качественный прогноз вооруженной преступности, который осуществляется в органах внутренних дел штабными подразделениями и используется при принятии и корректировке решений о расстановке сил и средств ввиду осложнения криминогенной ситуации на обслуживаемой территории, снижения результативности в работе, а также для составления различных планов работы органа внутренних дел в целом и его структурных подразделений (либо внесения в них изменений). Речь идет прежде всего о годовом плане основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, РУБОБ, где наряду с другими вопросами предусматриваются меры, направленные на предупреждение преступлений, совершаемых с применением оружия, а также о конкретных планах по усилению борьбы с различными видами преступлений, в том числе связанных с применением огнестрельного оружия. ——————————— <*> Об исходной информации см.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 216 — 217; Профилактика преступлений. Минск, 1986. С. 83 — 87.

Нельзя не сказать о такой важнейшей организационной задаче, каковой является выбор организационной формы построения системы субъектов предупреждения преступлений. Многолетней практике органов внутренних дел по предупреждению преступлений известны различные формы организации системы субъектов предупреждения преступлений. В настоящее время принят комбинированный (смешанный) тип организационного построения данной системы. На нижних ступенях управления предупредительная работа осуществляется сотрудниками ведущих служб и подразделений органов внутренних дел, а организация их работы возлагается непосредственно на прямых начальников этих служб (подразделений). Рядом нормативных актов МВД России в рамках каждой службы за счет имеющейся штатной численности допускается создание специальных подразделений (групп) по профилактике преступлений или выделяются специальные сотрудники для обеспечения профилактической деятельности. Изучение специальных литературных источников, нормативной базы показало, что в целом деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, имеет достаточную степень правовой урегулированности. Однако многие проблемы еще остаются. В частности, не решен вопрос о множественности источников, содержащих правовые установления в области предупреждения преступлений, имеют место определенные коллизии в существующей нормативной базе, недостаточно четко определена правовая регламентация процессов взаимодействия, движения информации, разработки комплексных целевых программ. Все это создает объективную необходимость совершенствования правовых основ профилактической работы, проводимой органами внутренних дел.

——————————————————————