Выступление по теме: «Управление кризисными ситуациями, связанными с природными и техногенными катастрофами»

(Легошин А. Д.) («Право и политика», 2006, N 4)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРИРОДНЫМИ И ТЕХНОГЕННЫМИ КАТАСТРОФАМИ»

А. Д. ЛЕГОШИН

Легошин Андрей Данатович — заместитель директора департамента Оперативного управления МЧС России.

Управление кризисными ситуациями, связанными с природными и техногенными ЧС, базируется на Единой государственной системе (ЕГС) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства от 30 декабря 2003 г. N 794 определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях (схема 1) <*>. ——————————— <*> Схема не приводится.

В соответствии с таким делением определена градация ЧС на уровни: соответственно федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Установленные критерии классификации ЧС позволяют своевременно задействовать соответствующие подсистемы в случае увеличения масштаба ЧС и перехода на вышестоящий уровень. В основе управления ЕГСЧС лежит обеспечение реагирования на ЧС, адекватное (желательно предупреждающее) включение соответствующих механизмов регулирования функциональных и территориальных подсистем, основанное на общих принципах и методах управления (схема 2) <*>. ——————————— <*> Схема не приводится.

Целью управления является поддержание постоянной готовности подчиненных органов и сил ЕГСЧС, планирование и организация их действий, направление усилий на успешное выполнение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сокращение сроков реагирования. Именно сроки первоначального реагирования являются порой решающим фактором в дальнейшем развитии кризиса. Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о большой роли, которую играет эффективность системы управления в вопросах реагирования на возникающие катастрофы и стихийные бедствия. В последние годы особенно сильно проявилось многообразие ЧС, в том числе от террористической деятельности. Однако кроме общих положений, в соответствии с которыми осуществляется управление ЕГСЧС, на его эффективность влияет структура системы управления (схема 3) <*>. ——————————— <*> Схема не приводится.

Функционирование таких систем, как ЕГСЧС, невозможно без четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы органов управления. Она требует отлаженного взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего уровня. И взаимоувязки с существующей нормативной базой. Координационное воздействие определяется законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, республик, администраций исполнительных органов, приказов и распоряжений начальников ГО. Взаимодействие определяется отработанными взаимоувязанными Планами, положениями о взаимодействии, информационном обмене. Следует отметить исключительную важность параллельного совершенствования как вертикальной, так и горизонтальной составляющих нормативной базы. Тогда удается сохранить принцип сочетания разноуровневого (например, федерального и территориального) управления, предполагающий централизацию управления с учетом местных (территориальных) условий в любом сегменте системы. Для этого каждый уровень ЕГСЧС имеет (схема 4) <*>: ——————————— <*> Схема не приводится.

— координирующие органы управления; — постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям — ГОЧС); — органы повседневного управления. Важную роль в системе управления, ее эффективности, играют территориальные органы управления МЧС России. Территориальные органы управления ЕГСЧС занимают ведущую роль в планировании и руководстве мероприятиями ЕГСЧС и являются головными по отношению к соответствующим отраслевым органам управления ГОЧС, координирующими деятельность сил и средств в районе чрезвычайной ситуации. В соответствии с возложенными на них задачами территориальные органы управления осуществляют координацию и руководство деятельностью территориальных подсистем ЕГСЧС, а также звеньев функциональных подсистем ЕГСЧС, организуют их взаимодействие по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации ЧС. На территориальном и местном уровнях органами управления ЕГСЧС являются министерства, комитеты, главные управления (управления), отделы и т. п., создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Органы повседневного управления ЕГСЧС — различные ведомственные и муниципальные дежурные и дежурно-диспетчерские службы — являются рабочими органами территориальных органов управления ЕГСЧС и ГО. К ним относятся: — центры управления в кризисных ситуациях ФОИВ (в т. ч. МЧС России) — являются органами оперативного управления силами и средствами ЕГСЧС; — ЦУКСы (оперативные дежурные службы региональных центров и органов управления ГОЧС и ГПС всех уровней); — дежурные диспетчерские службы территориальных органов и специализированных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций; — ЕДДС муниципальных образований; — ДДС объектов экономики. Для эффективного функционирования ЕГСЧС в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования ЕГСЧС (схема 5) <*>: ——————————— <*> Схема не приводится.

— режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; — режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; — режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, осуществляемыми в этих режимах, являются: а) в режиме повседневной деятельности: — осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; — планирование и выполнение целевых и научно-технических программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; — совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; — создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; — осуществление целевых видов страхования; б) в режиме повышенной готовности: — принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ЕГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации; — усиление дежурно-диспетчерской службы; — усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; — принятие мер по защите населения и окружающей природной среды по обеспечению устойчивого функционирования объектов; — приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации; в) в режиме чрезвычайной ситуации: — организация защиты населения; — выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации; определение границ зоны и организация ликвидации чрезвычайной ситуации; — организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; — осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории. В зависимости от обстановки подсистемы и звенья ЕГСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах. Такое построение системы управления позволяет: — сократить время реагирования; — иметь (путем постановки в готовность более высоких эшелонов сил) значительные резервы уже в начальных стадиях развития кризиса; — реагировать «через уровень»; — сегментировать систему управления; — учитывать инвариантность развития кризиса; — повышать эффективность (в том числе и экономическую); — снизить человеческие потери и материальный ущерб. Спасибо за внимание.

——————————————————————