Стеклянный дом

(Редакционный материал)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 42)

СТЕКЛЯННЫЙ ДОМ

В адрес нашей организации поступило предписание ГУ МЧС РФ, где указывается, что остекление принадлежащего нам автосалона не соответствует распоряжениям мэра Москвы N 1384-РМ, N 1250-РМ и Закону г. Москвы от 05.11.97 N 46, и предписано установить остекление, соответствующее классу защиты К4 по ГОСТ 30826-2001. Правомерны ли эти требования?

М. Степанов, г. Москва

Для того чтобы определить, правомерно ли требование установить остекление, соответствующее классу защиты К4 по ГОСТ 30826-2001 (далее — защитное остекление), необходимо проанализировать как те нормативные акты, на которые ссылается ГУ МЧС РФ, так и иные НПА, регулирующие данный вопрос.

В Законе г. Москвы от 05.11.97 N 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанности юридических лиц в данной сфере установлены лишь в виде общих формулировок («планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты… от чрезвычайных ситуаций», «обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и т. п.).

Аналогичные нормы содержатся в федеральном законодательстве, регулирующем данные отношения, а именно в ст. 14 ФЗ от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таким образом, ни федеральное законодательство, ни Закон г. Москвы от 05.11.97 N 46 не содержат норм прямого действия, которые непосредственно устанавливали бы обязанность того или иного лица выполнить установку защитного остекления.

В распоряжении мэра Москвы от 30.11.2000 N 1250-РМ содержатся нормы, адресованные отдельным органам исполнительной власти г. Москвы. Данные нормы не устанавливают для юридических лиц обязанности выполнить установку защитного остекления, но обязывают органы исполнительной власти г. Москвы выполнить мероприятия и принять нормативные акты, в результате которых у определенного круга лиц появится обязанность произвести установку остекления.

В распоряжении мэра Москвы от 28.12.2000 N 1384-РМ также не содержится норм, устанавливающих обязанность юридических лиц установить защитное остекление. В нем установлены предписания, адресованные органам исполнительной власти г. Москвы, в частности Главному управлению по делам ГО и ЧС г. Москвы, на которое возлагается обязанность «определить перечень первоочередных объектов, остекление которых подлежит защите, и обязать владельцев этих объектов принять необходимые меры по защите остекления».

Таким образом, распоряжение мэра Москвы N 1384-РМ не содержит норм прямого действия, непосредственно создающих у заявителя обязанность выполнить установку защитного остекления, и лишь предусматривает принятие органами власти г. Москвы иных нормативных актов, которыми такая обязанность была бы возложена на отдельные категории юридических лиц.

Отметим, что в г. Москве действует нормативный акт, прямо устанавливающий обязательность применения защитного остекления в отдельных объектах недвижимого имущества в г. Москве, — Московские городские строительные нормы МГСН 4.13-97 «Предприятия розничной торговли» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.03.98 N 155).

В то же время в п. 1.2 МГСН 4.13-97 установлено, что данные нормы «не распространяются на проектирование… магазинов по продаже автомобилей и запчастей к ним».

Итак, те нормативные акты, которые упомянуты в вопросе, сами по себе не обязывают организацию установить защитное остекление. Они лишь создают организационные предпосылки для издания органами исполнительной власти г. Москвы актов, устанавливающих у нее такую обязанность. В связи с этим ответить на вопрос о правомерности вынесенного ГУ МЧС предписания на основе предоставленной информации не представляется возможным: для этого необходимо установить, был ли издан уполномоченными на то органами акт, устанавливающий у организации данную обязанность.

——————————————————————