Выступление по теме: «Различные аспекты международного сотрудничества по управлению кризисными ситуациями»
(Надаль Ж.-Л.) («Право и политика», 2006, N 4)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ»
Ж.-Л. НАДАЛЬ
Надаль Жан-Луи — Генеральный прокурор при Кассационном Суде Франции.
В этом третьем моем выступлении я коснусь различных аспектов международного сотрудничества при управлении кризисными ситуациями. Я не буду описывать здесь в теоретическом плане различные варианты международного сотрудничества между Францией и остальными государствами, а просто кратко проиллюстрирую, в чем международное сотрудничество повышает эффективность управления кризисными ситуациями или ситуациями, которые могут преобразоваться в кризисные. Первое замечание кажется очевидным. Франция осуществляет не просто международное сотрудничество, а разные формы международного сотрудничества в зависимости от условий, в которых находятся Франция и соответствующее государство. Поэтому схематично можно представить по меньшей мере четыре различных круга международного сотрудничества. 1. С одной стороны, есть государства, связанные с Францией двусторонними договорами. Это в основном государства за пределами Европейского Союза. 2. С другой стороны, есть государства — члены Совета Европы. Это касается и отношений Франции с Россией. 3. Третий круг — это государства так называемой Шенгенской зоны <*>. ——————————— <*> Страны — участницы Шенгенских соглашений: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Швеция.
4. Наконец, четвертый круг — это государства Европейского Союза. Эти различные круги соответствуют различным типам международного сотрудничества. Хочу подчеркнуть, что нормы, регулирующие международное сотрудничество в судебной сфере, были значительно изменены во Франции в течение последних месяцев, когда вступил в силу Закон от 9 марта 2004 года об адаптации правосудия к развитию преступности. В эти нормы входит решение о создании Евроюста и решение о совместных следственных группах. Эти различные акты дают возможность более оперативного подхода к международному сотрудничеству и были вызваны необходимостью ответить на вызов трансграничной преступности. Они основаны также на стремлении европейских государств создать европейское судебное пространство. Мой личный опыт, в частности, по руководству парижской прокуратурой в течение четырех лет, когда я как раз занимался борьбой с терроризмом, заставляет меня полагать, что новые механизмы, создаваемые между государствами Евросоюза, способны привести к более оперативному сотрудничеству и более эффективному управлению кризисными ситуациями, если кризисы имеют международное измерение. Они определенным образом предвосхищают то, что в дальнейшем может стать принципами международного сотрудничества с государствами за пределами Европейского Союза. В оставшиеся у меня несколько минут я хотел бы упомянуть о совместных следственных группах, чтобы проиллюстрировать новые возможные формы сотрудничества. Механизм совместных следственных групп направлен на то, чтобы развивать между государствами единые стратегии расследования, совместно преследуя таким образом цели борьбы с организованной преступностью, передавать информацию в гибких рамках взаимопомощи и согласованно бороться с явлениями трансграничной преступности. Среди условий, требуемых для создания совместной следственной группы, есть требования наличия предшествующей судебной процедуры. Можно уточнить — например, если какой-либо сотрудник придается совместной группе, действующей во Франции, то он сможет фиксировать любое преступление или правонарушение, получать протоколы сделанных ему заявлений, помогать офицерам уголовной полиции в исполнении ими своих обязанностей, вести наблюдение, а при наличии специальных полномочий — осуществлять внедрения. Франция создала совместную с Испанией следственную группу. Кроме того, когда я был Генеральным прокурором при Апелляционном суде Парижа, я смог участвовать в нескольких оперативных совещаниях с руководителями антитеррористической деятельности в Испании. Каждая из этих встреч помогала подвести итог расследований, состояния различных организаций, в частности, баскского терроризма, позволяя таким образом производить плодотворный обмен информацией. Эти обмены показались мне одним из самых надежных средств предотвращения, в частности, террористических кризисов. Я завершу свое выступление, упомянув, что основы любого международного сотрудничества строятся на знании партнерами друг друга и на знании практики каждого из партнеров. Я считаю, что будущее заключается в предоставлении возможности иностранным следователям приезжать в другое государство для проведения следственных действий и задержаний.
——————————————————————