Некоторые проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства

(Козлов В. И., Прохорова М. И.) («Российский следователь», 2009, N 6)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В. И. КОЗЛОВ, М. И. ПРОХОРОВА

Козлов В. И., кандидат юридических наук.

Прохорова М. И., кандидат юридических наук.

По мнению авторов, Федеральный закон «Об ОРД» является правовой основой, которая, по замыслу законодателя, должна была непосредственно урегулировать оперативно-розыскную функцию и, отчасти, функцию противодействия криминальным угрозам, реализуемую органами, осуществляющими ОРД в России, согласно их компетенции и служить непосредственным правовым источником для издания ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения ОРМ в исследуемой сфере деятельности. Идея осуществления государственного контроля над преступностью для наук правового цикла не нова. В частности, С. Г. Чаадаев писал, что «практически социальный контроль осуществляется в двух основных направлениях: во-первых, путем общественного воздействия на личность, основанного на нравственных принципах и нормах; во-вторых, путем государственного и общественного воздействия, строго урегулированного нормами права» <1>. ——————————— <1> Чаадаев С. Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути решения. М., 1991. С. 87.

А. Н. Харитонов рассматривает государственный контроль над преступностью как «законную деятельность системы компетентных органов и их представителей по сдерживанию отклоняющегося (общественно опасного) поведения людей» <2>. Конечной же целью контроля, по мнению В. Н. Кудрявцева, должны быть снижение или стабилизация уровня преступности, как по видам преступлений, так и в географическом (региональном) разрезе, «минимизация всех ее показателей, то есть сведение к относительно невысокому уровню» <3>. ——————————— <2> Харитонов А. Н. Государственный контроль над преступностью: Теоретические и правовые проблемы. Омск: ЮИ МВД России, 1997. С. 10. <3> Кудрявцев В. Н. Популярная криминология. М., 1998. С. 130.

Приведенные суждения принципиально объединены пониманием того, что идея полного искоренения преступности, доминируя над иными, на определенном этапе практически завела в тупик советскую правоприменительную практику. Изменившиеся условия организационно-управленческой деятельности правоохранительных органов, вызванные кардинальными изменениями в государственном устройстве и социально-экономических отношениях в России, обусловили необходимость корректировки их задач по борьбе с преступностью на современном этапе, критического осмысления соответствующих норм в принятых ранее и действующих в настоящее время правовых актах в сфере противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства в целом, постоянного внимания к проблемам правового регулирования ОРД — главной составляющей, обеспечивающей реальное противодействие криминальным угрозам российской государственности правам и свободам человека и гражданина. Ход исторического развития обусловил постоянную потребность в совершенствовании и укреплении государственных органов, в развитии правового регулирования их деятельности, включая розыскную. Под ней понималось, во-первых, установление истины, расследование каких-то обстоятельств, и, во-вторых, особая форма судопроизводства, следственного процесса, включающего в себя уголовно-процессуальную и сыскную деятельность <4>. ——————————— <4> См.: Законодательство Петра I. М., 1997. С. 796 — 797.

Как известно, в российском законодательстве отсутствует самостоятельная правовая база, регламентирующая противодействие криминальным угрозам правоохранительной функции государства. То есть, исходя из авторского подхода к понятию содержательной части противодействия — выявление, предупреждение и пресечение преступлений, можно достаточно обоснованно утверждать, что соответствующие нормы рассредоточены во множестве правовых и нормативных актов, регулирующих различные сферы правоотношений. Следовательно, исследование источников правового регулирования рассматриваемой нами деятельности связано с вычленением и обобщением правовых и иных норм различных отраслей российского законодательства, имеющих непосредственное отношение не только к правовым основам ОРД и иным правовым актам, опосредованно на нее влияющим, но и к правовым нормам, имеющим отношение к выявлению, пресечению, а главным образом — к предупреждению преступлений. Поэтому, говоря о правовых основах регулирования ОРД в сфере противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, целесообразно остановиться на ее правовых источниках. Определяя источники правового регулирования рассматриваемого вида деятельности, следует исходить из того, что они (источники) являются составной частью всех правовых источников, регулирующих деятельность всех субъектов ОРД в России в части, касающейся их компетенции по организации противодействия тем или иным криминальным угрозам. Основополагающее место среди источников правового регулирования государственных мер противодействия криминальным угрозам принадлежит уголовному законодательству. Само существование данной отрасли права играет важную роль в предупреждении преступлений, которая отражена в задачах Уголовного кодекса (ст. 2 УК РФ) и целях наказания (ст. 43 УК РФ). В ч. 2 ст. 43 определяется, что целью наказания является исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Таким образом, нормы уголовного права наряду с охранительной выполняют и предупредительную функцию. То есть, с одной стороны, они предостерегают от совершения необдуманных поступков, которые могут повлечь за собой уголовное наказание, а с другой — предупреждают рецидив преступлений. Достаточно широко регламентировано предупреждение преступлений в уголовно-процессуальном законодательстве. В ст. 6 УПК РФ закреплено положение о том, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций. Существование данной нормы подчеркивает, что деятельность органов дознания «не может ограничиваться борьбой с уже совершенными преступлениями. На их обязанности лежит проведение мер, направленных на предупреждение преступлений, устранение условий, способствующих их совершению» <5>. При производстве по уголовному делу подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), которые по представлению дознавателя или следователя подлежат устранению (ч. 2 ст. 158 УПК РФ), а ст. 89 УПК РФ разрешает в процессе доказывания использовать результаты ОРД, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР (под ред. В. М. Лебедева, В. П. Божьева) включен в информационный банк согласно публикации — Спарк, 1997. —————————————————————— <5> Научно-практический комментарий к УПК РСФСР. М.: Спарк, 1996. С. 12.

В связи с этим К. В. Сурков однозначно высказывается, «что уголовный процесс продолжает занимать главенствующее положение по отношению к оперативно-розыскной деятельности» <6>. ——————————— <6> Сурков К. В. Оперативно-розыскное законодательство России: Пути совершенствования и развития: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 1997. С. 33.

Вместе с тем введение в действие нового Уголовно-процессуального кодекса поставило перед органами дознания, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, ряд проблем. Если говорить в целом о новом уголовно-процессуальном законодательстве, следует отметить, что главное его предназначение — это обеспечение правового регулирования процесса выявления, раскрытия, расследования преступлений и судопроизводство. И если процесс расследования в Кодексе действительно регламентирован, то процесс выявления и раскрытия преступлений, основным инструментом которого и является оперативно-розыскная деятельность, из Кодекса практически выпал. Так, одной из задач ОРД является сбор сведений о готовящихся преступлениях. Однако в новом УПК РФ отсутствует такой повод для возбуждения уголовного дела, как «непосредственное обнаружение признаков преступления органами дознания», который был в старом Кодексе. В марте 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму», установивший основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом; законодательно определивший понятия терроризма, террористической деятельности, террористического акта. В соответствии с его положениями большая группа преступлений отнесена к категории преступлений террористического характера, что подчеркивает их повышенную общественную опасность <7>. В соответствии с п. п. 1, 3, 7, 9, 10, 12, 13 ст. 2 указанного Закона одними из основных принципов противодействия терроризму являются: ——————————— <7> «В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 — 206, 208, 211, 277 — 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации» (ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»).

«обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности». Как видно из вышеизложенного, перечисленные принципы противодействия терроризму мало чем отличаются от общих принципов иной правоохранительной деятельности. Вместе с тем в этой связи необходимо, на наш взгляд, отметить, что осуществление мер раннего предупреждения особо актуализирует возможность инициативного проведения подразделениями по борьбе с организованной преступностью и терроризмом мероприятий, направленных на противодействие террористическим угрозам. Такая работа в теории оперативно-розыскной деятельности изучается в рамках одной из ее организационно-тактических форм — оперативно-розыскной профилактики (ОРП) <8>. ——————————— <8> См.: Лукашов В. А. О некоторых морально-этических аспектах ОРД / Законность, ОРД и уголовный процесс. Ч. I. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. С. 6 — 7; Галахов С. С. Основы предупреждения преступлений подразделениями криминальной милиции: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2001.

Документом, который на законодательной основе попытался, на наш взгляд, объединить воедино деятельность по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства с ОРД, является Федеральный закон «Об ОРД» <9>. Его принятие является очередным шагом в «направлении совершенствования правового регулирования этого самостоятельного направления правоохранительной деятельности» <10>. Являясь правовой основой ОРД в России, Закон наряду с этим служит источником правового регулирования функции противодействия криминальным угрозам как ее составляющей. ——————————— <9> Следует отметить, что приоритет в этом принадлежит Закону РФ «Об ОРД в РФ». Его положения об оперативно-профилактической функции органов, осуществляющих ОРД, вошли в новый Закон практически без изменений. (См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 892; N 33. Ст. 1912). <10> Лукашов В. А. Оперативно-розыскная деятельность: проблемы и пути совершенствования // Проблемы теории и практики в оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. М.: МВШМ МВД России, 1993. С. 30.

——————————————————————