К вопросу о сущности и научном определении термина «оперативно-розыскная деятельность»

(Можаров А. В.) («За права военнослужащих», 2007)

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И НАУЧНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

А. В. МОЖАРОВ

Можаров А. В., адъюнкт Московского пограничного института ФСБ России, подполковник.

Прежде чем определить понятие «оперативно-розыскная деятельность», требуется уяснить его смысл. В ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ определено, что оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон об ОРД), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Примечательно, что оперативно-розыскные законы стран СНГ и Балтии демонстрируют различный подход к определению правового содержания оперативно-розыскной деятельности (далее также — ОРД). Вместе с тем в большинстве законов, хотя и в различной форме, сделан акцент на процессуальном аспекте ОРД. Специфика здесь в том, что ОРД рассматривается и как система оперативно-розыскных мер (Украина: «…гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер» — Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 февраля 1992 г.) <1>, и как правовые действия (Латвия), и как государственно-правовое средство (Беларусь, Молдова), и как государственно-правовая форма (Литва). ——————————— <1> См.: Гуляев Н. М. Зарубежный опыт пограничного (иммиграционного) контроля и его возможное применение в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 35.

Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков: объективные, субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся: — установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); — запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий); — определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы. Особо отметим: использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в узком смысле слова) положения о том, что ее проведение возможно только тогда, когда «объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств», подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать прежде всего те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. В теории известны многочисленные попытки объединить одним термином суть всей негласной работы (оперативная, сыскная и т. д.). В законодательных же актах, принятых в течение последних пяти лет, наибольшее развитие получил термин «оперативно-розыскная деятельность», понимаемый, к сожалению, далеко не однозначно. Отметим также и то, что термин «оперативный» недостаточно полно отражает направленность рассматриваемой деятельности на достижение конкретного результата. Таким образом, при употреблении термина «оперативно-розыскная деятельность» речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или «быстро»-розыскной работе, как правило, осуществляемой в негласной форме. Наличие в оперативно-розыскной деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды. Основными видами ОРД являются: 1. Оперативно-розыскной процесс — применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положений оперативно-розыскного законодательства и детализирующих их норм подзаконных нормативных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законом основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий. Под оперативно-розыскным процессом мы понимаем основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность правоохранительных органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также участвующих в ней лиц. Причем эта деятельность осуществляется в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также в целях способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства. 2. Обеспечение административно-правовых режимов (с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий). Внутри основных видов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в Федеральном законе об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется: — для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний (абз. 2 ст. 2 гл. I Федерального закона об ОРД); — для выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (абз. 2 ст. 2 гл. I Федерального закона об ОРД), пресечения (абз. 2 ст. 2 гл. I Федерального закона об ОРД) и раскрытия преступлений (абз. 2 ст. 2 гл. I Федерального закона об ОРД); — в целях розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (абз. 3 ст. 2 гл. I Федерального закона об ОРД). Указанные подвиды оперативно-розыскной деятельности составляют уголовно-розыскной процесс. Во втором виде (ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД) выделяют так называемую оперативно-проверочную работу (т. е. органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе собирать характеризующие личность сведения в строго указанных в Федеральном законе об ОРД случаях). 3. Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно-розыскной деятельности. Содержание — внутренняя основа существования предмета объективной действительности, являющейся источником развития предмета и перехода его в новое качество. Поэтому невозможно раскрыть содержание оперативно-розыскной деятельности без уяснения ее цели и задач, объектов и субъектов, форм и видов, средств, методов и действий, а также определения так называемого оперативно-розыскного процесса и его стадий и др. По поводу содержания и структуры практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел существуют различные точки зрения. Достаточно подробный их анализ провел В. А. Лукашов <2>. Данный анализ позволяет отметить, что содержание ОРД раскрыть в полном объеме практически невозможно. Вместе с тем, исходя из понятия оперативно-розыскной деятельности, можно прийти к единственно правильному выводу о ее содержании: содержание оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему управленческих и разведывательно-поисковых мероприятий. ——————————— <2> См.: Лукашов В. А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел»: Учебное пособие. Киев, 1976. С. 13 — 15.

Для оперативно-розыскного процесса свойствен определенный круг субъектов, усилиями которых он осуществляется. В их числе: — персонал оперативных подразделений, обладающих полномочиями в полном объеме применять все оперативно-розыскные мероприятия и действовать на всех стадиях производства по отдельным материалам или делам; — частные физические лица, гласно или конфиденциально содействующие сотрудникам оперативных подразделений; — сотрудники различных служб, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, действующие, как правило, по заданиям и поручениям сотрудников оперативных подразделений. Объектом оперативно-розыскного процесса является сфера и инфраструктура социально-аномальных проявлений, прежде всего противоправных, совершаемых, как правило, профессионально и организованно. Объектом познания теории оперативно-розыскной деятельности выступают следующие явления и процессы объективной действительности: — преступность как социальное явление; — оперативно-розыскная деятельность как вид общественной практики борьбы с преступностью; — правовое регулирование ОРД. Объектом познания теории ОРД наряду с преступностью является практика оперативных аппаратов. Данная наука предназначена для обслуживания практики борьбы с преступностью с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов. В свою очередь, объекты оперативно-розыскного процесса — физические лица — прилагают усилия для того, чтобы остаться неразоблаченными и избежать соответствующих мер принуждения. При этом Закон гарантирует осуществление оперативно-розыскного процесса на основе соблюдения прав и свобод человека, что нередко стараются использовать в своих интересах представители криминальной среды. Предмет познания является производным от объекта познания. Он формируется в процессе определенных познавательных операций с объектом познания. В качестве предмета познания выступают свойства, связи, отношения, законы, присущие самому объекту познания. Мы поддерживаем мнение по этому вопросу Д. В. Гребельского <3>, который провел научную классификацию и выделил основные группы закономерностей, проявляющихся: ——————————— <3> См.: Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. М., 1977. С. 53 — 58.

— в преступности; — в организации оперативно-розыскной деятельности; — в познавательной стороне ОРД; — в деятельной стороне оперативно-розыскной работы; — в правовой регламентации ОРД. Как справедливо полагает В. В. Сергеев <4>, возможны двоякого рода отношения в ОРД. Одни из них составляют отношения между органом внутренних дел и оперативным аппаратом, между оперативными работниками и их начальником. Это — административные правоотношения, они не определяют сущность ОРД. ——————————— <4> См.: Сергеев В. В. О природе отношений, возникающих в процессе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Труды ВШ МВД СССР. М., 1989. Вып. N 9. С. 36.

В другую группу входят правоотношения, возникающие в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения оперативно-розыскных средств и методов в целях предупреждения и раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности. Именно эта группа фактических отношений обладает всеми необходимыми признаками правоотношений и принимает форму оперативно-розыскных правоотношений. Таким образом, проведя анализ сущности и научного определения термина «оперативно-розыскная деятельность», можно сделать следующие выводы: 1. Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. 2. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности включает в себя наряду с закономерностями, общественными отношениями определенного рода связи, возникающие между явлениями, процессами, элементами и т. д. 3. Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделяются на два вида: гласные и негласные. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, предоставленные Федеральным законом об ОРД, в негласной форме. 4. Цель оперативно-розыскной деятельности — это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности. С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 5. К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность — это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего — конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важных элементов всей системы безопасности Российской Федерации.

——————————————————————