О нормативно-правовом регулировании представления органами наркоконтроля результатов оперативно-розыскной деятельности
(Шутков С. В.)
(«Наркоконтроль», 2006, N 3)
О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ НАРКОКОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. В. ШУТКОВ
Шутков С. В., кандидат юридических наук, г. Москва.
14 июля 2006 г. Министерством юстиции Российской Федерации за N 8060 зарегистрирован Приказ ФСКН России от 12 мая 2006 г. N 147 «Об утверждении Временной инструкции о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд» (далее — Временная инструкция).
С изданием Временной инструкции восполнен образовавшийся с 1 июля 2003 г. пробел в правовом регулировании чрезвычайно важного аспекта оперативно-розыскной деятельности органов наркоконтроля — порядка представления результатов этой деятельности оперативными подразделениями в органы, осуществляющие предварительное расследование, и в суд.
До издания Временной инструкции требования к результатам оперативно-розыскной деятельности органов наркоконтроля и порядок их представления органу дознания, следователю, прокурору или в суд регламентировались по аналогии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным Приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России и СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 (далее — Инструкция о представлении результатов ОРД).
Использование межведомственного нормативного правового акта других органов было вынужденным, так как возможность распространить действие Инструкции о представлении результатов ОРД на органы наркоконтроля путем внесения в нее соответствующих изменений отсутствовала, поскольку Указами Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» и от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» некоторые государственные органы, участвовавшие в ее издании (Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации), упразднены или преобразованы. С учетом изложенного было принято решение о разработке собственной ведомственной инструкции, носящей временный характер, срок действия которой рассчитан на период до введения в действие в будущем новой инструкции, распространяющейся на все субъекты оперативно-розыскной деятельности.
Решение о разработке Временной инструкции обусловлено и тем, что в связи с вступлением в силу в июле 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК России) Инструкция о представлении результатов ОРД, изданная в 1998 г., не в полной мере соответствует новому уголовно-процессуальному законодательству, так как основывается на уже утратившем силу Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР (например, определение результатов оперативно-розыскной деятельности значительно отличается от формулировок п. 36.1 ст. 5 УПК России), и органам наркоконтроля требовался адекватный действующему законодательству порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, сложившаяся судебная практика стала предъявлять дополнительные требования к материалам оперативно-розыскной деятельности. Из судебных постановлений по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации следует, что при оценке материалов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, наряду с документами, отражающими их результаты, должны оцениваться и постановления, вынесенные должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основании которых эти мероприятия проводились, тогда как Инструкция о представлении результатов ОРД этого не предусматривала.
Временная инструкция в отличие от Инструкции о представлении результатов ОРД ориентирована на положения действующего УПК России. Так, например, п. 18 Инструкции о представлении результатов ОРД устанавливается, что оригиналы представленных в копиях органу дознания, следователю, прокурору и суду материалов оперативно-розыскной деятельности хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу. При этом было упущено из виду, что расследование уголовного дела может закончиться его прекращением до передачи в суд и судебное разбирательство не состоится вовсе. В п. 16 Временной инструкции этот недостаток устранен, и в нем имеется ссылка о необходимости хранения оригиналов таких материалов не только до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, но и до момента прекращения уголовного дела (уголовного преследования).
Временной инструкцией предусмотрены бланки документов, составление которых необходимо для надлежащего исполнения ее требований: постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания (дознавателю, следователю, прокурору, в суд); постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; обобщенного официального сообщения; сопроводительного документа; постановления о непредставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания (дознавателю, следователю, прокурору, в суд). Наличие бланков позволит добиться единообразия при подготовке указанных документов оперативными сотрудниками органов наркоконтроля.
В настоящее время ФСКН России совместно с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, готовятся предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. Одним из направлений указанной работы является подготовка нового межведомственного нормативного правового акта, регламентирующего порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, распространяющегося на все субъекты оперативно-розыскной деятельности.
——————————————————————