Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина
(Табаков А. Р.) («Российский следователь», 2008, N 2)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
А. Р. ТАБАКОВ
Табаков А. Р., аспирант Башкирского государственного университета.
В целях защиты интересов законопослушных граждан, общества и государства необходимо принимать соответствующие меры, позволяющие выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц. Именно этому служит оперативно-розыскная деятельность, которая позволяет эффективно отслеживать и ликвидировать криминальные процессы на самых ранних стадиях, в тайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, предупреждая возможность совершения ими противоправных деяний или получая информацию для раскрытия преступления. Без оперативно-розыскных мероприятий невозможно организовать получение достоверной информации о тайных планах, намерениях и устремлениях подозреваемых в противоправной деятельности, заблаговременно создать надежные позиции по предупреждению и раскрытию преступлений. Практика показывает, что в таких ситуациях оперативно-розыскные мероприятия могут оказаться единственным способом получения положительного результата. Учитывая, что значительная часть тяжких преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, такая деятельность является эффективным средством борьбы с преступностью. Однако нельзя не видеть, что достижение благородных целей связано с использованием средств, носящих негативный оттенок. В ходе оперативно-розыскной деятельности приходится применять конспиративные меры, использовать легендирование, дезинформацию, устанавливать конфиденциальные отношения, вторгаться в частную жизнь людей. При этом допускаются тайное проникновение в жилище, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи. Возникает резонный, требующий адекватного ответа вопрос: в какой мере допустимы эти средства, какова обоснованность их применения в каждом конкретном случае? Как писал Г. Гегель, «суды, воины не только имеют право убивать людей, но это их долг, однако при этом точно определено, по отношению к какого типа людям и при каких обстоятельствах это дозволено и является долгом» <1>. ——————————— <1> Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 189.
Борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда она проводится в соответствии с требованиями закона. Только правовые нормы устанавливают права и обязанности различных звеньев органов внутренних дел и должностных лиц, поэтому их деятельность должна протекать исключительно в порядке и формах, предусмотренных законом, а также в пределах компетенции, очерченной законом. Правовой механизм регулирования оперативно-розыскных мероприятий по своей природе такой же, как и других средств и методов оперативно-розыскной деятельности: законодательные нормы определяют общие основы проведения мероприятий, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих порядок их проведения. Законодательством Российской Федерации четко определено проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права человека в сфере частной жизни. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 17 — 64), составляющие основу правового статуса личности в России. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к оперативно-розыскной деятельности). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Аналогичные нормы содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 г. (вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Согласно ст. 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайны корреспонденции <2> (ч. 1). Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ч. 2). ——————————— <2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейское право в области прав человека. М.: Права человека, 1997. С. 551.
В ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств <3>. ——————————— <3> Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» // Сборник законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1. Ст. 8.
Деятельность как таковая — это занятия, труд, а оперативно-розыскная деятельность — это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, то есть часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Оперативно-розыскная деятельность — это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность узаконена, имеет определенный правовой статус. Она основана на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законах иных органов государственной власти, подзаконных нормативных актах и осуществляется в строгом соответствии с нормативно установленными правилами и процедурами. Следовательно, это деятельность правовая. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», принятым Государственной Думой РФ 5 июля 1995 г., были регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, ст. 9 устранила имевшийся в этой части пробел в законодательстве и установила, что подобные документы рассматриваются судьей по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органов, ходатайствующих об их проведении. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 8 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Право на тайну корреспонденции в смысле ч. 1 ст. 5 означает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. Это право ограничивается при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо судебное решение. Частью 2 ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что «основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность…», в ч. 3 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что «по требованию судьи ему могут предоставляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий». Мотивированность постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, означает, что в нем должны быть приведены достаточно основательные доводы, подтверждающие необходимость и целесообразность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Здесь, по моему мнению, существует необходимость внесения изменения в ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и добавления в ч. 2 данной статьи положения об обязательном предоставлении судье вместе с постановлением о проведении оперативно-розыскного мероприятия всех материалов, касающихся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. Постановление, подписанное только руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, не может полностью раскрыть судье картину противоправной деятельности лица, в отношении которого планируется проведение оперативно-розыскного мероприятия. А на основании указанных выше документов судья сможет точно и мотивированно составить свое представление о необходимости или отсутствии необходимости проведения указанных мероприятий. Часть 3 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в случае принятия указанной поправки необходимо исключить. Изложенное в ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» положение о том, что судья может затребовать иные материалы, необходимые для вынесения постановления о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, расширяет полномочия судьи. Таким образом, судья по своему усмотрению может затребовать дополнительную информацию для принятия решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, а может и не затребовать. То есть, по сути, может не получить полное представление о достаточности собранных материалов для осуществления подобного рода мероприятий и утвердить постановление, полагаясь на мотивированное постановление руководителя органов, осуществляющих ОРД. Для построения в Российской Федерации правового государства необходима четкая и слаженная работа всех ветвей власти. Особая роль в данном процессе отводится судебным органам, и в первую очередь это охрана прав и свобод человека как высшей ценности. В данном случае судом осуществляется контроль за реализацией законодательных норм в процессе оперативно-розыскной деятельности. Предлагаемое изменение существующей нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обяжет судью при принятии решения об ограничении конституционных прав конкретного человека изучать материалы, послужившие основанием для обращения к нему за подобного рода разрешением со стороны правоохранительных органов. И в конечном итоге, на мой взгляд, более объективно принимать решения.
——————————————————————