Социальный контроль и профилактика преступлений
(Зиядова Д. З.) («Российский следователь», 2008, N 5)
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Д. З. ЗИЯДОВА
Зиядова Д. З., профессор кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук.
Профилактика преступлений невозможна без социального контроля. Социальный контроль <1> — контроль общества над личностью, контроль (и надзор) государства над гражданином. Именно поэтому человек, с одной стороны, и общество и государство — с другой, должны рассматриваться как исходные взаимодействующие элементы системы обеспечения безопасности граждан. Как отмечает А. В. Боков <2>, социальный контроль в этом смысле можно определить и как одну из форм управления деятельностью по обеспечению безопасности граждан от криминальных угроз и защиты человека от преступных посягательств. ——————————— <1> Под социальным контролем понимается механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения, или нейтрализации, или минимизации нормонарушающего (девиантного) поведения. См.: Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб., 2004. С. 261. <2> См.: Боков А. В. Организация борьбы с преступностью: Монография. М., 2003. С. 160.
Социальный контроль представляет собой одну из форм руководства и управления. Это важнейшая часть организаторской работы. Что же касается контроля за деятельностью по профилактике преступлений, то его осуществляют органы и организации по отношению к подчиненным им учреждениям. В целом, если говорить в общем плане, можно говорить о социальном контроле, и здесь много разновидностей <3>. Особо следует выделить государственный контроль, который делится, в свою очередь, на ведомственный и вневедомственный, межведомственный. Государственный контроль — особая управленческая функция, как показывает практика, он способствует успешному управлению процессами борьбы с преступностью. ——————————— <3> См.: Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. С. 14 — 15.
Профилактика преступлений ставит на службу борьбы с преступностью не только правовую, но и все остальные составляющие социального контроля, и в этом ее большой, далеко не исчерпанный антикриминальный потенциал, весьма существенное преимущество и особая ценность. По обоснованному замечанию В. В. Лунеева <4>, выход из криминального капкана, в который загнало себя человечество, лежит в расширении и углублении социально-правового контроля над противоправным поведением; контроля уголовно-правового и криминологического, с предпочтением последнего как наиболее радикального и эффективного. К основным видам социального контроля относятся: обычаи и традиции, мораль, религия, право. ——————————— <4> См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 475.
Социальный контроль в Республике Дагестан является основным сдерживающим фактором. Большое внимание в республике уделяется кровнородственным связям. Факт родства создает специфические социально-психологические отношения между объектами и субъектами социального контроля. Содержание этих отношений достаточно богато, а сами они представляют значительную ценность для человека. В последние годы институт родства в республике претерпел определенные изменения, но тем не менее в нем заложены значительные возможности по воспитанию подрастающего поколения. Возможности социального контроля, осуществляемого родственниками в целях предупреждения антисоциального поведения, определяются также их информационной обеспеченностью, авторитетностью и особенностями объектов профилактического контроля. Одной из часто встречающихся причин (по ответам на вопросы анкеты) отказа от совершения преступлений является боязнь осуждения со стороны тухума («Не совершу преступление, чтобы не позорить свой тухум, весь род меня осудит»). По ответам также понятно, как в дагестанской бытности остались нормы кровной мести («Убью только в случае кровной мести», «Убью, защищая честь и жизнь свою и близких людей»). Социальный контроль, осуществляемый родными и родственниками, по мнению А. М. Цалиева <5>, является не только дополнительным резервом в борьбе с правонарушениями, но и относится к наиболее гуманным средствам профилактической деятельности, поскольку в основе его лежит метод убеждения. ——————————— <5> См.: Цалиев А. М. Некоторые формы социального контроля у народов Северного Кавказа // Региональные особенности преступности и проблемы эффективности борьбы с нею: Тезисы докладов к научно-практической конференции. Махачкала, 1985. С. 90.
Важнейшим воспитательным средством предупреждения правонарушений в республике является общественное мнение. Общественное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений по отношению к явлениям, имеющим социальное значение, обращенное непосредственно к сознанию и чувствам человека, оно может прямо или косвенно воздействовать на его поведение. Эффективность общественного мнения еще во многом зависит от степени развития моральной восприимчивости тех, на кого оно направлено. Связь между общественным мнением и предупреждением правонарушений усматривается при сопоставлении особенностей этих явлений. И в настоящее время социальный контроль осуществляется старшими в индивидуальной и общественной формах: советы старейшин, сельские сходы, наставничество и др. Дагестанские адаты придают очень большое значение старикам-аксакалам. Они являются судьями в любом споре, хранителями древних обычаев. Предания об отвержении стариков и старух, не способных к работе, на произвол судьбы в Дагестане не существуют. К детям, которые, имея средства, не желают заботиться о родителях, и в настоящее время относятся с всеобщим презрением. Преклонение перед аксакалами (старейшинами) рода, почитание родственников и кунаков, являясь характерными чертами психологии кавказцев, содержат в целом позитивный нравственный потенциал. И на современном этапе наибольшую роль в укреплении семьи играет авторитет старшего поколения. Социальное поведение людей, особенно молодых, контролируется в разных формах старшими. Большой социальный опыт, авторитет, повышенное чувство социальной ответственности, увеличение объема свободного времени, потребность в общении — все это делает престарелых людей важнейшими субъектами социального контроля. Социальный контроль выполняет регулятивную и стабилизирующую функции. В сфере профилактики осуществление этих функций социального контроля достигается исполнением, соблюдением, применением не только правовых норм (образцов должного, границ дозволенного, установленных законом), но и моделей, стандартов поведения, предписываемых моральными, религиозными, корпоративными и иными сводами правил общества. В практике прошлых лет привлечение населения (общественности) к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью занимало одно из важных направлений правоохранительной деятельности. В последнее десятилетие двадцатого века были утрачены позиции в вопросах системного привлечения населения к участию в обеспечении правопорядка. Обозначившаяся в то время тенденция к снижению интереса к данной проблеме обусловлена прежде всего утратой традиционных идеологических ориентиров в обществе. В реальной действительности игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе <6>. ——————————— <6> См.: Гаврилов А. М. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 3.
К сожалению, в развивающемся законодательстве России институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью не находит должного отражения. Правовая база в этой сфере нуждается в развитии и совершенствовании. «Государство, если бы даже оно было более стабильным и богатым, не в состоянии обеспечить действенный социальный контроль без опоры на общественность» <7>. «Это достигается путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных ведомственных вопросов местного значения» <8>. ——————————— <7> Сухарев А. Я. Проблемы научно-методического обеспечения системы профилактики // Уголовное право. 1999. N 4. С. 83. <8> Акутаев Р. М. Проблемы латентной преступности. Махачкала: ДГУ, 2002. С. 136.
В период угрожающего роста преступности начались демонтаж системы профилактики и контроля, развал народных дружин, товарищеских судов, правового просвещения и воспитания населения как якобы отживших элементов тоталитарного режима. Поэтому, как правильно утверждает А. Я. Сухарев, надо снять преграду в виде многолетнего вето на законопроект «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», легализировать самоуправленческие правозащитные инициативы населения, создать в центре и на местах координационно-управленческие структуры профилактики, открыть дорогу спонсорству и благотворительным фондам <9>. Следует согласиться с мнением Э. Ф. Побегайло <10>, который говорит о необходимости повышения участия населения в судопроизводстве. По мнению ученого, к сожалению, из уголовного процесса изгнаны подлинно демократические институты участия в судопроизводстве населения в лице народных заседателей, товарищеских судов, наблюдательных комиссий, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, общественного поручительства. Все это не может не сказаться самым негативным образом на эффективности борьбы с преступностью. Такого же мнения придерживается А. М. Гаврилов: «Исключение из УПК норм, предусматривающих непосредственное участие населения в судопроизводстве, ничем не оправдано и не вызвано какими-либо объективными причинами, обусловленными особенностями развития российского уголовно-процессуального законодательства» <11>. Следует согласиться с предложениями ученых. Возникает необходимость создания эффективных форм социального контроля за деятельностью милиции общественной безопасности и повышения роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной, а подчас и служебно-боевой деятельности. Не менее важной задачей является осознание реальных возможностей участия населения в оказании конструктивной помощи милиции общественной безопасности. В связи с этим самым эффективным признается путь профилактики преступлений через установление партнерских отношений между милицией общественной безопасности и населением, но вопрос о конкретных формах взаимодействия остается открытым. ——————————— <9> См.: Сухарев А. Я. Проблемы научно-методического обеспечения системы профилактики // Уголовное право. 1999. N 4. С. 83. <10> См.: Побегайло Э. Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. 2005. N 1. С. 29. <11> Гаврилов А. М. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 14.
Восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка должно осуществляться на новой основе, опирающейся на конституционные ценности, сочетание почетных обязанностей нештатных участников в обеспечении правопорядка с возмездностью обезличенных и индивидуализированных мероприятий. Как отмечает Н. Д. Нечевин <12>, важно определить правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, включая их место и роль в этом процессе. ——————————— <12> См.: Нечевин Н. Д. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период // Рос. следователь. 2005. N 7. С. 41.
Президент России В. В. Путин отметил: «В этой сложнейшей для страны ситуации, сложнейший период нашего развития мы обязаны наладить контакт с гражданами, тесно взаимодействовать с ними. Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность. Следовало бы также поддерживать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка. Они способны не только реально помочь в сборе информации и выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступлений, но и могут стать реальным фактором борьбы с преступностью» <13>. При напряженном федеральном бюджете следует больше внимания уделять изысканию средств для ресурсного обеспечения профилактики преступлений на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В этом отношении возрастает роль нетрадиционных источников финансирования — коммерческих организаций, различных ассоциаций, фондов и т. п. ——————————— <13> Выступление Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании Правительства России // Российская газета. 2003. 14 сент.
——————————————————————