Рецензия (С. В. Степашин. Государственный аудит и экономика будущего)
(Шохин С. О.) («Финансовое право», 2008, N 12)
РЕЦЕНЗИЯ
(С. В. СТЕПАШИН. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ И ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО) <*>
С. О. ШОХИН
——————————— <*> Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего. М.: Наука, 2008. 608 с.
Шохин С. О., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.
Экономические и социальные риски современного мира, новая роль государства, кризис сложившихся и становление новых экономических и общественных институтов, миссия государственного аудита и, наконец, Человек как главная ценность и творец экономики, основанной на знаниях, — таков далеко не полный перечень проблем, исследуемых в монографии С. В. Степашина. Сложность и многоаспектность предпринятого научного анализа предопределили его методологию. Это не просто система взглядов автора, основанная на синтезе различных наук и научных теорий. Это мировоззренческий подход к определению модели развития России. В его основе — генезис историко-культурных предпосылок и достижения современных научных школ, обращение к общепринятым этическим нормам и современным гуманитарным ценностям. Именно в этом контексте вполне обоснованна взаимосвязь государственного аудита, социальной ответственности и социального контроля, рассмотрению которой посвящена первая глава монографии. Такой подход обусловливает новый взгляд на весь комплекс сложившихся теоретических и идеологических представлений, действующих институтов и актуален для системы взаимосвязей между государством и личностью, включая вопросы основных прав граждан. Он оказывает влияние на определение границ политических систем и общественных движений, функции и роль государства, сферы его ответственности и прерогативы. В частности, уже в первой главе монографии автор заявляет, что социальный контроль государства и общества за индивидуумом должен «зеркально» сопровождаться гражданским (общественным) контролем за деятельностью государства (с. 51). И далее, «институт государственного аудита в российских условиях — это не только система независимой обратной связи, которая дает государству и обществу объективную информацию о реальном положении дел, но прежде всего инструмент эволюции экономики, который способен эффективно влиять на процессы экономического развития в силу своего универсального характера и особого общественного предназначения (с. 58). Новые задачи и системы взаимодействия предопределяют новую роль государства, его функции, ограничения и возможности при переходе к экономике знания. Этим проблемам посвящена вторая глава монографии. Принципиально важным является то, что на фоне дискуссии о кризисе современного государства, включая государство всеобщего благоденствия, автор ищет конструктивные подходы, рассматривая вопросы государства и современной системы контроля, в том числе и социального, в рамках Конституции Российской Федерации, подчеркивая, что фундаментальная проблема конституционной стабильности касается солидарности граждан (с. 84). Вопрос солидарности, общественного договора, гражданской ответственности рассматривается в работе в различных аспектах как важнейший атрибут устойчивого эффективного развития страны. И это не случайно, поскольку, с одной стороны, как отмечает С. В. Степашин, эволюция государства, расширение и дифференциация его функций парадоксальным образом ведут к росту возможностей граждан противостоять усилиям того же самого государства; последнее в этих условиях все больше теряет свою монолитность (с. 72). С другой стороны, именно гражданин, ставя под контроль государство как институт и содействуя повышению эффективности его функционирования, способствует укреплению государственности и национального суверенитета. Миссия Российского государства — выступить катализатором этих процессов. Это предполагает не только определение меры взаимной социальной ответственности между государством и гражданами, но и требует создания адекватных механизмов общественного контроля выполнения принятых на себя публичных обязательств. Однако действенный контроль предполагает наличие адекватных методов и показателей оценки изменений, происходящих в обществе. Переход к экономике, построенной на знаниях, закладывает новую модель экономического роста. Ей присуща своя форма накопления, собственная структура богатства и особые критерии эффективности развития. Следуя доминирующей роли человека в постиндустриальном обществе, именно социальные индикаторы становятся главными критериями эффективности социально-экономического развития. Международный опыт построения систем оценки социального благополучия анализируется в третьей главе монографии. Основная цель разработки и применения социальных индикаторов всех типов — это мониторинг состояния социума, информирование общественности о состоянии и проведение прогнозов возможных изменений. Социальные индикаторы позволяют проводить мониторинг динамики различных социальных явлений помимо и «поверх» традиционных экономических индикаторов (с. 142). В международной практике индикатор рассматривается как сигнал, показывающий продвижение или отсутствие продвижения к заданной цели. И это принципиальное условие, поскольку, как справедливо отмечает С. В. Степашин, без наличия подобной целевой установки, разделяемой подавляющим большинством населения страны, все столь популярные в последнее время попытки использовать методы стратегического планирования для выработки долгосрочных стратегий социально-экономического развития обречены на неудачу (с. 191). Завершающая четвертая глава монографии включает определение функций и основных методов государственного аудита на современном этапе социально-экономического развития России. Автор делает принципиально важный вывод о том, что дееспособный, современный, обладающий уникальными информационными ресурсами институт государственного аудита способен выполнять как регулятивные, так и конструктивные функции, помогая государству и обществу не только в проведении эффективных институциональных изменений, но и в выборе перспективных траекторий развития страны (с. 206). Следует особо подчеркнуть, что многие теоретические выводы, касающиеся, например, вопросов становления эффективной системы противодействия коррупции, аудита в сфере государственно-частного партнерства, контроля реализации приоритетных национальных проектов подкреплены богатым фактическим материалом, обобщающим результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Представленная в монографии позиция С. В. Степашина по широкому кругу принципиально важных для современной России проблем объединяет видение ученого, опытного политика, руководителя уникального в своем роде института государственного аудита. Это не может не вызвать широкий интерес представителей различных научных дисциплин, политических элит, государственных и общественных институтов к обсуждаемым в монографии вопросам, тем более что некоторые из них носят постановочный характер и могут служить приглашением к дискуссии, диалогу. Тем более что именно конструктивный диалог является предпосылкой любого общественного договора, который так необходим при обосновании стратегии развития страны.
——————————————————————