Особое совещание при МГБ СССР в послевоенное время (1945 — 1953 гг.): полномочия и неудавшиеся попытки их ограничения

(Медовник А. А.) («Общество и право», 2008, N 3)

ОСОБОЕ СОВЕЩАНИЕ ПРИ МГБ СССР В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1945 — 1953 ГГ.): ПОЛНОМОЧИЯ И НЕУДАВШИЕСЯ ПОПЫТКИ ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ

А. А. МЕДОВНИК

Медовник Анна Анатольевна, аспирант кафедры теории и истории права и государства Кубанского государственного аграрного университета.

После окончания Великой Отечественной войны структура органов государственной безопасности была некоторым образом реорганизована. Основа ее была определена комиссией (во главе с С. Н. Кругловым), которая в августе 1945 г. представила свои соображения, которые, однако, не носили принципиального характера (органы госбезопасности находились на правах Главного управления в составе НКВД). В дальнейшем (1946 г.) на базе НКВД СССР произошло разделение ведомств на МВД СССР и МГБ СССР. Соответственно в состав МГБ перешло Особое совещание — внесудебный орган по административному рассмотрению уголовных дел по преступлениям, посягающим на интересы государства. Статус ОСО определялся принятым еще 5 ноября 1934 г. Положением об ОСО при НКВД СССР. После войны определенным образом менялась юрисдикция ОСО при МГБ СССР. Так, 26 ноября 1948 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны», где говорилось: «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др., а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства. За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ. Дела в отношении побегов выселенцев рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР. Лиц, виновных в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавших их побегу, лиц, виновных в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места их прежнего жительства, и лиц, оказывающих им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства, привлекать к уголовной ответственности. Определить меру наказания за эти преступления — лишение свободы на срок 5 лет» <1>. Следует заметить, что наказание для укрывателей было очень жесткое (такое же наказание предусматривалось, например, за изнасилование). Кроме того, нужно учесть, что выселение отдельных категорий населения по национальному признаку имело место и после войны <2>. ——————————— <1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны» // Интернет-сайт правозащитного движения «Мемориал». 2008. <2> Хунагов А. С. Депортация народов с территории Краснодарского края и Ставрополья, 20-е — 50-е гг.: Дис. … канд. ист. наук. М., 1998; Петров А. Г. О некоторых проблемах реабилитации жертв политических репрессий органами внутренних дел в Приволжском федеральном округе // Регионология. 2006. N 4. С. 247 — 255; Алферова И. В. Государственная политика в отношении депортированных народов (конец 30-х — 50-е гг.): Дис. … канд. ист. наук. М., 1998; Саганова Л. П. Спецпереселенцы — немцы в Бурятии (1941 — 1956 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Иркутск, 2001; Шадт А. А. Спецпоселение российских немцев в Сибири (1941 — 1955 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2003; и др.

В дальнейшем, когда волна репрессий в отношении военнопленных спала, что было неизбежно, поскольку военные действия уже не велись, а именно в конце декабря 1952 г., была предпринята попытка изменить полномочия ОСО с сохранением этого института. При этом важно заметить, что проект нового закона об ОСО был разработан министром ГБ С. Д. Игнатьевым и изложен в письме Сталину от 28 декабря 1951 г. <1>. ——————————— <1> АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 10. Л. 57 — 58.

Давая анализ деятельности ОСО в военные годы, Игнатьев отмечает, что «в ноябре 1941 г. в связи с военной обстановкой, Постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 ноября 1941 г. Особому совещанию было предоставлено право рассмотрения всех без исключения дел по контрреволюционным и особо опасным для Союза ССР преступлениям, с применением санкций, предусмотренных законом, вплоть до расстрела. Предоставление Особому совещанию таких широких прав сейчас, по нашему мнению, не вызывается необходимостью. Существующая сейчас практика привела к тому, что за последние годы значительная часть дел, расследуемых органами государственной безопасности, в нарушение основного законодательства о подсудности направлялась органами МГБ не в судебные органы, а в Особое совещание при МГБ СССР, где, при упрощенном рассмотрении дел, работники центрального аппарата и местных органов МГБ легко добивались вынесения приговоров даже по делам, до конца не дорасследованным. Такое положение породило у значительной части работников следственных аппаратов органов МГБ безответственное отношение к расследованию дел о государственных преступлениях. По многим делам следствие проводится поверхностно и в ряде случаев необъективно; не вскрываются с должной полнотой преступления, вражеские связи арестованных и не уделяют должного внимания сбору бесспорных доказательств вины преступника. Нередкими являются случаи, когда направление дела в Особое совещание предопределяется еще до ареста и это, в свою очередь, ведет к упрощенчеству в агентурной разработке, к поспешным, преждевременным, а иногда и необоснованным арестам. Допрос агентуры в качестве свидетелей превратился из крайнего средства в обычное явление. Особое совещание, будучи чрезмерно перегруженным большим количеством дел, не обеспечивает тщательного, всестороннего их рассмотрения и иногда допускает грубые ошибки» <1>. ——————————— <1> Там же. Л. 57.

И далее в связи с этим следовали предложения: а) впредь все следственные дела, расследуемые органами Министерства государственной безопасности, как правило, направлять на рассмотрение в соответствующие суды по подсудности; б) на рассмотрение Особого совещания при МГБ СССР направлять дела только о таких преступлениях, доказательства по которым в силу их особого характера не могут быть оглашены в судебном заседании (агентурные данные, материалы оперативной техники, документы, не подлежащие рассмотрению в суде, показания лиц, которые ввиду важных оперативных соображений не могут быть допрошены в судебном заседании); в) предоставить право Особому совещанию применять по рассмотренным делам предусмотренные законом меры наказания — до 10 лет лишения свободы; г) права Особого совещания в части применения ссылки, высылки и направления на спецпоселение лиц, признаваемых общественно опасными по связям с преступной средой или по своей прошлой деятельности, сохранить без изменений <1>. ——————————— <1> Там же. Л. 58.

Эти предложения были оформлены в виде проекта Указа ПВС СССР об утверждении нового Положения об Особом совещании при министре государственной безопасности СССР, согласованного с министром юстиции и Генеральным прокурором <1>. Сравнение документов (Положение об ОСО 1934 г. и проект Положения 1952 г.) показывает, что произошли заметные изменения, направленные в целом на снижение полномочий этого внесудебного органа, хотя они оставались значительными. ——————————— <1> Проект Положения об Особом совещании при министре государственной безопасности СССР (утверждено Указом ПВС СССР в декабре 1951 г.) // Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. Документы / Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: Росспэн, 2003. С. 666 — 668.

В частности, в проекте Положения об ОСО этому внесудебному органу предоставлялось право рассматривать расследованные органами МГБ СССР дела: а) о лицах, признаваемых общественно опасными по связям с преступной средой или по своей прошлой деятельности; б) о преступлениях, доказательства по которым в силу их характера не могут быть оглашены в судебных заседаниях; в) другие дела — по отдельным указам Президиума Верховного Совета СССР или постановлениям Правительства СССР. Дела на рассмотрение Особого совещания направлялись с санкции прокурора. По рассматриваемым делам Особое совещание при министре государственной безопасности СССР имело право применять: а) высылку с постоянного места жительства под надзор органов МГБ, с запрещением проживания в режимных местностях, на срок до 5 лет; б) ссылку в отдаленные местности под надзор органов МГБ на срок до 10 лет; в) лишение свободы (заключение в лагерь или тюрьму) сроком до 10 лет, а в отношении лиц, привлеченных по Указам Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. и 17 ноября 1951 г., — 20 лет каторжных работ; г) ссылку на поселение под надзор органов МГБ в соответствии со статьей 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г.; д) выселение вместе с семьей на постоянное жительство в отдаленные местности (на спецпоселение) под надзор органов МГБ — в случаях, предусмотренных отдельными указами Президиума Верховного Совета СССР или постановлениями Правительства СССР; е) высылку за пределы Советского Союза; ж) принудительное лечение; з) конфискацию имущества (полную или частичную) в порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. Заседание Особого совещания должно было проводиться в составе председателя, двух членов, Генерального прокурора СССР или его заместителя. Участвовавший в заседаниях Особого совещания, в случае несогласия с решением Особого совещания, имел право внесения протеста в Президиум Верховного Совета СССР. В этом случае исполнение решения Особого совещания должно было приостанавливаться до постановления по данному вопросу Президиума Верховного Совета СССР <1>. ——————————— <1> Там же. С. 667 — 668.

На наш взгляд, это один из тех проектов, принятых в недрах ГБ, который следует оценивать в целом позитивно, и прежде всего в части анализа влияния упрощенного порядка следствия по уголовно-политическим делам на объективность результатов следственной работы и выносимых ОСО репрессивных решений. В сборнике, в котором был опубликован этот проект Положения об ОСО, нет сведений о том, был ли проект рассмотрен на Президиуме Верховного Совета СССР. Во всяком случае уже после смерти Сталина был принят Указ ПВС СССР «Об упразднении Особого совещания при министре внутренних дел СССР» от 1 сентября 1953 г. <1>, согласно которому ОСО при министре внутренних дел (ранее указывалось, что МГБ и МВД объединились в одно МВД) упразднялось и, соответственно, Постановление ЦИК и СНК от 5 ноября 1934 г. «Об Особом совещании при народном комиссаре внутренних дел СССР» было признано утратившим силу. Из этого следует вывод о том, что предложения Игнатьева не нашли поддержки во властной тогда верхушке. ——————————— <1> Указ ПВС СССР «Об упразднении Особого совещания при министре внутренних дел СССР» от 1 сентября 1953 г. // Судебная власть в России. История. Документы: В 6 т. Т. 5. Советское государство / Сост. О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. С. 535.

——————————————————————