Народные комиссариаты (министерства) юстиции союзных республик в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы
(Кодинцев А. Я.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 2)
НАРОДНЫЕ КОМИССАРИАТЫ (МИНИСТЕРСТВА) ЮСТИЦИИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
А. Я. КОДИНЦЕВ
Кодинцев А. Я., доцент кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доктор юридических наук.
Статья продолжает серию публикаций, посвященных истории органов советской юстиции. В предыдущей статье «Народные комиссариаты юстиции союзных республик в системе правоохранительных органов накануне Великой Отечественной войны» (Военно-юридический журнал, 2008, N 8) раскрывалась история формирования правовых основ для деятельности республиканских органов юстиции. В годы войны в системе республиканских органов юстиции сохранялись общие принципы, сложившиеся на основе нормативных актов, принятых в 1938 — 1940 гг. (Закон о судоустройстве СССР, Положение о Наркомате юстиции СССР, Положения о наркоматах юстиции союзных республик и т. д.). Качество работы республиканских наркоматов ухудшилось. НКЮ БССР, УССР, Молдавской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Карело-Финской ССР были реорганизованы в оперативные группы и эвакуированы на восток. НКЮ РСФСР и Верховный Суд РСФСР в августе 1941 г. эвакуировались в Камышин. Часть сотрудников осталась в Москве. В том числе остались нарком, отделы (финансовый, кодификационный (КО), нотариата, адвокатуры (ОА)), часть Управления общих судов (УОС). В Камышин перебрались отделы статистики, кадров, Управление учебных заведений (УУЗ), часть УОС во главе с заместителем наркома И. Д. Перловым. Вскоре НКЮ РСФСР и Верховный Суд (ВС) РСФСР перебрались в Соль-Илецк. Часть надзорных и кассационных жалоб погибла при эвакуации из Камышина. 7 февраля 1942 г. в Москву во главе с наркомом Горшениным вернулась оперативная группа НКЮ РСФСР и ВС РСФСР. Ей подчинялась европейская Россия. Оперативная группа, расположенная в Соль-Илецке, управляла судами Урала и Сибири. Группа, расположенная в Москве, управляла европейской Россией. В Соль-Илецке остался аппарат во главе с И. Д. Перловым. Финансирование, обобщение судебной практики, статистика, дислокация и нотариат оставались в ведении чиновников, оставшихся в Соль-Илецке. Кадровые вопросы разрешались в Москве. В Соль-Илецке в 1942 г. прошло 40 совещаний. Тематика совещаний совпадала с тематикой коллегии: итоги ревизий, работа школ, подготовка кадров и т. д. На январь 1943 г. в Соль-Илецке оставалось 42 оперативных работника НКЮ РСФСР, в Москве — 56, сотрудников Верховного Суда РСФСР в Москве — 64, в Соль-Илецке — 76 <1>. ——————————— <1> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 48, л. 3 — 5; ф. Р-5446, оп. 81а, д. 361, л. 188; ф. Р-9492, оп. 1, д. 68, л. 395; оп. 1а, д. 135, л. 1 — 9. URL: http://www. supcourt. ru/courts_detale. php? id=2406.
Перестали составлять планы, итоги ревизий не обсуждали, делопроизводство пришло в полный беспорядок. Наркомат не имел представления о реальном числе работников юстиции. Резко снизились ассигнования. Управление учебных заведений (УУЗ) наркомата юстиции РСФСР было реорганизовано в отдел подготовки и переподготовки кадров и вошло в состав управления кадров. В отделе работал всего лишь один оперативный работник. В 1942 г. штат наркомата составлял 1/3 от довоенного времени. В январе 1943 г. наркомат возвращается в столицу. На начало 1943 г. штат равнялся 95 единицам, а затем был увеличен сначала до 110, а потом до 123 оперативных работников. В июле 1943 г. Управление учебных заведений было восстановлено (штат — 7 человек). В его составе действовали отдел юридических вузов и школ и сектор заочного обучения и курсов. В июле 1944 г. в составе УСО наркомата организовали отдел судебных исполнителей. Вплоть до конца войны не было начальников УУЗ, кодификационного отдела, отделов адвокатуры, нотариата, финансового, управления делами, не хватало ревизоров. Состав наркомата не был укомплектован всю войну. Ежегодно нарком юстиции РСФСР выпускал в среднем около 90 приказов. Регулярно заседала коллегия. На коллегии наркомата заслушивали результаты ревизий, отчеты руководителей органов юстиции, рассматривали вопросы о восстановлении судов в западных районах и т. д. Например, в 1942 г. коллегия приняла 42 постановления. В 1943 г. было проведено 77 заседаний коллегии (рассмотрели 137 вопросов, в т. ч. 64 по суду). В 1945 г. было проведено 71 заседание, на которых рассмотрели 148 вопросов <2>. ——————————— <2> ГАРФ, ф. А-259, оп. 3, д. 908, л. 285; ф. А-353, оп. 13, д. 52, л. 4, 19, 20; д. 59, л. 61, 63, 65, 105; д. 73, л. 52; оп. 16, д. 47, л. 57; д. 52, л. 2 — 3; ф. Р-8300, оп. 11, д. 86, л. 109; ф. Р-9492, оп. 1, д. 77, л. 1 — 24.
В упадке оказались наркоматы закавказских и среднеазиатских республик. Штаты наркоматов по приказу Рычкова сокращались. Так, проверки, проведенные НКЮ СССР и НКЮ Туркменской ССР в июне, августе, октябре 1941 и марте 1942 г., показали неспособность наркома республики Н. Караджаевой справиться с управлением. В наркомате не было ни одного туркмена, кроме самого наркома. То же самое касалось и судов республики. Приказы составлялись на русском языке. Дисциплина была очень низкой. Работники наркомата выполняли несколько функций. Например, Макаров, начальник отдела кадров НКЮ ТССР, одновременно преподавал, работал директором двух правовых школ и руководил консультационным пунктом ВЮЗИ. В июне 1942 г. было проверено НКЮ Казахской ССР. Выявлено, что исполнение приказов никто не контролирует, в делопроизводстве царит хаос, почти никто не составлял отчеты, жалобы, запросы не исполнялись. Так, жалоба гражданина Жердяева была направлена 29 января 1939 г. в ВС Казахской ССР. Суд 7 раз (в 1939 — 1942 гг.) истребовал дело осужденного из народного суда. В итоге дело так никто и не прислал. Во всех НКЮ среднеазиатских республик некомплект сокращенных штатов составлял 18,8%. Нарком юстиции Киргизии Климов за год заменил более половины руководящих работников НКЮ и суда. В аппарате НКЮ Киргизии работал один киргиз, в НКЮ Узбекистана — 3 узбека, НКЮ Таджикистана — 2 таджика, НКЮ Казахстана — 1 казах. В НКЮ Таджикской ССР был ликвидирован отдел кадров. Наркомы освобождали руководящих работников, входящих в номенклатуру НКЮ СССР, без согласования с Москвой. Приказы наркома юстиции СССР Рычкова обязывали прекратить эти безобразия. Так, Климов проверил кадровый состав всех управлений наркоматов юстиции союзной республики. Стали чаще проводиться заседания коллегий. Например, в Таджикистане в 1 полугодии 1943 г. коллегия обсудила 25 вопросов. За годы войны в большинстве НКЮ республик были сокращены отделы народных судов, отделы областных судов, отделы судебных исполнителей, УУЗ, КО, ОА, мобилизационные отделы, планово-финансовые отделы. Отделы подготовки и переподготовки кадров наркоматов пришли в полный упадок и фактически не функционировали <3>. ——————————— <3> ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 71, л. 56 — 62, 126 — 132, 159 — 164; д. 78, л. 93, 187.
В 1941 — 1944 гг. наркоматы юстиции проводили подготовительную работу для восстановления органов управления на освобожденных территориях (вели курсы, учет кадров). Оперативные группы прибалтийских и белорусского наркоматов в 1943 г. были переведены в Москву, а затем в Ленинград. По мере освобождения территории органы юстиции формально восстанавливались. Состояние кадров и их укомплектованность существенно уступали довоенному времени. Верховный Суд УССР после реэвакуации размещался в Харькове, а с 1944 г. — в Киеве. Его состав за год вырос с 23 до 72 человек. В БССР в 1944 г. не хватало 13 работников наркомата. В Литве НКЮ и Верховный Суд возобновили работу 1 января 1944 г. Аппарат наркомата был укомплектован на 1/3, из 17 членов Верховного Суда работало только 8 человек <4>. ——————————— <4> История государства и права БССР. Минск, 1973. Т. 2. 1937 — 1970 гг. С. 262 — 265; Лякас А. Основные черты истории советского суда в Литве (1918 — 1958 гг.): Автореф. … дис. канд. юр. наук / А. Лякас. Вильнюс, 1962. С. 18; Настюк М. И. Дiяльнiсть КП(б)У по вiдновленню та удосконаленню роботи органiв суду в районах, звiльнених вiд гiтлерiвських окупантiв (1943 — 1945 рр.) / М. И. Настюк, П. Ф. Гураль, В. Л. Павленко // Вiсник Киiвського унiверситету. Актуальнi питання iсторii КПРС. Вип. 19. 1986. С. 81 — 84; ГАКО, ф. Р-903, оп. 1, д. 50, л. 2; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 117, л. 182, 288; д. 127, л. 4.
Основные принципы управления органами юстиции республик почти не изменились с 1939 г. Коллегии принимали постановления, управления рассылали директивные письме, наркомы подписывали приказы. С началом войны УОС НКЮ РСФСР было переименовано в Управление судебных органов (УСО). Все ревизионные группы были объединены. В составе управления сохранился отдел статистики. Директива УСО НКЮ РСФСР от 27 июля 1941 г. предписала управлениям наркомата юстиции свести оперативные совещания к минимуму. Вскоре работа самого наркомата сводится к минимуму. На коллегии наркомата заслушивали результаты ревизий, отчеты руководителей органов юстиции, рассматривали вопросы о восстановлении судов в западных районах и т. д. <5>. ——————————— <5> Итоги проверки работы НКЮ РСФСР за время войны // Социалистическая Законность. 1942. N 13 — 14. С. 27 — 29; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 394, л. 124; Р-9492, оп. 1, д. 77, л. 1 — 7.
В первый послевоенный год штаты министерств юстиции республик расширялись и восстанавливались, но были плохо замещены. Штат Министерства юстиции РСФСР в 1945 г. составлял 177, в 1946 г. — 182, в 1947 году — 163 единицы. Штат МЮ ЭССР в 1947 г. составлял 42 единицы. До войны штат НКЮ Узбекской ССР составлял 76 человек (45 оперативных работников, в т. ч. 21 в УСО), а в 1948 г. штат состоял из 43 единиц (24 оперативных). За годы войны исчезли судебные отделы, УУЗ, КО, ОА, моботдел, ПФО. До войны штат Министерства юстиции УССР составлял 104 человека, в 1946 г. — 93, а в 1947 г. — уже 63. Совет министров (СМ) СССР 13 августа 1946 г. запретил какие-либо увеличения штатов без разрешения Государственной штатной комиссии. В итоге в РСФСР была сокращена 561 единица (7,3%). Но даже после такого сокращения в МЮ РСФСР не было замещено 100 штатных единиц! Не было постоянных начальников управлений, не было заместителей министра и т. д. Штат министерств юстиции республик на 1 января 1947 г. составлял 539 оперативных работников, была замещена 501 ставка. На 1 января 1948 г. штат — 497, замещено — 480. В 1946 г. в министерствах юстиции республик и в управлениях министерств юстиции выбыл 481 оперативный работник (24,6%), в 1947 году — 430 (19,5%). В мае 1947 г. вышло новое штатное расписание Министерства юстиции РСФСР. Руководство министерства состояло из министра И. А. Басавина и его заместителей И. Д. Перлова, И. А. Рыхлова, С. С. Дукельского, В. Н. Суходрева. Наркомат состоял из: УСО (начальник Перлов), которое включало орготдел, ревизионный отдел центральных, южных и северных областей, ревизионный отдел Поволжья, Урала, Сибири и Дальневосточного края, отдел жалоб, отдел судебной статистики (позже был создан отдел судебных исполнителей); отдела кадров, включая сектор учета; отдела юридических школ и курсов; отдела адвокатуры; ОН; КО; ФО; канцелярии министерства, включавшей секретный отдел, машбюро, экспедицию, архив; хозяйственного управления, включавшего отдел снабжения, жилищный сектор и т. д. Итого 163 штатные единицы. Оперативные работники получали от 690 до 1200 рублей, технические — от 250 до 600 рублей. В 1946 г. МЮ БССР включало УСО, отдел кадров (вместо УК), сектор статистики (вместо отдела). МЮ ЛитССР состояло из УСО, ОК, КО, ФО, канцелярии, секретной части <6>. ——————————— <6> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 88, л. 3 — 10; д. 619, л. 28, 84, 245; ф. Р-9492, оп. 1а, д. 540, л. 21, 59 — 61, 101, 112; д. 544, л. 235, 238.
Штат ревизоров НКЮ РСФСР в 1946 г. составлял 40 человек, в т. ч. 22 в УСО (из них 17 по судам, 5 по судебным исполнителям). Фактически работали 31 — 37 ревизоров. Треть ревизоров не имела никакого юридического образования. Во всех министерствах юстиции союзных республик работали заместители по кадрам. В минюстах республик в отделах кадров работал 81 оперативный работник по кадрам. Управления и отделы кадров становятся чуть ли не главными подразделениями минюстов. Отделы нотариата были только в 8 МЮ республик, в четырех был один ревизор по нотариату, а в четырех они являлись одновременно и ревизорами по адвокатуре. В Азербайджане и Эстонии был один ревизор. В Карелии, Таджикистане, Армении, Туркмении — единый ревизор по нотариату и адвокатуре. В 1945 г. в БССР был восстановлен отдел нотариата. После войны в большинстве министерств юстиции республик отсутствовало Управление учебных заведений. Например, в 1946 г. в Министерстве юстиции УССР действовал сектор подготовки и переподготовки кадров. В большинстве других министерств работал один консультант по образованию. УУЗы были восстановлены в 1945 г., но уже в 1946-м вновь ликвидированы. УУЗ сохранился только в Министерстве юстиции РСФСР. После изъятия из ведения МЮ РСФСР институтов УУЗ был реорганизован в отдел юридических школ и курсов (далее — ОЮШК) <7>. ——————————— <7> Казаков А. И. Органы судебного управления РСФСР в период с 1930 по 1970 годы: Дис. … канд. юр. наук / А. И. Казаков. Свердловск, 1984. Л. 70; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 577, л. 1 — 5; д. 619, л. 20, 23; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1349, л. 22 — 23; д. 1946, л. 74 — 86; оп. 1а, д. 487, л. 47; д. 544, л. 200 — 205, 284 — 286.
По номенклатуре должностей (февраль 1947 г.) министр юстиции союзной республики назначал начальников управлений, отделов, их заместителей, заведующих секторами, заведующих секретариатом, ревизоров, консультантов, инспекторов, секретарей, инженеров, бухгалтеров, начальников Управлений Минюста в регионах (УМЮ), заместителей начальников УМЮ, заместителей директоров школ и ряд других лиц. Эти кадровые права существенно расширяли возможности министров юстиции по сравнению с номенклатурами 1940 и 1944 гг. В то же время положение самих наркомов было очень неустойчивым. Решением ЦК КП(б) Украины был отстранен Министр юстиции УССР Бабченко. В 1947 г. были сняты: Министр юстиции ТССР Караджаева, Министр юстиции ГССР Чхетиани, Министр юстиции Литовской ССР Домашевичус, председатель ВС Армянской ССР Симонян, председатель ВС Узбекской ССР Ташмухамедов, ряд заместителей. Также ушел Министр юстиции Узбекистана Камилов, председатель ВС Литвы Блиека и т. д. На 1 января 1941 г. из 13 наркомов юстиции республик высшее юридическое образование имели 6, в 1946 — 1948 гг. из 16 — 12 <8>. ——————————— <8> ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 487, л. 44; д. 544, л. 219, 221.
После войны министерства юстиции республик работали плохо. Так, НКЮ УССР провел в марте 1945 г. ревизию народного суда Киевской области. Доклад по ревизии был готов в июне, а приказ вышел в августе. 2 июля 1945 г. вышло письмо НКЮ СССР «Об улучшении организации работы органов юстиции». Письмо обязало республиканские и областные органы юстиции восстановить плановую работу, контролировать исполнение планов и НПА, укрепить состав ревизоров, составить характеристики на ревизоров, провести с ними занятия, провести совещания. Теперь в управления наркоматов юстиции по итогам ревизий должны были направляться письма, а не составляться приказы. Республиканские наркоматы провели коллегии по исполнению письма, после чего вышла серия приказов министров республик. Через год они подводили итоги выполнения письма. 28 мая 1946 г. вышел Приказ МЮ Казахской ССР N 36 «О состоянии ревизионной работы», 4 июня 1946 г. — Постановление коллегии МЮ МССР «О качестве материалов ревизий народных судов МССР» и т. д. 25 июня 1946 г. прошло совещание министров юстиции союзных республик, председателей судов, начальников УМЮ и представителей прокуратуры. Совещание в числе других вопросов обсуждало и реализацию письма МЮ СССР от 02.07.1945. В феврале 1946 г. Басавин отчитывался Рычкову о выполнении письма от 02.07.1945. Были введены общие ревизии, проведено 9 межобластных совещаний ревизоров с участием 239 человек. Во 2 полугодии 1945 г. коллегия НКЮ РСФСР провела 31 заседание, на 14 стоял вопрос о проверке исполнения приказов министра СССР. Проводилось обобщение практики, утверждались квартальные планы, укреплялась государственная дисциплина. Аналогичные мероприятия проводились в регионах <9>. ——————————— <9> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 577, л. 1 — 5; ф. Р-9492, оп. 1, д. 127, л. 14; д. 495, л. 1 — 30, 395.
В 1946 г. коллегия МЮ РСФСР провела 58 заседаний, на которых рассмотрела 160 вопросов. На заседаниях присутствовало 322 местных работника. В 1947 г. коллегия Министерства юстиции РСФСР заслушала 107 вопросов (67 внесло УСО). Министерства юстиции республик направляли в Верховные суды республик представления об обжаловании/опротестовании приговоров и решений нижестоящих судов. Только Верховный Суд РСФСР отменил в первом полугодии 1947 г. 2800 неправильных приговоров и решений по инициативе МЮ СССР и МЮ РСФСР. Летом 1947 г. выросло число жалоб на органы юстиции РСФСР. На первом месте стояло несвоевременное исполнение судебных решений, на втором — волокита с делами. Письма из Министерства юстиции РСФСР рассматривались до 6 месяцев. УМЮ исполняло запросы после бесчисленных напоминаний. Начальники управлений министерства юстиции уклонялись от рассмотрения жалоб <10>. ——————————— <10> ГАКО, ф. Р-903, оп. 2, д. 8, л. 36 — 40; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 619, л. 18; оп. 16, д. 70, л. 9; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4178, л. 37.
В 1948 г. МЮ СССР провело ревизию всех министерств юстиции республик. 23 — 26 апреля состоялся актив работников юстиции, на котором старое руководство министерства подверглось жесткой критике. Все жаловались на бесчисленные отчеты, плохую помощь от министерства. Предлагалось разгрузить народные суды, освободив их от мелких дел. Будаговский (начальник УМЮ по Москве) предлагал восстановить товарищеские суды, ликвидировать институт заместителей народных судей, повысить роль секретарей судов. Все предлагали изъять из ведения народного суда дела особого производства, пересмотреть критерии оценки качества работы судьи. Живо обсуждался вопрос о взаимоотношениях УМЮ и облсудов. Нестеров (председатель ВС РСФСР), Умаров (Министр юстиции Узбекистана), Дудиев (Министр юстиции Северной Осетии), Булдаков (председатель Ленинградского горсуда), Топчий (председатель Верховного суда УССР), Богданова (председатель Днепропетровского облсуда), Раджабеков (Министр юстиции Таджикистана), Голяков призывали ликвидировать управления министерств юстиции и передать ревизоров в областные суды. По их мнению, это создало бы экономию средств, повысило качество руководства народными судами. Раздавались призывы восстановить пленумы и президиумы в Верховных судах республик. После актива вышла серия критических статей, в которых работники областных судов критиковали работу УМЮ и МЮ. Чтобы «подтянуть» все республиканские министерства, Горшенин 28 июля 1948 г. издал приказ, обязывающий всех министров юстиции направлять приказы и инструкции в МЮ СССР. МЮ АССР и начальники УМЮ должны были направлять соответствующие акты в министерства юстиции республик <11>. ——————————— <11> Беззаботное отношение к улучшению работы народных судей // Социалистическая законность. 1948. N 11. С. 48 — 49; Сборник приказов и инструкций МЮ СССР. 1936 — 1948 гг. М., 1949. С. 33; Совещание актива работников юстиции // Социалистическая законность. 1948. N 7. С. 23 — 26.
В военные и послевоенные годы министерства юстиции республик по-прежнему находились в приниженном положении, выступая в роли технических органов МЮ СССР. Штаты наркоматов (министерств) были сравнительно невелики и, как правило, не могли в полной мере выполнять возложенные на них функции по управлению органами юстиции.
——————————————————————