Неизвестные стороны деятельности органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)

(Емелин С. М.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 5)

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 — 1945 ГГ.)

С. М. ЕМЕЛИН

Емелин С. М., старший научный сотрудник Академии экономической безопасности МВД России, доцент, кандидат исторических наук.

Одной из наименее исследованных проблем в отечественной историографии является деятельность органов внутренних дел в военный период. Авторы немногочисленных работ по данной теме, как правило, не выходят за рамки традиционного понимания роли органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны. В основном изучались вопросы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, участие сотрудников в битвах на фронтах войны, оказание помощи фронту, работа на оккупированных территориях и в освобождаемых местностях, выявление вражеских агентов и провокаторов, деятельность заградотрядов, борьба с дезертирством, мародерством, паникерством, борьба с хищениями эвакуируемых и военных грузов, контроль за передвижением пассажиров и эвакуацией населения. Данные работы написаны в патриотическом ключе, в них показаны лишь внешние, положительные стороны деятельности органов внутренних дел, замалчиваются проблемы и недостатки. В частности, скрывались состояние и готовность аппаратов НКВД к началу войны, ничего не говорилось об уже сложившейся в это время репрессивной системе, жестокости и некомпетентности среди руководителей наркомата. Исключительно позитивно изображалась роль партийных органов в руководстве органами внутренних дел, не подвергая никакому сомнению тот факт, что они действовали исключительно в рамках закона. Это касается как общесоюзных, так и региональных работ. Слабо развита региональная историография данной проблемы. Таким образом, сегодня перед современной исторической и правовой наукой стоит задача объективного и детального изучения деятельности органов внутренних дел в военный период, раскрытия выполняемых ими разноплановых функций во всей сложности и противоречивости. Эта задача отчасти облегчается возможностью привлечения значительного числа архивных источников, ранее недоступных широкому кругу исследователей. Развитие отечественной правоохранительной системы в условиях военного времени в целом и ее особенности на примере крупнейших стратегических регионов страны позволят выделить общие тенденции, которые нашли свое отражение в теории и практической деятельности как правоохранительных органов, так и иных государственных институтов. Война потребовала изменения характера деятельности всей системы государственной власти, в том числе и правоохранительных органов, применительно к условиям военного времени. На сотрудников подразделений региональных НКВД легла нелегкая задача меньшими силами обеспечить выполнение не только своих прямых профессиональных задач, но и осуществление многих ранее не свойственных для них функций и обязанностей, которые с началом войны увеличились многократно. На органы внутренних дел в этот период были возложены важные и ответственные задачи по широкому спектру общественно-политического, хозяйственного, военного, правоохранительного и режимного направлений. Это прежде всего вопросы борьбы с бандитизмом, беспризорностью и безнадзорностью, организации деятельности истребительных батальонов, практические вопросы приема, размещения, охраны и организации оперативного сопровождения деятельности эвакуированных промышленных предприятий и учреждений, а также обустройства пребывающих в их составе работников, обеспечение строгого паспортного режима. Подобная разноплановость красноречиво свидетельствует о существенном возрастании роли органов внутренних дел в экстремальных условиях, что, в свою очередь, требует изучения опыта подобной многофункциональной деятельности, ее особенностей и правовой основы. Прежде всего необходимо остановиться на роли органов внутренних дел по организации работы по эвакуации, приему и восстановлению промышленных предприятий на новых площадках. В течение первого периода войны на Урал было эвакуировано более 700 промышленных предприятий, которые были размещены по отдельным республикам и областям <1> (в целом на восток страны было перебазировано, по разным оценкам, более 2,5 тысячи различных предприятий <2>). Что касается Южно-Уральского региона, то в основном это были предприятия машиностроительной, электротехнической, химической, пищевой и легкой промышленности, прибывшие полностью или частично из Украины, Белоруссии, Азербайджана, Ленинграда, Москвы, областей РСФСР. В том числе на территорию Свердловской и Челябинской областей было перебазировано по 200 объектов промышленности, Пермской области — 124, Башкирской АССР — 111, Чкаловской (ныне Оренбургской) области — 70, Удмуртской АССР — 20 <3>. ——————————— <1> Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1948. С. 41; Шверник Н. М. Речь на собрании избирателей г. Свердловска 27 января 1946 г. Иваново, 1946. С. 13. <2> Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 408. <3> Васильев А. Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны, 1941 — 1945. М., 1982. С. 40; История Урала. Пермь, 1977. Т. 2. С. 290; Наумова А. Г. Пермская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1960. С. 168; Очерки истории Удмуртской организации КПСС. Ижевск, 1968. С. 350; Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. Уфа, 1971. Ч. 1. С. 218 — 219.

С прибытием такой массы оборудования полностью менялся ритм жизни региона, приходилось решать насущные вопросы приема, размещения и ввода в строй оборудования, бытовых и социальных вопросов эвакуированных работников и населения. Кроме того, регионы были ограничены во времени, отводимом на решение всех указанных вопросов, поскольку растущие потребности в выпуске оборонной продукции диктовали необходимость устранения всех препятствий в развертывании и наращивании производства в самые сжатые сроки. Руководство этими процессами возлагалось на местные партийные и советские органы. Органы внутренних дел, являясь важной составляющей исполнительной власти, привлекались к решению этих важных государственных задач. Прежде всего они занимались охраной железнодорожных станций, вокзалов, других объектов. В местах погрузки и выгрузки, во-первых, обеспечивался общественный порядок, пресекались кражи эвакуированного имущества и багажа граждан, проверялись документы с целью недопущения возможного проникновения в важные стратегические районы вражеских шпионов и диверсантов, предупреждения и пресечения передвижения уголовного элемента. В этих целях создавались милицейские заслоны и передвижные посты, которые формировались из числа постоянного состава органов НКВД. Буквально с первых же дней войны возникла еще одна проблема, для решения которой активно привлекались органы внутренних дел, — поиск и задержание дезертиров и лиц, уклоняющихся от призыва в Красную Армию. Эта проблема сохраняла свою актуальность в течение всего военного периода. Силами органов внутренних дел проведена значительная работа по выявлению, задержанию и передаче заинтересованным ведомствам дезертиров из РККА, а также с промышленных предприятий. В этих целях велся учет движения дезертиров, отслеживались и задерживались как дезертиры-одиночки, так и дезертирские группы. Данные о количестве дезертиров и объеме проводимой работы можно увидеть в приведенной табл. 1, где представленные сведения охватывают один из ключевых регионов Южного Урала — Башкирскую АССР в 1944 — 1946 гг.

Таблица 1

Борьба с дезертирством органами НКВД БАССР в 1944 — 1946 гг. <4>

——————————— <4> Сост. по: ОСФ МВД по РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 3. Л. 3 — 4; 24 — 26, 36, 37, 62, 76, 89; Д. 12. Л. 2, 10, 19 — 20, 56, 57, 92; Д. 35. Л. 4, 30.

Дезертиров из РККА <1> Дезертиров с предприятий оборонной промышленности

числится поступило задержано остаток числится посту — задер — остаток на начало за на конец на начало пило за жано на конец квартала квартал квартала квартала квартал квартала

1944 I кв. 864/58 700/48 254/397 271 * * * * г. II кв. 271 175/16 <2> 299/532 385 * * 2573 *

III кв. 385 153/12 177/189 184 * * 5921 *

IV кв. 184 1025/29 192/374 672 * * 6216 *

1945 I кв. 672 286/12 130/210 630 * * 4182 * г. II кв. 630 744/6 78/120 1182 * * * *

III кв. 1182 */9 7098 <3> * 428 1021

IV кв. 4 гр. 9 чел. */3 8 183 1021 * * 1461

1946 I кв. 183 7 50 140 1461 2329 851 960 г. II кв. 98 * 8 * 960 1566 586 724

——————————— <1> — Дезертиров из РККА / уклоняющихся от призыва и мобилизации. <2> — Выявлено органами милиции. <3> — 7098 дезертиров с промышленных предприятий числилось до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 07.07.1945, которым розыск был прекращен, за исключением отдельных лиц. * — Данных нет.

Из приведенных в таблице сведений видно, что нагрузка на органы внутренних дел по розыску дезертиров была существенной. Органы НКВД, осуществляя розыск дезертиров и уклонистов, работали не только по заданиям военкоматов, прокуратуры и других государственных органов, но и сами выявляли представителей этих категорий нарушителей. Реальное снижение дезертиров всех категорий наметилось лишь в начале 1946 г., пик показателей приходится на IV квартал 1944 г. Для обеспечения контроля за массовым передвижением населения, учета трудовых и мобилизационных ресурсов были приняты меры по ужесточению паспортного режима. Всем гражданам было предписано строго соблюдать правила регистрации по месту пребывания, для чего осуществлялась прописка и выписка. Паспортная служба НКВД в своей деятельности руководствовалась Положением о паспортах 1940 г., которое в годы войны было дополнено рядом мер <5>. Паспорт стал для граждан страны основным документом, который удостоверял личность предъявителя, а также позволял фиксировать передвижение его обладателя (а для некоторых категорий населения страны, не имеющих паспортов и, соответственно, прав на их получение, а также обладателей временных удостоверений, исключал или ограничивал возможности передвижения по стране, трудоустройства, проживания в определенных местностях и т. д.). Это, в свою очередь, оказало положительное влияние на укрепление правопорядка и профилактику преступности. Нарушители паспортной системы, в соответствии с Положением о паспортах, несли уголовную и административную ответственность. В 1942 г. была проведена перерегистрация населения в паспортизированных местностях, которая заключалась в сверке имеющихся данных и составлении на каждого гражданина гербового контрольного листка, который приобщался к паспорту. В ходе проведения данных мероприятий было выявлено немало нарушителей, в том числе преступного элемента <6>. ——————————— <5> Сборник законов СССР. 1940. N 24. Ст. 591. <6> Там же. Ст. 173.

Органы внутренних дел сыграли важную роль в решении комплекса вопросов по обеспечению эвакуации, размещению оборудования и работников, развертыванию производства и дальнейшему наращиванию его объемов. На промышленных предприятиях создавались оперативные группы (либо вводились единичные представители) из числа кадровых сотрудников НКВД, задачей которых было оперативное обеспечение деятельности указанных объектов по всем направлениям. Эти должности в первую очередь вводились на крупных или особо важных оборонных объектах, имеющих стратегическое значение. Кроме того, на таких производствах создавались военизированные пожарные команды (ВПК) НКВД. Данное положение сохранялось до 1946 г., когда конверсия была в целом завершена и производство заработало в ритме мирного времени. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 21.06.1946 N 1308-585 и Приказом МВД СССР от 24.07.1946 N 00712 было проведено сокращение штатов органов внутренних дел, которое коснулось прежде всего ВПК НКВД. Так, на территории Башкирской АССР из более 150 предприятий (в том числе из 111 эвакуированных на территорию Республики в годы войны) только 4 сохранили пожарные команды НКВД: нефтеперерабатывающий завод N 417 и резиновый завод N 668 (г. Уфа), моторостроительный завод N 26 (г. Черниковск), завод N 850 сельскохозяйственного машиностроения (г. Стерлитамак) <7>. Штаты оперативников, обслуживающих производство, также были подвергнуты сокращению. ——————————— <7> ОСФ МВД по РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 56. Б/н.

Участвуя в организации производства, органы внутренних дел занимались и вопросами подготовки квалифицированных кадров для нужд промышленности, особенно в системе трудовых резервов, которая за годы войны на Урале обеспечила подготовку около 500 тыс. рабочих разных специальностей. В том числе в Свердловской области было подготовлено 129,6 тыс. рабочих, в Челябинской области — 100,6; Пермской области — 75,0; Башкирской АССР — 40,6; Чкаловской области — 47,9; Удмуртской АССР — 32,3 тыс. <8>. ——————————— <8> Составлено по: Народное хозяйство Свердловской области: Стат. сборник. Свердловск, 1956. С. 123; Народное хозяйство Челябинской области: Стат. сборник. Челябинск, 1961. С. 129; Народное хозяйство Чкаловской области: Стат. сборник. Чкаловск, 1957. С. 111; Народное хозяйство Башкирской АССР: Стат. сборник. Уфа, 1967. С. 184; Народное хозяйство Удмуртской АССР: Стат. сборник. Ижевск, 1957. С. 93.

Важный аспект так называемой социальной деятельности НКВД в годы войны состоял в организации учета и оказания адресной помощи инвалидам войны, семьям фронтовиков и эвакуированным. Все они состояли на учете в НКВД, семьи фронтовиков прикреплялись к системе спецторга и обслуживались наравне с оперсоставом. За 1944 г. по Башкирской АССР всем указанным категориям выделялись промтовары и продукты питания, 407 семей обеспечено дровами в количестве 1024 кубометра, отремонтировано 36 квартир, выделено и обработано силами совхоза НКВД 9,75 га пахотной земли, 7,52 тонны семенного картофеля для 400 семей, полученный урожай в 90 тонн картофеля вывезен на квартиры, оказана денежная помощь в сумме 4500 руб. Силами созданной комиссии от жен фронтовиков произведено бытовое обслуживание 390 семей. Членам семей фронтовиков и эвакуированным семьям, проживающим в районах, помощь по тем же позициям оказывалась через РО НКВД <9>. ——————————— <9> ОСФ МВД по РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 1. С. 101 — 103.

Кроме того, органы НКВД координировали общественные формирования (Осоюмил, Бригадмил), которые действовали в стране начиная с 1920-х гг.; их число к началу войны составляло более 408 тыс., а в военные годы активно продолжали свою работу <10>. ——————————— <10> ГА РФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 778. Л. 7 — 8; Полиция и милиция России: страницы истории / Сост. А. В. Борисов, А. Н. Дугин, А. Я. Малыгин и др. М., 1995. С. 157 — 159.

Таким образом, органы НКВД в военный период оказались перед широким спектром задач, основная часть которых выходила за рамки традиционных направлений деятельности. Несмотря на существовавшие трудности, а также многочисленные недостатки и упущения в работе органов внутренних дел, их роль как в выполнении непосредственных профессиональных функций по противодействию преступности и охране общественного порядка, так и по всем направлениям хозяйственной, производственной, административной, социальной и культурной жизни страны трудно переоценить. Поставленные задачи решались, невзирая на все тяготы и особенности военного времени, узость и несовершенство правовой базы, недостаток кадрового состава и многие другие проблемы. Это позволяет говорить об устойчивости функционирования органов внутренних дел как государственного механизма в условиях чрезвычайных обстоятельств, доказывает их высокую мобилизационную готовность и способность эффективно осуществлять выполнение возложенных обязанностей.

——————————————————————