Организационная структура региональных прокуратур РСФСР в 1945 — 1955 годах (по материалам прокуратуры Псковской области)

(Фролов В. В.) («История государства и права», 2012, N 24)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОКУРАТУР РСФСР В 1945 — 1955 ГОДАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) <*>

В. В. ФРОЛОВ

——————————— <*> Frolov V. V. The corporate structure of the regional prosecutor’s offices of the RSFSR in 1945 — 1955 (according to the documents of the prosecutor’s office of Pskov region).

Фролов Василий Владимирович, аспирант кафедры русской истории Псковского государственного университета.

В статье рассматривается организационная структура региональных прокуратур РСФСР в первое послевоенное десятилетие (на примере прокуратуры Псковской области). В работе также обозначены функциональные обязанности подразделений центрального аппарата областной прокуратуры и ее периферийных подразделений (городских и районных прокуратур). Автор обращает внимание на важность использования в современной практике государственно-правовых традиций прошлого.

Ключевые слова: центральный аппарат прокуратуры, районная прокуратура, прокурор, помощник прокурора, старший следователь, районный следователь.

In this article the author analyzes the corporate structure of the regional prosecutor’s offices of the RSFSR in the first decade after the Great Patriotic War. As example he considers the prosecutor’s office of Pskov region. The responsibilities of subdivisions of the central apparatus of the regional prosecutor’s office and the responsibilities of its peripheral units (municipal and district prosecutors’ offices) are also represented in the article. The author draws attention how important is to use state and legal traditions of the past in the real practice nowadays.

Key words: central apparatus of the prosecutor’s office, district prosecutor’s office, procurator, deputy procurator, senior investigator, district investigator.

Несмотря на то что уже прошло почти 20 лет, как распался СССР, современное российское общество по-прежнему находится в поиске подходящих моделей государственных структур. Особое место среди данных структур принадлежит прокуратуре. Этот институт нашего государства складывался на протяжении трех столетий (12 января 2012 г. прокуратура Российской Федерации отметила свой очередной юбилей — 290 лет со дня основания) в разнообразных и противоречивых исторических, социально-экономических и политических условиях как особый конституционный правозащитный, а также надзорный институт российской государственности. В настоящее время в Российской Федерации, в том числе и на региональном уровне, проводится новая судебно-правовая реформа, которая затрагивает нормативно-правовую базу деятельности современной прокуратуры (ее структурную организацию, роль, место и функции). Для успешной реализации вышеназванной реформы необходим не только поиск новых идей, но использование государственно-правовых традиций и исторического багажа прошлых лет, в том числе и советского периода <1>. ——————————— <1> Фролов В. В. Органы прокуратуры СССР в первое послевоенное десятилетие (1945 — 1955): советская историография проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. N 4 (10). Ч. 3. С. 189.

В представленной статье мы рассмотрим организационную структуру региональных прокуратур РСФСР (на примере прокуратуры Псковской области) в один из самых сложных и неоднозначных этапов отечественной истории (1944 — 1955) — период позднего «сталинизма». Построение органов советской прокуратуры на региональном уровне было основано на строгом соподчинении, при единстве деятельности всей системы. Каждый прокурор был подчинен только вышестоящему прокурору и ему подотчетен, причем для выполнения своих функций высшего надзора за законностью он был наделен всей полнотой прокурорской власти. По существу, каждый прокурор вправе был принимать меры в отношении любого нарушения закона, совершенного там, где он был уполномочен осуществлять надзор <2>. ——————————— <2> Мурашин Г. А. Органы прокуратуры в механизме Советского государства. Киев, 1972. С. 45.

Структурно региональная прокуратура РСФСР, подразделялась на два уровня: 1) центральный аппарат и 2) районные (городские) прокуратуры. Центральный аппарат областных (краевых) прокуратур состоял из руководящего состава, структурных подразделений (отделов), следственных органов. Так, в руководящий состав прокуратуры Псковской области входили: прокурор области, два его заместителя (по общим вопросам и по специальным делам), помощник прокурора области по специальным делам <3>. В непосредственном ведении прокурора области помимо общего руководства работой всего аппарата прокуратуры, находились общий, уголовно-судебный и административно-финансовый надзор. На заместителя прокурора области по общим вопросам был возложен контроль за гражданско-судебным надзором, надзором по делам несовершеннолетних, статистическими показателями местной областной прокуратуры. Заместитель прокурора области по специальным делам руководил деятельностью по надзору за органами милиции и за местами заключения, также он отвечал за эффективность работы особого сектора прокуратуры <4>. ——————————— <3> ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 12. Л. 3. <4> Архив прокуратуры Псковской области. Д. 38. Л. 121.

В первое послевоенное десятилетие не существовало специальных приказов или указаний прокуратуры СССР, предусматривавших общее распределение функциональных обязанностей между прокурорами областей и их заместителями. При распределении служебных обязанностей учитывались индивидуальные деловые качества и опыт практической работы каждого из заместителей, а также состояние законности на том или ином участке прокурорской деятельности <5>. ——————————— <5> Бобровский С. С. Становление и развитие территориальных органов прокуратуры СССР в Центральном Черноземье (1934 — 1953 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Курск, 2003. С. 74.

Помощник прокурора области по специальным делам входил в руководящий состав местной областной прокуратуры только в 1940-е гг. В последующие годы исследуемого периода его полномочия были резко урезаны, и по своему статусу он был приравнен к начальнику отдела <6>. ——————————— <6> ГАПО Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 167. Л. 4.

Количество структурных подразделений (отделов) прокуратуры Псковской области в 1945 — 1952 гг. равнялось 8, а в 1953 — 1955 гг. — 9 <7>. ——————————— <7> После того как были урезаны полномочия прокурора области по специальным делам, был официально сформирован отдел по специальным делам.

В 1945 — 1947 гг. в состав областной прокуратуры входили следующие отделы: следственный, уголовно-судебный, гражданско-судебный, по надзору за органами милиции, по надзору за местами заключения, общего надзора, по делам несовершеннолетних и по работе с кадровым составом <8>. ——————————— <8> ГАПО Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 12. Л. 3.

В 1948 г. отдел по делам несовершеннолетних был упразднен, вместо него в центральном аппарате областной прокуратуры появился отдел по кодификации и оперативному учету. Следует также отметить, что в составе прокуратуры Псковской области, в отличие от некоторых других областных прокуратур (например, Ленинградской), отсутствовал отдел по жалобам и контролю исполнения <9>. ——————————— <9> Там же. Д. 87. Л. 1.

Во главе каждого отдела областной прокуратуры стояли помощники прокурора, в подчинении которых были прокуроры и следователи отделов. Следственный аппарат прокуратуры Псковской области был представлен штатом старших следователей (2 — 3 человека) <10>. ——————————— <10> Там же. Д. 87. Л. 1; Д. 143. Л. 2.

Следователи прокуратуры, в отличие от своих коллег из МВД, расследовали наиболее важные категории уголовных дел: дела об особо важных преступлениях; крупные хищения социалистической собственности; спекуляция, обман потребителя и разбазаривание товаров в крупных размерах; злоупотребление служебным положением, халатность, выпуск недоброкачественной продукции, падеж скота и другие должностные и хозяйственные преступления; все преступления, совершенные работниками сельскохозяйственного актива, инженерно-техническими работниками и хозяйственниками в процессе их служебно-производственной деятельности; растраты и взятки; половые преступления; убийства и тяжкие телесные повреждения; крупные квалифицированные кражи, групповые грабежи и вооруженные разбои, поджоги; преступления совершенные несовершеннолетними <11>. ——————————— <11> Говоров И. В. Государство и преступность в Советской России в 1945 — 1953 гг. (на материалах Ленинграда и Ленинградской области): Дис. … докт. ист. наук. СПб., 2004. С. 482.

Кроме всех вышеобозначенных подразделений, в состав центрального аппарата региональной прокуратуры также входили такие структурные единицы, как канцелярия, бухгалтерия, финансовый отдел, особый сектор (сектор шифров) <12>. Данные подразделения были характерны для многих государственных структур СССР. ——————————— <12> ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 18. Л. 4.

Второй структурный уровень Псковской областной прокуратуры включал в себя районные и городские прокуратуры. Штат этих прокуратур состоял из районного (городского) прокурора, его помощника и районных следователей. Прокурор района (города) был подотчетен прокурору области <13>. ——————————— <13> Заметных изменений в структурной организации районных прокуратур в последующие годы исследуемого нами периода не происходило.

Начальные звенья системы прокурорских органов (районные и городские прокуратуры) по своей структуре являлись простыми органами. Внутри этих прокуратур не было каких-либо подразделений (отделов или управлений). Численность аппарата районных и городских прокуратур зависела от объема выполняемой каждым органом работы <14>. В крупных районах или городах прокурор имел заместителя, одного или нескольких помощников, двух и более следователей <15>. ——————————— <14> Мурашин Г. А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. Киев, 1972. С. 100. <15> Тадевосян В. С. Прокурорский надзор в СССР. М., 1956. С. 26.

В Псковской области штат периферийных прокуратур состоял из 4 — 6 человек: районного (городского) прокурора, его помощника, народного следователя <16> и обслуживающего персонала (секретаря, курьера, конюха) <17>. ——————————— <16> С начала 1950-х гг. стало употребляться понятие «районный следователь». <17> ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 16. Л. 119.

Прокурор района (города) являлся основным звеном системы органов советской прокуратуры. Через него главным образом осуществлялась связь прокуратуры с массами, с населением страны. Он выполнял все функции прокурорского надзора на территории района (города) <18>. ——————————— <18> Тадевосян В. С. Прокурорский надзор в СССР. М., 1956. С. 26.

Между прокурором района (города) и его помощником (где он имелся) проводилось распределение обязанностей по работе как по основным ее направлениям (например, по общему надзору, надзору за рассмотрением в судах уголовных и гражданских дел, надзору за следствием), так и вспомогательным (например, систематизация законодательства), тем самым достигалась определенная специализация прокурорских работников по отраслям прокурорской деятельности. В тех низовых органах, где по штату имелся лишь прокурор и следователь, первому приходилось осуществлять все виды прокурорской деятельности на вверенном ему участке <19>. ——————————— <19> Мурашин Г. А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. Киев, 1972. С. 100.

Народные (районные) следователи расследовали наиболее важные категории уголовных дел на территории своего района. При этом самостоятельность следователей была серьезно ограничена административным руководством со стороны прокуроров, «который мог в любой момент отобрать у следователя дело, передать его другому следователю или взять в собственное рассмотрение, а также дать указание закрыть дело» <20>. ——————————— <20> Говоров И. В. Государство и преступность в Советской России в 1945 — 1953 гг. (на материалах Ленинграда и Ленинградской области): Дис. … докт. ист. наук. СПб., 2004. С. 483.

Работники районных (городских) прокуратур могли осуществлять надзор и следственную работу только в рамках своей административной единицы и находились в прямом подчинении центрального аппарата областной прокуратуры. В послевоенный период был заложен фундамент структурной организации не только прокуратуры Псковской области, но и многих других региональных прокуратур РСФСР (прокуратур Астраханской, Брянской, Новгородской, Владимирской, Калужской, Костромской, Курганской, Кемеровской, Ульяновской, Томской, Тюменской областей), который в последующие годы претерпевал только небольшие видоизменения. В заключение можно сделать вывод о том, что на региональном уровне органы прокуратуры представляли собой единую, централизованную систему в масштабе своей административно-территориальной единицы. Сложившаяся организационная структура областных (краевых) прокуратур РСФСР, определялась, прежде всего, задачей максимального приближения этих органов к населению, к местам, где действовали советские законы, чтобы способствовать быстрейшему выявлению и своевременному устранению нарушений законодательства. Такой принцип построения региональных прокуратур позволял наиболее эффективно осуществлять надзор за точным исполнением законов на всей территории страны.

Схема N 1

Структурная организация прокуратуры Псковской области в 1945 г. <21>

——————————— <21> Ист.: ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 12. Л. 3; Д. 23. Л. 2; Д. 49. Л. 3.

Прокуратура Псковской области

Центральный аппарат прокуратуры Районные (городские) прокуратуры (24)

Руководящий состав:

Прокурор области —————————— Районный (городской) прокурор Заместитель прокурора области по общим вопросам Помощник прокурора района Заместитель прокурора области по специальным делам —————————— Народные следователи Помощник прокурора области по специальным делам

Канцелярия Бухгалтерия Финансовый отдел

Особый сектор

Оперативные отделы прокуратуры:

Отдел общего надзора

Следственный отдел

Отдел по делам несовершеннолетних Начальник отдела

Уголовно-судебный отдел Прокуроры отдела

Гражданско-судебный отдел Следователи

Отдел по надзору за органами милиции

Отдел по надзору за местами заключения

Отдел кадров

Схема N 2

Структурная организация прокуратуры Псковской области в 1955 г. <22>

——————————— <22> Ист.: ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 106. Л. 3; Д. 143. Л. 2; Д. 293. Л. 5.

Прокуратура Псковской области

Центральный аппарат прокуратуры Районные (городские) прокуратуры (25)

Руководящий состав:

Прокурор области —————————— Районный (городской) прокурор Заместитель прокурора области по общим вопросам Помощник прокурора района Заместитель прокурора области по специальным делам Следователи района

Канцелярия Бухгалтерия <23>

Особый сектор

Оперативные отделы прокуратуры:

Отдел общего надзора

Следственный отдел

Уголовно-судебный отдел Начальник отдела Гражданско-судебный отдел Прокуроры отдела Отдел по специальным делам Старшие следователи Отдел по кодификации и оперативному учету

Отдел по надзору за органами милиции

Отдел по надзору за местами заключения

Отдел кадров

——————————— <23> Бухгалтерия и финансовый отдел в начале 1950-х гг. были объединены в одно подразделение — бухгалтерию.

——————————————————————