Участие оперативных служб МВД России в пограничной деятельности
(Стрельников К. А.)
(«Военно-юридический журнал», 2008, N 11)
УЧАСТИЕ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ МВД РОССИИ В
ПОГРАНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К. А. СТРЕЛЬНИКОВ
Стрельников К. А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
В соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации» МВД России в числе прочих мероприятий:
— оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
— информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов.
Таким образом, Закон открывает широкие возможности для сотрудничества пограничных органов и органов внутренних дел.
Как известно, основной задачей органов внутренних дел является выявление, пресечение и раскрытие преступлений. Криминогенная ситуация в приграничных регионах России специфична. Наиболее остро стоит вопрос о декриминализации республик Южного федерального округа.
Эффективной формой решения задач органов внутренних дел является проведение комплексных, специальных и оперативно-профилактических операций.
Организация проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России регламентируется приказом МВД России. Он предусматривает межведомственные, межрегиональные и совместные с зарубежными правоохранительными органами операции.
Суть и значение подобных операций можно объяснить на примере комплексной оперативно-профилактической операции под условным наименованием «Граница» и специальной комплексной профилактической операции (СКПО).
Подобные операции регулярно проводятся в регионах Южного федерального округа. Они имеют целью оздоровление оперативной обстановки в регионе, выявление и пресечение наиболее тяжких преступлений и устранение условий, способствующих совершению преступлений.
Так, операция «Граница» направлена на решение следующих задач.
1. Выявление и пресечение деятельности организованных групп и преступных сообществ, в том числе имеющих международные связи.
2. Обнаружение и перекрытие каналов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с использованием финансовых институтов зарубежных государств.
3. Выявление и ликвидация маршрутов контрабанды стратегического сырья, культурных ценностей, автотранспорта, драгоценных камней и металлов, подакцизных товаров, оружия.
Операция «Граница» периодически проводится совместно с органами внутренних дел Беларуси, Азербайджана, Финляндии, Украины.
Решение о проведении, а также план операции, форма отчетности утверждаются министрами внутренних дел приграничных государств.
Суть операции заключается в кратковременном направлении усилий ОВД на выявление и раскрытие преступлений, связанных с трансграничной деятельностью. Инициируются соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, особым образом ориентируется аппарат лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, активизируется обмен информацией.
Во время операции:
— проводится весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по реализации информации в отношении фактов и участников международных преступных формирований;
— осуществляются согласованные действия и оказывается взаимная помощь при проведении комплекса оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел двух стран;
— при наличии оперативной информации или обнаружении каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, радиоактивных материалов, наркотических и психотропных веществ, стратегического сырья, исторических и культурных ценностей, драгоценных камней и металлов, подакцизных товаров используется метод контролируемой поставки;
— для сбора, проверки и реализации имеющейся информации, а также документирования противоправной деятельности организованных преступных формирований используются силы и средства оперативно-поисковых и технических подразделений;
Проведение мероприятий по указанным направлениям осуществляется в соответствии с согласованными планами совместных действий органов внутренних дел приграничных областей двух государств.
Отличительной особенностью СКПО является привлечение для декриминализации территории приданных сил из иных регионов.
Негласный аппарат ориентируется на получение оперативной информации о лицах, занимающихся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также выявление лиц, поддерживающих связи с НВФ, и их пособников.
Усиливаются наряды стационарных постов ДПС и КПМ, а также мобильных групп патрулирования с целью своевременного пресечения фактов незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотиков. С использованием служебных собак и специальных технических средств обеспечены регулярные проверки грузового и пассажирского автотранспорта.
Кроме увеличения численности личного состава, данное обстоятельство имеет еще одно положительное значение. Оно заключается в том, что указанные силы (десятки экипажей ГИБДД, дополнительные наряды ППС, ОМОН, ОМСН, группы оперативных подразделений собственной безопасности, уголовного розыска, по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями и т. д.) подчиняются временному штабу по проведению операции, а не местным органам власти. Соответственно, они менее подвержены давлению со стороны преступного элемента.
Организуется отработка вызывающих подозрение лиц по базам АИПС «Розыск лиц», «Ваххабит», автотранспорта — по БД «Розыск транспортных средств».
Выставляются совместные наряды для проверки документов на провозимые грузы с целью недопущения провоза контрабандной продукции, оружия, наркотиков и пиротехнических изделий, а также с целью выявления лиц, нелегально следующих на территорию Российской Федерации.
Например, в ходе операции «Граница», проводимой совместно с МВД Республики Азербайджан (2005 г.), только за 5 дней зарегистрировано 462 административных правонарушения, из которых 49 связаны с незаконным пребыванием на территории России и нарушением режима регистрации. Привлечено к административной ответственности 467 лиц, из которых 88 иностранные граждане.
Выявлено 7 преступлений, в том числе 1 связанное с незаконным оборотом наркотических средств. Предотвращено 3 преступления.
Установлены 26 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, из которых 2 ранее были объявлены в розыск.
Изъято 3 единицы автотранспортных средств, 2 единицы оружия, 123 патрона, 3546 г наркотического вещества.
Участие в подобных операциях органов пограничной службы позволит резко повысить эффективность подобных мероприятий.
С этой целью предлагаются следующие мероприятия:
1) формирование плана совместных действий с утверждением его соответствующими руководителями ведомств;
2) включение представителей МВД и ПС ФСБ в штаб проведения операции;
3) операцию предлагается проводить в три этапа. На первом этапе следует организовать совместные консультации и совещания. Это позволит повысить информированность сторон о криминальных процессах на приграничной территории, определить комплекс эффективных мероприятий, рассчитать силы и средства, направления взаимодействия.
На этом этапе следует провести все необходимые оперативно-розыскные мероприятия по созданию оперативных позиций в криминальной среде, формированию оперативных комбинаций и легенд и т. д. На данном этапе определится стратегия и тактика совместных действий, вектор совместных усилий.
4) На этапе непосредственного проведения операции кроме взаимного информирования и взаимодействия возможен и иной формат помощи. Например, органы внутренних дел с целью конспирации могли бы легализовывать часть оперативной информации с помощью органов пограничной службы.
5) По завершении второго этапа — непосредственного проведения операции — целесообразным является проведение третьего — негласного этапа. Его суть может заключаться в стратегическом анализе результатов операции, обобщении полученной оперативной информации и нейтрализации процессов восстановления криминальным миром своих позиций в приграничных регионах. Закономерно, что вектор усилий сместится в сторону противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности.
6) К участию в операции целесообразно привлекать научные и аналитические подразделения МВД и ПС ФСБ.
——————————————————————