Безопасность Российской Федерации на Государственной границе

(Минаев А. В.)

(«Миграционное право», 2009, N 3)

БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

А. В. МИНАЕВ

Минаев А. В., соискатель ученой степени кандидата наук при аспирантуре ТГУ.

Защита Государственной границы Российской Федерации — часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики. Представляет собой совокупность мер политического, организационно-правового, дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечения ее интересов в пограничной сфере. Заключается в их согласованной деятельности по осуществлению полномочий в сфере защиты и охраны Государственной границы, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы Российской Федерации — составная часть защиты Государственной границы Российской Федерации. Представляет собой комплекс пограничных мер, осуществляемых пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации, предназначенных для недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств против России, задержания нарушителей границы, пресечения попыток незаконного перемещения через Государственную границу средств, которые могут быть использованы для террористической деятельности, наркотических средств, товаров и грузов, а также проникновения нелегальных мигрантов.

Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере разработана на основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере», представляет собой систему официально принятых принципов, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью формирования и эффективного функционирования системы обеспечения интересов личности, общества и государства в пограничной сфере Российской Федерации.

Концепция определяет цели, принципы, задачи и основные направления формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Концепция предназначена для согласования усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, в их деятельности по реализации пограничной политики Российской Федерации.

При изменении условий обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере положения Концепции могут уточняться.

При разработке Концепции были учтены положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Основ пограничной политики Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года, а также результаты реализации Концепции охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001 — 2005 годы.

Концепция рассчитана на период до 2010 г. и является основой для разработки планов и программ обустройства Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница), подготовки предложений о внесении изменений и дополнений в действующие планы и программы, планов развития федеральных органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, и выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающегося пограничной сферы государства.

Основу интересов Российской Федерации в пограничной сфере составляют:

— обеспечение суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и нерушимости Государственной границы;

— завершение территориального разграничения России с сопредельными государствами и международно-правового оформления Государственной границы;

— обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в пограничной сфере;

— соблюдение установленных международными договорами и законодательством Российской Федерации режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, порядка и правил осуществления промысловой деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

— создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, обеспечивающих предотвращение ущерба экономике страны и способствующих социально-экономическому развитию России;

— развитие взаимовыгодного приграничного сотрудничества Российской Федерации;

— недопущение проникновения и распространения на территории Российской Федерации особо опасных заболеваний людей и животных, вредителей и возбудителей болезней растений, сорняков карантинного значения.

Основным фактором, вызывающим необходимость формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, является низкая эффективность мер, принимаемых в рамках существующей системы защиты и охраны Государственной границы, по нейтрализации угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.

Сформировавшаяся в середине прошлого века под воздействием в первую очередь политических факторов система защиты и охраны Государственной границы была ориентирована на обеспечение интересов и безопасности государства в пограничной сфере с опорой преимущественно на войсковую охрану границы. Под эту систему создавалась и соответствующая пограничная инфраструктура (военные городки, оборонительные сооружения, инженерные сооружения и заграждения).

Указанная система в основе своей продолжает функционировать и в настоящее время. Между тем угрозы интересам и безопасности Российской Федерации носят в большинстве своем невоенный характер. Их эффективная нейтрализация в рамках существующей системы затруднена, так как войсковые формы и способы действий малоэффективны и не позволяют адекватно реагировать на имеющиеся угрозы безопасности Российской Федерации.

Включение Пограничной службы в состав ФСБ России и переход к построению охраны Государственной границы преимущественно оперативными силами, средствами и методами, направленными прежде всего на борьбу с международным терроризмом и трансграничной преступностью, требуют новых подходов к организации деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы). Реализовать это в рамках существующей системы не представляется возможным.

Данная система не позволяет своевременно реагировать на изменения в геополитическом положении России, общественно-политической ситуации в стране и международных связях Российской Федерации. Это проявляется прежде всего в несоответствии предъявляемым требованиям системы пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, низком уровне развития пограничной инфраструктуры и несовершенстве структуры пограничных органов.

Существующая система обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере не позволяет осуществлять эффективную деятельность пограничных органов и других федеральных органов исполнительной власти по защите интересов Российской Федерации в ее морском пограничном пространстве.

Все эти характерные черты функционирующей системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере самым непосредственным образом оказали влияние на формирование облика Государственной границы, который не соответствует облику границы современного государства.

Целью формирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере является максимальное повышение возможностей государства по противодействию внешним и внутренним угрозам интересам и безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также обеспечение свободы в законном пересечении Государственной границы лицами, грузами, товарами и животными с минимальными временными затратами на проведение необходимых контрольных функций.

Основные принципы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере:

— уважение суверенитета и территориальной целостности сопредельных государств, нерушимость государственных границ, мирное разрешение пограничных вопросов;

— соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина;

— концентрация сил и средств, интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач защиты и охраны Государственной границы;

— комплексный подход к защите и реализации интересов Российской Федерации в пограничной сфере;

— учет характера и степени проявления угроз интересам и безопасности России в пограничной сфере;

— своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере;

— сочетание гласных и негласных форм и методов пограничной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Основные задачи:

— формирование системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере;

— рациональное и сбалансированное развитие системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и поддержание ее на уровне, надежно обеспечивающем предотвращение или устранение угроз безопасности России;

— придание Государственной границе облика, обеспечивающего адекватное реагирование на изменения в политической, экономической, военной, социальной и других сферах жизни общества, способствующего развитию международных связей Российской Федерации;

— принятие эффективных мер по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, незаконной миграцией, незаконным перемещением через Государственную границу товаров и грузов, а также по охране природных ресурсов Российской Федерации;

— поэтапное строительство и развитие системы пограничных органов, которые по своему составу и техническому оснащению были бы способны эффективно решать задачи охраны Государственной границы;

— дифференцированное построение охраны Государственной границы в зависимости от возникающих угроз на конкретных участках Государственной границы;

— формирование единой системы защиты интересов Российской Федерации во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

— разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими охрану водных биологических ресурсов;

— совершенствование координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы;

— использование в защите интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере потенциала сотрудничества в области охраны внешних границ в рамках Союзного государства, а также с государствами — участниками Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и другими сопредельными государствами с учетом формирования Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Украины.

Одним из основных направлений работы по формированию системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является обустройство Государственной границы и создание полномасштабной пограничной инфраструктуры, обеспечивающей пограничную деятельность и жизнедеятельность сотрудников пограничных органов, а также сотрудников федеральных органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы.

На новых, необустроенных участках Государственной границы основные усилия будут сосредоточены на строительстве пограничных городков и объектов с применением новейших технологий и современного технологического оборудования; комплексном оснащении пограничных органов, а также сил и средств других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, техническими средствами охраны Государственной границы нового поколения.

На оборудованных участках Государственной границы основные усилия будут направлены на поддержание и планомерное развитие существующей пограничной инфраструктуры, систем инженерно-технических и других сооружений с поэтапным внедрением современных автоматизированных комплексов технических средств охраны Государственной границы.

Мероприятия по обустройству Государственной границы осуществляются дифференцированно, с учетом характера угроз, состояния пограничной инфраструктуры и финансово-экономических возможностей государства в рамках межгосударственных, межведомственных и ведомственных программ и планов по обустройству Государственной границы.

В первую очередь предусматривается обустройство Государственной границы на Северном Кавказе.

Обустройство российско-казахстанского участка Государственной границы планируется провести в течение 2005 — 2008 гг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления проводят работу по предоставлению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования пограничным органам для строительства городков, объектов инженерно-технического оборудования границы и учебно-материальной базы, в том числе на особо охраняемых природных территориях.

Этапы реализации Концепции:

Первый этап (ориентировочно 2004 — 2006 гг.) — в ходе работы Государственной пограничной комиссии вырабатываются основные подходы и практические меры по решению проблем обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере на период до 2010 г. Планируется завершение обустройства Государственной границы на Северном Кавказе и начало работ по обустройству российско-казахстанского участка границы. Проводится работа по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы защиты и охраны Государственной границы. Осуществляются первоочередные мероприятия по формированию системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Второй этап (ориентировочно 2007 — 2010 гг.) — планируется завершение обустройства российско-казахстанского участка Государственной границы и осуществление мероприятий по развитию пограничной инфраструктуры на других участках границы, а также мероприятий по реализации основных направлений формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Реализация настоящей Концепции позволит сформировать к 2010 г. систему обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, обладающую максимальными возможностями по противодействию угрозам безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, создать благоприятные условия для эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, и придать Государственной границе облик, соответствующий изменениям, произошедшим в России и на международной арене.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

3. Решение Совета Безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере».

4. Решение Государственного комитета по пограничной политике (Протокол от 28 января 2005 г. N 1). Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

——————————————————————