Деятельность центральных и местных органов советского государства по обеспечению безопасности дорожного движения (1918 — 1921 гг.)

(Квитчук А. С.) («История государства и права», 2006, N 2)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (1918 — 1921 ГГ.)

А. С. КВИТЧУК

Квитчук А. С., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры транспортной юриспруденции и безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского университета МВД России.

В декабре 1917 г. Петроградский комитет охраны города предложил проект Положения об охране Петрограда, который был одобрен Главным штабом Красной гвардии и НКВД РСФСР. Наряду с широким кругом вопросов охраны общественного порядка в этом Положении впервые в Советской России была поставлена задача обеспечения безопасности дорожного движения <*>. ——————————— <*> См.: Низамов В. Т., Рифицкий Г. П. Деятельность милиции РСФСР по обеспечению безопасности дорожного движения (1917 — июнь 1941 г.). Орел, 1989. С. 12 — 13.

Позднее Петроградский Совет утвердил Положение об охране Петрограда, в соответствии с которым организовывалась охрана двух типов: невооруженная сторожевая и патрульно-обходная. В задачу первой входило наблюдение за выполнением правил уличного движения, а второй — милиционная повинность. Наиболее последовательно она была проведена в жизнь в Кронштадте. Порядок несения службы определялся Инструкцией милиционерам всенародной милиции <*>. Среди основных направлений ее деятельности по охране общественного порядка предусматривалось наблюдение за безопасным движением транспортных средств и пешеходов. ——————————— <*> См.: Вестник Народного комиссариата внутренних дел. N 5. С. 14 — 15.

В апреле 1918 г. НКВД обязал исполкомы местных Советов установить единую структуру отделов управления, подразделив их на ряд подотделов. В их числе предусматривались и подотделы милиции. Так, отдел управления Орловского губернского исполкома был образован 15 мая 1918 г., а уже 19 июня начальник подотдела милиции издал приказ, в котором требовалось обязательное выполнение постановления Орловского губисполкома по упорядочению работы транспорта, в том числе регистрации всеми учреждениями и частными лицами грузовых и легковых автомобилей, выдачи их владельцам номерных знаков. Милиции предписывалось задерживать всех разъезжающих без номеров и удостоверений <*>. ——————————— <*> См.: там же. 1918. N 11. С. 1 — 2.

Так, в одном из постановлений Московского Совета транспортному отделу и милиции предписывалось ввести новые пропуска для транспортных средств, установить контроль за движением, обязать частников сдать излишки бензина. Так, комиссаром по внутренним делам Петрограда была утверждена Инструкция дружиннику революционной наружной охраны союза коммун Северной области от 24 июля 1918 г. <*>, которая вводила институт старших дружинников по контролю за служебной деятельностью дружинников. Дружинники осуществляли охрану общественного порядка и контроль за безопасным движением транспортных средств. ——————————— <*> Там же. С. 13.

В соответствии с этой Инструкцией дружинник должен был охранять безопасность и порядок передвижения на улицах, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и другие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и пр.; наблюдать за чистотой улиц и ставить в известность управления домами, где замечаются нечистоты; задерживать автомобили и экипажи при несоблюдении ими правил движения и записывать их номера, а также номера трамваев и вагоновожатых при несчастных случаях. 21 августа 1918 г. проект Положения о советской милиции был рассмотрен на очередном заседании СНК. Советское правительство поручило народным комиссариатам внутренних дел и юстиции переработать его, сделав инструкцию. Выполнив это поручение, названные наркоматы 12 октября 1918 г. утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Милиция создавалась как специальный штатный орган Советского государства, и определялись основные направления ее деятельности: охрана общественного порядка, борьба с правонарушителями, контроль за соблюдением всеми гражданами декретов и распоряжений Советской власти, «надзор за порядком движения транспорта и пешеходов и техническим состоянием дорог и мостов». А в Инструкции милиционерам рабоче-крестьянской милиции (декабрь 1918 г.) прямо указывалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение» <*>. При этом основой в работе милиции являлись широкие воспитательные функции. ——————————— <*> См.: Сборник законодательных документов по вопросам организации и деятельности советской милиции (1917 — 1934 гг.). М., 1967. С. 14 — 16.

Одновременно с созданием советской милиции образовывались специальные службы по обеспечению безопасности дорожного движения в органах автомобильного транспорта. Практически эта деятельность осуществлялась впервые. Так, Постановлением ВСНХ от 26 апреля 1918 г. «О пользовании автомобилями, мотоциклами и прочими средствами передвижения, потребляющими бензин» предписывалось иметь отличительный знак для водителей и путевой лист, а там, где еще не было автомобильного движения и органов, регулирующих и контролирующих эксплуатацию автомобилей, — учредить такие органы. Для контроля за работой водителей в транспортных организациях вводились книги нарядов, путевые листы, в которых делались отметки о выпуске автомобиля на линию и его возвращении, производился учет лиц, имеющих право на управление автомототранспортом <*>. ——————————— <*> См.: Сборник декретов и постановлений по автомобильному хозяйству, 1917 — 1919 гг. М., 1919. С. 26 — 28.

Автомобильный совет Центральной автосекции ВСНХ издал Постановление от 10 июля 1918 г. «О пользовании автомобилями и мотоциклами и порядке автомобильного движения по городу Москве и окрестностям», которым предусматривался более широкий круг вопросов: запрещение частным лицам пользоваться автомототранспортом ввиду недостатка бензина; обязательное предоставление всеми учреждениями, общественными организациями и администрацией гаражей автомототранспортных средств для учета в Транспортный отдел Московского Совета; выдача на каждый автоэкипаж пропуска и двух номерных знаков, введение правостороннего автомобильного движения со скоростью до 25 верст в час для легковых и до 12 верст в час для грузовых автомобилей; наличие во всех учреждениях, организациях и гаражах контрольных книг с путевыми листами; учет и проверка свидетельств на право управления у водителей автотранспортных средств; необходимость членства работников автотранспорта в профсоюзных организациях; административное наказание виновных в нарушении требований данного Постановления в виде штрафа в размере от 1 до 3 тыс. руб. или ареста на срок от 1 до 3 месяцев. Для контроля за выполнением указанных положений этим же Постановлением при Автомобильном совете была утверждена контрольно-техническая комиссия в составе трех человек <*>. ——————————— <*> Афанасьев М. Б., Кочетов Л. А., Россинский Б. В. и др. История ГАИ. / Под ред. В. А. Федорова. М., 1996. С. 33.

Для активизации борьбы с бандитскими группировками, нередко использовавшими автотранспорт, приказами Административного отдела Московского Совета патрульно-постовой службе предписывалось вести учет номерных знаков автомобилей, прибывающих к театрам и кафе, для чего, где не имеется постов, выставлять милиционеров на вечернее время. Милиция обязана была также строго следить за тем, чтобы с мостовых и тротуаров производилась уборка снега и льда в целях безопасности движения транспорта и пешеходов <*>. ——————————— <*> Там же.

В тяжелейших условиях борьбы с уголовной преступностью на милицию была возложена разработка специальных пропусков для автомобильного транспорта на свободный проезд. Так, в приказе Административного отдела Моссовета от 9 ноября 1918 г. объявлялся образец пропуска для автомобилей, а милиции вменялось в обязанность задерживать автомобили, владельцы которых не имели пропуска. Пропускная система, введенная на автомобильном транспорте, имела исключительное значение для этого времени — способствовала организации порядка движения и тем самым была направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Поддержание твердой дорожно-транспортной дисциплины требовало от милиции напряженной работы. Только Административный отдел Московского Совета с августа 1918 г. по ноябрь 1919 г. издал более 20 приказов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Значительная работа по реализации этих приказов проводилась милицией совместно с рабочими отрядами <*>. ——————————— <*> Центральный Государственный архив Октябрьской революции. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 145. Л. 125, 126 и 160.

Учитывая рост грузооборота в народном хозяйстве и преобладание в городском движении гужевого транспорта по сравнению с автомобилями и мотоциклами, президиум Московского Совета в апреле 1921 г. принял обязательное Постановление «О транспортной инспекции». В Постановлении говорилось, что «в целях контроля за рациональнейшим использованием автомобильного и гужевого транспорта на территории Москвы и губернии, а также в целях инструктирования и контроля за правильной постановкой дела автогужехозяйств учреждается при Московском транспортно-материальном отделе транспортная инспекция. Транспортная инспекция обладала широкими правами в области наложения административных взысканий и могла объявить замечание или выговор, взыскать штраф в размере до 20 тыс. руб. и произвести арест владельцев транспортных средств на срок до 7 суток. Отделу управления Московского Совета предписывалось немедленно подтвердить приказ по московской милиции об оказании самого энергичного содействия транспортной инспекции, а также сообщать ей обо всех несчастных случаях на автомобильном транспорте <*>. ——————————— <*> Курицын В. М. Переход к НЭПу и революционная законность. М., 1972. С. 89.

Наряду с инспекцией проблемами дорожного движения в той или иной форме занимались Отдел коммунального хозяйства Ленгорисполкома и постовая милиция, в обязанности которой входило «ближайшее управление движением и сообразное направление транспортных потоков» <*>. Инструкция милиционерам РККМ имела раздел «Обязанности по наблюдению за порядком и безопасностью уличного движения и по охране общественного спокойствия», в котором указывалось, что «постовой милиционер в пределах своего участка поддерживает свободное безопасное движение на улицах, руководствуясь на этот предмет установленными обязательными постановлениями местной власти» <**>. ——————————— <*> Архив Музея милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ф. 1, 2. Л. 27. <**> Инструкция милиционерам РККМ. М., 1923. С. 14.

Таким образом, с самых первых дней становления Советского государства охране общественной безопасности, а вместе с ней и безопасности дорожного движения придавалось самое серьезное значение. Своевременное издание правительством нормативно-правовых актов, направленных на повышение внутригосударственной безопасности, позволило на местном уровне не только создать специальные органы (милицию и инспекции), но и совершенствовать их дальнейшую деятельность.

——————————————————————