Законодательные акты советского государства в области культурно-исторического наследия (1917 — 1923 годы)

(Лопатина Е. Г.) («История государства и права», 2007, N 10)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ (1917 — 1923 ГОДЫ)

Е. Г. ЛОПАТИНА

Лопатина Е. Г., аспирантка кафедры истории государства и права Курского государственного технического университета.

В дореволюционной России не существовало специального законодательства об охране памятников истории и культуры. Попытки ввести какие-либо правовые нормы, направленные на сохранение памятников, встречали противодействие, так как они в своем большинстве были собственностью частных лиц, а не государства. Только Строительный устав (обязательный для исполнения) запрещал снос зданий, возведенных до XVIII в., или ремонт, ведущий к их искажению. Действовали также инструкции Археологической комиссии, запрещающие самовольные раскопки курганов и древних поселений <1>. ——————————— <1> См.: Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов / Сост. Г. Г. Анисимов. М.: Сов. Россия, 1973. С. 5.

После прихода большевиков к власти в октябре 1917 г. памятники истории и культуры были объявлены всенародным достоянием и взяты под государственную защиту. Советское правительство уже в первые месяцы своей деятельности приняло ряд мер, направленных на охрану памятников старины. Одновременно началось формирование законодательства в области сохранения и использования культурно-исторического наследия. Для первых декретов Советской власти в памятникоохранительной области характерен противоречивый характер понимания большевиками принципов и норм права. Создавая новую систему правовых отношений, они прибегли к эклектизму, пытаясь соединить отобранные по классовому признаку правовые нормы с так называемой «революционной» законностью. Так, в первых декретах получили отражение идеи о бережном отношении к культурному наследию. Вместе с тем в законодательстве нередко преобладала тенденция уничтожения памятников. В этом отношении весьма характерен Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» <2>, который касался уничтожения памятников, воздвигнутых до Октябрьской революции. Одновременно предписывалось срочное установление памятников, надписей, эмблем и гербов, «отражающих идеи и чувства революционной России» <3>. Вопросы охраны памятников решались в зависимости от характера, назначения и идейной направленности. ——————————— <2> Декрет СНК от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» // Декреты Советской власти. Т. 3. М.: Политиздат, 1964. С. 47. <3> См.: Декрет от 12 апреля 1918 года «О памятниках Республики» // Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов / Сост. Г. Г. Анисимов. М.: Политиздат, 1973. С. 15 — 16.

Несмотря на эту тенденцию, Советское правительство приняло меры к тому, чтобы в пылу разрушения не пострадали истинные произведения искусства. Это было тем более уместно, что страстью все сокрушить были заражены не только анархисты, но и некоторые представители государственного аппарата. В июне 1918 г. была выработана примерная инструкция для устройства местных музейных коллегий <4>. Музейным отделом Народного комиссариата просвещения в первые дни своего существования были предприняты энергичные шаги, чтобы пресечь утечку художественных ценностей за границу <5>. ——————————— <4> См.: Народное просвещение. 1918. N 7. С. 2. <5> См.: Искусство. 1918. N 1 (5). С. 17.

Это нашло отражение и в законодательстве. Так, Декретом Совета Народных Комисаров РСФСР от 19 сентября 1918 г. «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов искусства и старины» запрещались вывоз и продажа за границу культурных ценностей без разрешения специально на то уполномоченных органов <6>. Виновные в нарушении этого Декрета отвечали по всей строгости революционных законов. ——————————— <6> См.: Декрет СНК от 19 сентября 1918 г. «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов искусства и старины» // Декреты Советской власти. Т. 3. М.: Политиздат, 1964. С. 47, 118.

В охране культурного наследия большую роль сыграла организация государственного учета памятников, имеющего целью наиболее полное их выявление и регистрацию. Процесс собирания исторических и художественных ценностей шел двумя путями. С одной стороны, национализировались крупнейшие собрания, а с другой — создавалась система учета частных коллекций и отдельных, выдающихся по своему художественному значению экспонатов <7>. Декретом Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» <8> указывалось произвести первую государственную регистрацию памятников искусства и старины в виде как собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы владении они ни находились. Отчуждение, переделка, ремонт или перемещение взятых на учет памятников допускались только с разрешения государственных органов охраны памятников. Всякое перемещение или продажа памятников без ведома коллегии по делам музеев запрещалось. Владельцам взятых на учет предметов или собраний оказывалось содействие в обеспечении их сохранности. Им выдавались особые охранные грамоты, которые являлись одной из главных форм учета культурных ценностей. ——————————— <7> См.: Бабаева Л. М. Из истории национализации частных художественных собраний в первые годы Советской власти (1917 — 1920 гг.) // История СССР. 1977. N 2. С. 183. <8> См.: Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов / Сост. Г. Г. Анисимов. М.: Сов. Россия, 1973. С. 22.

Также в октябре 1918 г. Народный комиссариат просвещения принял Постановление «Об организации губернских коллегий по делам музеев и охране памятников искусства и старины» <9> при отделах народного образования губернских советов, которые активно занимались учетом и регистрацией памятников. ——————————— <9> См.: ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 2. Д. 39. Л. 35, 36.

В начале 1923 г. был разрешен вопрос о материальной базе охранных мероприятий. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 12 апреля 1923 г. разрешило Народному комиссариату просвещения иметь специальные средства, получаемые от входной платы, продажи изданий, эксплуатации земельных участков и строений. Наиболее значительные памятники были взяты на финансирование из государственного бюджета <10>. ——————————— <10> См.: СУ. 1923. N 37. Ст. 386; N 37. Ст. 711.

Цикл законодательства по охране памятников, заложивший основу государственной системы охраны памятников, завершился Декретами Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 марта 1923 г. «Об учете регистрации предметов старины и искусства» и от 7 января 1924 г. «Об учете и охране памятников искусства старины и природы». В этих документах окончательно утверждалось право государственной собственности на те историко-культурные ценности, на которые государство считало необходимым заявить свои права (независимо от того, в чьем владении они находятся), определена структура взаимодействия органов охраны памятников и распределены их функции. Впервые памятникам дается классификация, близкая к современной, выделяются памятники зодчества, археологии, сады и парки, а также музейный фонд (музейное имущество) <11>. ——————————— <11> См.: Кулемзин А. М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. С. 139.

Таким образом, принятые в первые годы Советской власти законодательные и нормативные акты заложили правовые основы памятникоохранительной деятельности, отразив при этом особенности становления новой правовой системы.

——————————————————————