Полномочия милиции общественной безопасности по обеспечению специальных административно-правовых режимов
(Попова Н. Ф.) («Административное право и процесс», 2009, N 3)
ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ <*>
Н. Ф. ПОПОВА
——————————— <*> Статья подготовлена с использованием СПС «КонсультантПлюс».
Попова Н. Ф., главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, доцент, доктор юридических наук.
Любое государство может столкнуться с экстраординарными ситуациями, когда для обеспечения национальной безопасности требуется применение особых организационно-правовых мер, ввиду того что обычных (повседневных) способов поддержания общественного порядка оказывается недостаточно. На определенной территории, в отношении конкретных объектов, предметов и видов деятельности, когда требуются особые меры исполнительной и распорядительной деятельности, могут устанавливаться различные специальные административно-правовые режимы (САПР).
Any state may face extraordinary situations when to ensure national security the application of special organizational-law measures is required as common (ordinary) means of maintenance of public order are not enough. Various special administrative-law regimes may be established with regard to concrete objects, subjects and types of activity when special measures of executive and administrative activity are required on certain territory <**>. ——————————— <**> Popova N. F. Powers of militia of public security with regard to securing special administrative-law regimes.
Известно, что на определенной территории, в отношении конкретных объектов, предметов и видов деятельности, когда требуются особые меры исполнительной и распорядительной деятельности, устанавливаются различные специальные административно-правовые режимы (САПР). Органы внутренних дел принимают активное участие в обеспечении значительного количества САПР <1>. Применительно к задачам, возложенным на милицию общественной безопасности, можно назвать такие режимы, как: 1) оборота оружия; 2) оборота взрывчатых веществ; 3) негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности; 4) обеспечения правопорядка на улицах и в других общественных местах; 5) профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 6) исполнения гражданами воинской обязанности; 7) охраны особо важных и режимных объектов; 8) ЗАТО; 9) подготовки ОВД к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО); 10) чрезвычайного положения; 11) военного положения; 12) функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 13) контртеррористической операции; 14) обеспечения безопасности дорожного движения; 15) мобилизационной подготовки; 16) территориальной обороны; 17) гражданской обороны и др. ——————————— <1> См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»; Указы Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 (в ред. от 02.12.1998) «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации»; от 19 июля 2004 г. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2008) и др.
Скажем несколько слов о полномочиях сотрудников милиции общественной безопасности по обеспечению соблюдения этих режимов. Так, например, в целях обеспечения режима оборота оружия они осуществляют контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации. Для выполнения требований режима взрывчатых веществ выдают разрешения на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта. Отсутствие закона, который бы регулировал оборот взрывчатых материалов промышленного назначения, оставляет неурегулированным ряд вопросов. Например, не определен порядок изъятия этих материалов в случае нарушения режимных правил их оборота, не установлены требования по допуску персонала юридических лиц к осуществлению работ с ними др. <2>. ——————————— <2> См.: Долгополов А. А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в РФ: Дис. … докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
В целях выполнения требований режима оборота наркотиков милиция общественной безопасности осуществляет меры по профилактике наркомании, привлечению к административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление этих средств и веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ). Должностные лица подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства уполномочены составлять протоколы о таких правонарушениях. Для обеспечения режима негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности выдают лицензии и осуществляют контроль за данной деятельностью. Любое государство может столкнуться с экстраординарными ситуациями, когда для обеспечения национальной безопасности требуется применение особых организационно-правовых мер, ввиду того что обычных (повседневных) способов поддержания общественного порядка оказывается недостаточно. Речь идет о введении на территории государства (или его части) особых (экстраординарных) правовых режимов. К их числу относят режимы: чрезвычайного положения, военного положения и контртеррористической операции. Рассмотрим участие милиции общественной безопасности в обеспечении режима чрезвычайного положения. К задачам, которые она реализует на территории действия режима, относятся: 1) поддержание особого порядка въезда на эту территорию и выезда с нее; 2) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды; 3) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; 4) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; 5) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др. Деятельность сотрудников милиции протекает в условиях осложнения оперативной обстановки и направлена в первую очередь на принятие необходимых мер по восстановлению общественного порядка и общественной безопасности. Для этого необходимо: а) их подготовка к действиям в чрезвычайных обстоятельствах; б) создание специальных органов управления; в) разработка различных вариантов решений руководителя совместного оперативного штаба и комендантов районов и участков; г) анализ и выборка наиболее эффективного реагирования на изменения оперативной обстановки; д) возможность корректировки действий ОВД и др. Методами деятельности милиции общественной безопасности в этих условиях являются: осуществление административного надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами режимных требований, рассмотрение обращений об их нарушениях, применение мер административного принуждения к нарушителям введенных мер и ограничений. Далее отметим, что режимы мобилизационной подготовки, территориальной обороны и гражданской обороны являются элементами режима обороны государства. Его правовой основой является Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 23.07.2008), другие федеральные законы и подзаконные акты в области обороны. Например, по обеспечению режима гражданской обороны в органах внутренних дел выполняются две группы задач (внутриорганизационные и внешние). Внутриорганизационные задачи осуществляются в интересах подготовки к защите и по защите сотрудников ОВД, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера. Например, разработка планов гражданской обороны; оповещение указанных лиц о возникающих опасностях; их эвакуация в безопасные районы; предоставление им защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке объектов органов внутренних дел; проведение аварийно-спасательных работ на этих объектах; первоочередное обеспечение пострадавших лиц и др. Внешние задачи осуществляются в интересах защиты населения при проведении мероприятий гражданской обороны на территории РФ. Так, подразделения милиции общественной безопасности поддерживают общественный порядок в населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, охраняют материальные и культурные ценности, восстанавливают и поддерживают общественный порядок в пострадавших районах. В заключение можно сделать следующие выводы. 1. Милиция общественной безопасности принимает активное участие в обеспечении значительного числа специальных административно-правовых режимов, например оборота оружия; оборота взрывчатых веществ; негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности; профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. 2. Можно выделить три основные цели введения таких режимов: а) нейтрализация внутренних и внешних угроз охраняемым интересам личности, общества, государства; б) нормализация обстановки, создание необходимых условий для функционирования субъектов исполнительной власти; в) реализация прав и законных интересов физических и юридических лиц. 3. Специальные административно-правовые режимы можно классифицировать по носителям режима, времени и территории действия, направлениям деятельности милиции общественной безопасности, а также по их правовой основе. 4. В настоящее время институт специальных административно-правовых режимов представляет собой недостаточно исследованную область науки административного права, поэтому проведение научных исследований по данной тематике необходимо продолжить.
——————————————————————