Организация индивидуального предупреждения уличной преступности в Восточно-Сибирском регионе
(Апанович Е. С.)
(«Общество и право», 2010, N 3)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УЛИЧНОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ В ВОСТОЧНО-СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ
Е. С. АПАНОВИЧ
Апанович Екатерина Сергеевна, преподаватель Восточно-Сибирского института МВД России.
Статья посвящена предупреждению уличной преступности. Работа правоохранительных органов по индивидуальному предупреждению уличной преступности имеет существенное значение, так как ее грамотная реализация позволяет не допускать причинения серьезного ущерба. Автором определены основные направления индивидуального предупреждения уличных преступлений.
Ключевые слова: уличная преступность, правоохранительные органы, органы внутренних дел, нарушители, оперативное реагирование, преступление, убийство, хулиганство.
The article is dedicated to warning to street criminality. Work law-enforcement organ on the individual warning of street criminality has a vital importance, since its literate realization allows not to allow causing the serious damage. The author are determined main trends of the individual warning the street crimes.
Key words: street criminality, law-enforcement organs, organs of the internal deals, violators, operative reaction, crime, murder, rowdiness.
Как показывает практика, правильно выстроить индивидуальную предупредительную работу с соответствующим контингентом способен только грамотный и опытный сотрудник милиции, которых, к сожалению, остается в рядах правоохранительных органов все меньше. В связи с этим одним из наиболее важных элементов предупреждения уличной преступности является укрепление кадров и повышение уровня их профессиональной подготовки. Именно эти задачи и легли в основу реформирования системы МВД РФ [1]. Ведь на сегодняшний день значительное количество сотрудников милиции по-прежнему не имеют юридического образования, что не позволяет им эффективно и оперативно осуществлять превентивные функции. Принимая во внимание высокую потребность Восточно-Сибирского региона в компетентных специалистах, нужно как можно скорее предусмотреть возможности повышения образовательного уровня сотрудников милиции, используя потенциал вузов.
Вместе с тем не стоит забывать и о периодическом повышении квалификации действующих сотрудников. Повышению уровня профессионализма сотрудников милиции будет способствовать методическое обеспечение их деятельности, т. е. создание и постоянное обновление специальных юридических библиотек (в т. ч. и электронных).
Однако в современных условиях даже самые знающие представители органов внутренних дел не всегда способны справиться с поставленными перед ними задачами. Большая загруженность и общая низкая численность личного состава подразделений часто препятствуют качественному исполнению полномочий, возложенных на милиционеров законодательством. Соответственно, значимым фактором оздоровления криминогенной обстановки в Восточно-Сибирском регионе могло бы стать перераспределение численности личного состава за счет исключения дублирования функций, разграничения полномочий [2] подразделений ППС, участковых уполномоченных милиции, подразделений по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной службы ГИБДД; приведение количества сотрудников в соответствие с нормативами [3].
Перераспределение общей численности сотрудников ОВД должно сопровождаться созданием устойчивой системы их оперативного информирования о преступлениях и иных происшествиях. Такая система могла бы включать:
организацию «горячих» линий в средствах массовой информации;
установку телефонов экстренной связи населения с сотрудниками ОВД во всех районах города;
создание фонда премирования граждан, которые своевременно сообщили о преступных деяниях;
организацию круглосуточных «телефонов доверия» при каждом территориальном подразделении прокуратуры для контроля за деятельностью сотрудников ОВД.
Работа правоохранительных органов по индивидуальному предупреждению уличной преступности имеет существенное значение, так как ее грамотная реализация позволяет не допускать причинения серьезного, порой неисправимого ущерба жизни и здоровью граждан, их собственности. Она должна выполняться в двух формах: опосредованной и непосредственной.
1. Для осуществления опосредованного индивидуального предупреждения правоохранительным органам стоит более интенсивно использовать возможности средств массовой информации:
для повышения контроля за ситуацией на улицах Восточно-Сибирского региона органам внутренних дел стоило бы активнее применять системы видеонаблюдения. Установка систем видеонаблюдения (а иногда и муляжей этих систем) и информирование об этом населения позволят избежать большинства правонарушений, экстренно среагировать на совершаемые уличные преступления.
Наиболее очевидным будет профилактический эффект от данной работы, т. к. нарушители, зная, например, что район оборудован камерами слежения с высоким разрешением, которые перекрывают все центральные улицы, автостоянки, и т. д., вряд ли решатся на совершение открытых показных противоправных действий в этом месте. Кроме того, правоохранительным органам необходимо наладить взаимодействие с руководством горэлектротранспорта и пассажирского автопредприятия для оперативного информирования милиции водителями через радиосвязь с диспетчерами указанных предприятий о происходящих на улицах преступлениях в целях их скорейшего пресечения.
Но одной лишь информации бывает недостаточно для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на улицах. Практикой вполне убедительно доказано, что постоянное присутствие сотрудников правоохранительных органов на какой-либо территории оказывает благоприятное воздействие на состояние правопорядка в данных районах. Поэтому создание и развитие системы круглосуточных стационарных постов милиции в местах массового скопления граждан и совершения преступлений является крайне необходимой мерой.
Кроме того, для повышения скорости оперативного реагирования правоохранительных органов на преступные деяния в рамках городского пространства нужно организовать систему контроля за дислокацией патрульных нарядов при помощи приемников GPS. Наличие подобной системы позволит быстро влиять на изменение криминальной обстановки и принимать правильные управленческие решения по изменению дислокации патрульно-постовых нарядов.
Существенную роль в охране правопорядка может сыграть также создание в подразделениях ППС и дорожно-патрульной службы ГИБДД групп повышенной маневренности на мотоциклах. Принимая во внимание большое количество машин, постоянные пробки на дорогах, подразделения милиции на мотоциклах могли бы более эффективно осуществлять функции по охране правопорядка на улицах города, особенно в весенне-летне-осенний период, достигая в кратчайшие сроки места совершения преступления и задерживая там подозреваемых.
2. Деятельность сотрудников милиции по непосредственному индивидуальному предупреждению уличной преступности необходимо начинать с профилактических бесед с лицами, склонными к совершению уличных преступлений или проявляющих готовность вести себя противоправно в уличных конфликтных ситуациях.
Сотрудникам подразделений уголовного розыска, участковым уполномоченным милиции, инспекторам подразделений по делам несовершеннолетних очень важно знать места наибольшей концентрации таких лиц, что позволит им постоянно расширять сферу информированности об их деятельности, безошибочно планировать свою работу.
Выявление мест концентрации асоциальных элементов, организация негласного наблюдения за ними, пресечение распития спиртных напитков в неустановленных местах и употребления наркотиков, своевременное доставление граждан, находящихся в состоянии опьянения, с улиц в медвытрезвители определяют успех в деятельности органов внутренних дел по профилактике большинства случайных уличных преступлений.
Однако предупреждение уличной преступности не ограничивается только профилактическими мероприятиями. Предотвращение подготавливаемых уличных преступлений должно осуществляться благодаря активному анализу и вмешательству сотрудников органов внутренних дел в занятия лиц, ведущих асоциальный образ жизни (ранее судимых, наркоманов, алкоголиков, бродяг и т. д.); сообщениям руководителей различных предприятий, учреждений и организаций, а также общественности и отдельных граждан о ставших известными их намерениях. В случае появления оперативной информации о готовящемся уличном преступлении необходимо принимать незамедлительные меры к недопущению перерастания умысла в попытку покушения на его совершение.
В ситуации, когда сотрудникам органов внутренних дел о готовящемся уличном преступлении заранее ничего неизвестно, их важнейшая задача состоит в том, чтобы как можно раньше пресечь начатое преступление и не позволить ему перейти в стадию оконченного. Здесь приемы превентивной деятельности должны иметь специфический характер. К ним можно отнести: побуждение данной категории лиц к добровольному отказу от начатого посягательства; устранение условий, способствующих перерастанию приготовления в стадию покушения; создание ситуации, исключающей либо затрудняющей доведение преступных намерений до логического завершения и т. д.
Выбор тактических приемов, направленных на предотвращение замышляемых, подготавливаемых и пресечение начатых деяний, во многом зависит от ситуации совершения уличного преступления. Одно дело, когда преступник заранее готовится к его совершению, выбрав конкретный объект и предмет деяния, определив место и время, приобретя соответствующие средства, подобрав помощников. Совсем другая ситуация возникает при совершении спонтанного преступления под воздействием эмоций. В первом случае активную работу в отношении преступника должны проводить сотрудники подразделений уголовного розыска, во втором приоритет отдается деятельности ППС. Но среди всех сотрудников милиции, осуществляющих индивидуальное предупреждение уличной преступности, ведущая роль принадлежит участковым уполномоченным милиции. Именно участковый должен выступать в роли организатора всей этой деятельности на закрепленной за ним территории.
Наиболее опасной разновидностью уличной преступности является ее организованная форма. Собирая информацию о намерениях отдельных граждан совершить уличное посягательство, сотрудникам ОВД основное внимание нужно сосредотачивать на недопущении создания преступных групп. Их организаторы обычно подбирают себе сообщников из числа прежних уголовных связей, неустойчивых молодых людей, безнадзорных подростков. Эффективными являются меры, направленные на своевременное разобщение выявленных преступных групп, предотвращение и пресечение их криминальной деятельности. Часто достаточно только одному члену преступной группы попасть в поле профилактического воздействия, как у остальных участников сразу возникают сомнения в возможности реализации своих криминальных замыслов.
Сотрудникам ОВД, проводящим индивидуальную профилактическую работу, в ходе бесед стоит информировать членов таких групп о недопустимости преступного поведения; склонять их к отказу от совершения уличных преступлений; способствовать приобщению их к общественно полезным занятиям, спортивной деятельности и т. д.
Еще одним из направлений индивидуального предупреждения уличных преступлений является своевременное применение сотрудниками ОВД к лицам, совершившим уличные правонарушения, мер административной ответственности. С их помощью реализуется принцип неотвратимости наказания за совершение даже незначительного проступка. Так, например, привлечение лица к административной ответственности за мелкое хулиганство может явиться эффективной предупредительной мерой, способной уберечь человека от совершения в дальнейшем более тяжких посягательств (убийства, хулиганства, вандализма и др.).
Литература
1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6536.
2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (п. «б» ч. 5) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6536.
3. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 (в ред. от 02.12.1998) «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 562.
——————————————————————