Реализация государственных программ по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

(Лелеков В. А., Кошелева Е. В.) («Российская юстиция», 2011, N 2)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В. А. ЛЕЛЕКОВ, Е. В. КОШЕЛЕВА

Лелеков В. А., доктор юридических наук, профессор Воронежского института МВД России.

Кошелева Е. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России.

В статье раскрываются проблемы преступности несовершеннолетних в России. Авторы отмечают основные тенденции преступности несовершеннолетних в последние годы. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних должны быть направлены на снижение детской безнадзорности и беспризорности, на работу с семьями, оказывающими неблагоприятное влияние на детей.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность несовершеннолетних, безнадзорность, беспризорность несовершеннолетних, ювенальные технологии, межрайонные центры «Дети улиц».

The article says about the main problems of minors crimes in Russia. Authors notes the main tendencies of minors crimes last years. Methods to prevent the juvenile delinquency include help for urchins and work with families, which have a bad influence on children.

В 2009 г. зарегистрировано 94720 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 18,4% меньше, чем в 2008 г. — 116090. Снижение количества зарегистрированных преступлений несовершеннолетних не свидетельствует о решении проблем в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Изменилась структура преступности несовершеннолетних. Сократилась доля совершаемых убийств, изнасилований, причинений тяжкого вреда здоровью с 3,5% в 2005 г. до 2,7% в 2009 г.; сократилась доля разбоев и грабежей с 18,3% в 2005 г. до 17,2% в 2009 г. Устойчивую тенденцию к росту на протяжении последних лет имеют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В общем количестве преступлений несовершеннолетних их доля возросла с 2,1% в 2005 г. до 3,2% в 2009 г. <1>. ——————————— <1> Преступность и правонарушения (2005 — 2009). Статистический сборник. М., 2010.

Подрастающее поколение находится под серьезной угрозой распространения наркомании. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза <2>. На учете в медицинских учреждениях состоят около 10 тысяч несовершеннолетних-наркоманов <3>. ——————————— <2> Попов В. И. Вопросы административно-правовой профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних. Пермь, 2001. С. 9. <3> Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2007 С. 285.

Не менее важной является проблема детской безнадзорности и беспризорности. Безнадзорные и беспризорные подростки нередко совершают правонарушения и преступления. Правительство Москвы отметило, что проблема детской беспризорности в городе Москве решена, и привело данные о сокращении количества «уличных» детей по сравнению с 1997 годом на 70% (с 50 тыс. в 1997 г. до 15 тыс. в 2008 г.) <4>. ——————————— <4> О Концепции городской межведомственной программы «Дети улиц» на 2010 — 2012 гг. Постановление правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 834-ПП. stavkan. ru/materials/laws/show. php.

На наш взгляд, делать такие оптимистичные выводы еще рано. Количество выявленных в одном только 2009 г. безнадзорных и беспризорных подростков в г. Москве составило 11079 человек. И хотя данный показатель по сравнению с 2008 г. снизился на 9,5%, эта цифра выше, чем количество выявленных подростков во всем Северо-Западном федеральном округе (8738 чел.). В целом по России количество выявленных безнадзорных и беспризорных подростков в 2009 г. составило 150850 чел. <5>. ——————————— <5> Отчет по России о результатах работы подразделений милиции общественной безопасности, криминальной милиции и органов предварительного следствия по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за январь — декабрь 2009 г.

Органы государственной власти и местного самоуправления озабочены ростом детской безнадзорности и беспризорности. В различных регионах Российской Федерации реализуются государственные программы, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних. В соответствии с Постановлением правительства Москвы от 25 февраля 1997 г. N 137 в Москве были созданы городской и межрайонные центры «Дети улиц». Основная цель работы центров — профилактика безнадзорности, правонарушений, ВИЧ/СПИДа, наркомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Центры принимают детей и подростков по направлениям Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, учреждений системы образования либо по личному обращению. Возраст принимаемых детей от 12 до 18 лет. Городская межведомственная программа «Дети улиц» на 2010 — 2012 гг. предусматривает создание территориальных центров «шаговой доступности» по профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района осуществляется Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы во взаимодействии с государственными, муниципальными учреждениями, общественными, некоммерческими организациями. В реализации программы должны принять участие порядка 20 субъектов профилактики. Программа направлена на развитие ювенальных технологий в городе Москве, на формирование блока инновационных профилактических программ для подростков и молодежи, рассчитанных на проведение мероприятий в малых группах, на формирование государственного социального заказа на работу с конкретной семьей с целью ее сохранения, в том числе с использованием потенциала общественного сектора. Программа ориентирована на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних. Работа в сфере социальной профилактики всех видов зависимостей должна проводиться во взаимодействии с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотических средств, медицинскими лечебными и реабилитационными учреждениями. В обществе следует сформировать негативное отношение к различного рода зависимостям, органам государственной власти города Москвы необходимо информировать население о проводимой работе, в том числе с использованием интернет-ресурсов. Большое значение в программе придается организации трудовой занятости несовершеннолетних. В рамках мероприятий программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» оказывается содействие трудоустройству молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Предполагается осуществление профориентационной работы, оказание безработным гражданам в возрасте от 16 до 18 лет, не имеющим профессии, в приоритетном порядке услуг по профессиональному обучению. Для успешного осуществления трудоустройства необходимо организовать информирование подростков и их родителей об основах трудового законодательства для несовершеннолетних, предоставить возможность участвовать в молодежных программах социально-трудовой адаптации. Вовлечению подростков в трудовую деятельность должны помочь специализированные молодежные ярмарки вакансий. Мероприятия программы предусматривают приобщение несовершеннолетних «группы риска» к здоровому образу жизни, т. е. стимулирование занятий физической культурой и спортом, в особенности экстремальными и популярными в молодежной среде видами спорта, туристической, краеведческой деятельностью. Необходимо создавать кружки и секции для подростков в центрах досуга. Особого внимания заслуживают вопросы социализации несовершеннолетних мигрантов в рамках мегаполиса при участии национальных диаспор города Москвы. Для освещения проблем детского и семейного неблагополучия, социального сиротства, защиты прав детей следует шире привлекать средства массовой информации <6>. ——————————— <6> О Концепции городской межведомственной программы «Дети улиц» на 2010 — 2012 гг. Постановление правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 834-ПП. stavkan. ru/materials/laws/show. php.

В других регионах и субъектах Российской Федерации также ведется активная работа по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних. В Санкт-Петербурге профилактическая деятельность осуществляется государственным учреждением «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт», к этой работе привлекаются общественные организации. Центр занимается организацией досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи; осуществляет социальный мониторинг уличной среды и территориальных «тусовок» подростков, выявляет места концентрации несовершеннолетних и молодежи. Важным направлением деятельности центра является социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и несовершеннолетних, совершивших правонарушения <7>. ——————————— <7> www. gov. spb. ru

В Пензенской области принята муниципальная программа по выявлению, лечению и реабилитации лиц, злоупотребляющих алкоголем. В регионе созданы муниципальные межведомственные комиссии по работе с проблемными семьями, действуют Советы общественности по профилактике правонарушений. В 2007 году в Пензенской области возрожден «институт наставничества». Почти за всеми подростками, состоящими на учете в милиции, закреплены шефы-наставники, которые ведут постоянную профилактическую работу со своими подопечными. В Архангельской области муниципальными учреждениями осуществляется организационно-методическая, коррекционно-развивающая и рекламно-просветительская профилактическая работа с каждой конкретной семьей. В 2009 году в регионе было официально зарегистрировано 170 безнадзорных детей. До последнего времени работа с детьми из неблагополучных семей в области начиналась, когда ребенок уже попал на учет в органы социальной защиты. Сейчас акцент делается на профилактическую работу и раннюю помощь проблемным семьям. В регионе началось создание служб социальных участковых, которые займутся ранним выявлением семей, нуждающихся в помощи. Это и консультации психологов, и помощь в трудоустройстве <8>, и содействие в получении мер социальной поддержки. ——————————— <8> www. dvinaland. ru

В Пермском крае ведется активная работа по сопровождению несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, не только до совершеннолетия, а до 23 лет. Социально-психологическую помощь замещающим семьям оказывают центры психолого-медико-социального сопровождения. Они созданы на базе детских домов, которые были перепрофилированы из-за отсутствия воспитанников. Сейчас в крае работает 15 таких центров. В Пермском крае 93% от общего числа детей-сирот, состоящих на учете, проживает в семьях. Это лучший показатель в стране. По числу усыновленных ребятишек Пермский край занимает второе место в России, уступая только Москве <9>. ——————————— <9> oprt. tatar. ru/rus/file/pub/pub_54122.doc

В Тюменской области сформирован информационный ресурс «Электронный паспорт семьи», представляющий собой базу данных о семьях, а также создан и успешно функционирует в межведомственном взаимодействии «Банк данных семей и несовершеннолетних группы особого внимания». В области введен институт наставничества, основной задачей которого является оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также осуществление просветительской работы с родителями. В Центрально-Черноземном регионе России разработана и успешно применяется информационно-аналитическая система «Подросток», позволяющая изучить личность несовершеннолетнего преступника, его ближайшее окружение. На основе полученных данных разработать адекватные социальным условиям меры предупреждения преступности несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних — важная общегосударственная задача, для реализации которой требуются усилия всех субъектов профилактики, действующих в разных регионах России. Необходима разработка новых программ с использованием инновационных подходов, новейших педагогических и психологических методов и приемов.

——————————————————————