Проблемы борьбы с коррупцией в Сибирском федеральном округе

(Белозерцев С. М.) («Российский следователь», 2010, N 10)

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ <*>

С. М. БЕЛОЗЕРЦЕВ

——————————— <*> Belozerczev S. M. Problems of Struggle with Corruption in Siberian Federal District.

Белозерцев С. М., преподаватель Восточно-Сибирского института МВД России.

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы борьбы с коррупционными проявлениями в Сибирском федеральном округе.

Ключевые слова: преступность, Сибирский федеральный округ, государственный аппарат, коррупция, борьба, коррупционные преступления, факторы.

The present article considers controversial issues of struggle with corruption phenomena in Siberian Federal District.

Key words: criminality, Siberian Federal District, state apparatus, corruption, struggle, corruption crimes, factors.

Как известно, в период коренных политических и экономических изменений в государстве и обществе нередко обостряются противоречия между различными группами населения, следствием которых является увеличение преступных проявлений. Последние десятилетия стали периодом, когда произошло не только количественное, но и качественное изменение преступности. Преступность современного периода стала приобретать все более профессиональный и организованный характер, проникать в различные сферы общественной жизни. Происходящие изменения коснулись не только общего состояния преступности, но и оказали заметное влияние на ее отдельные элементы. В этой связи среди наиболее актуальных социальных проблем, стоящих перед современной Россией, наиболее приоритетное место занимает коррупция. Коррупция не только находится в тесной связи с организованной и экономической преступностью, как это усматривается из различных аналитических документов, прогнозов и программ, посвященных борьбе с общественно опасными явлениями, но и в целом оказывает негативное воздействие на судьбу государства, общества, каждого гражданина. На сегодняшний день коррупция представляет угрозу национальным интересам государства, так как ее развитие ведет к ослаблению позиций России в политической и экономической областях. В политической сфере коррупция дискредитирует власть, вызывает недоверие к ней со стороны различных субъектов международной деятельности, населения страны, ставит под сомнение социальную полезность реформ, дезорганизует осуществление всех без исключения функций государства, создает благоприятные условия для криминализации государственных институтов и задает негативную динамику трансформации политического режима в Российской Федерации. Коррупционные проявления угрожают экономической безопасности страны, подрывают конкурентоспособность отечественной продукции, мешают реализации интересов российских предприятий, разрушают рыночные механизмы, приводят к неэффективному использованию бюджетных средств и огромным материальным потерям — как прямым, так и косвенным. Кроме этого, коррупция препятствует образованию гражданского общества, противоречит его интеграции, осуществлению принципа равенства всех перед законом, права на достойную жизнь, заинтересованности населения в поддержании законности и правопорядка, мотивации уважения к праву и правоприменительной деятельности. Коррупционные преступления затрагивают интересы каждого гражданина, так как они снижают в целом уровень и качество жизни, оказывают деморализующее воздействие на личность, способствуют формированию нравственных деформаций, обладающих существенным криминогенным потенциалом. Коррупционные процессы в государственном аппарате подрывают основы построения правового государства, создают благоприятную обстановку для ослабления правового контроля за ситуацией в стране, сращивания исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновения их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями, способствуют инфильтрации криминальных элементов в органы власти и в сами правоохранительные структуры <1>. ——————————— <1> См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 52. Ст. 5909.

Резко отграничиваются интересы общественной и личной безопасности от противоправных посягательств, отсутствует реализация неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение как одна из генеральных целей государственно-правовой политики, преступная деятельность становится выгодным и престижным видом бизнеса, в орбиту криминальных отношений вовлекается все большее число населения, преступная карьера обретает значимость и привлекательность в оценках и мнениях представительных групп населения, прежде всего несовершеннолетних и молодежи. Оказавшиеся у власти чиновники приспособились к новым условиям, обогатившись за счет временных экономических трудностей, что происходило в основном путем захвата государственной собственности, присвоения кредитов и инвестиционных средств, введения исключительно распределительно-разрешительного способа преобразований, установив тем самым тотальный, небескорыстный контроль за ходом реформ. Отягощенные сознанием безраздельного всевластия, они всячески препятствуют демократизации общества. В результате в руках таких чиновников сосредоточилась собственность государства, а это, в свою очередь, привело к коррумпированности общества. Одним из важнейших методов криминологического анализа преступности в современный период является ее изучение с учетом специфики территориальных особенностей различных регионов. В России существует около 80 субъектов Федерации, многие из которых не только территориально, но и по другим, в том числе криминологическим, параметрам имеют немало общего. В этой связи, как полагают некоторые специалисты, географию организованной преступности и коррупции целесообразно изучать по укрупненным регионам, имеющим сходные условия жизни и деятельности <2>. ——————————— <2> См.: Лунеев В. В. География организованной преступности и коррупции в России (1997 — 1999 гг.) // Государство и право. 2000. N 11. С. 25.

Структура этих регионов в Российской Федерации давно устоялась и широко используется для социально-экономического анализа. Следует отметить, что территориальные различия преступности не определяются только социальными и социально-демографическими характеристиками населения, положения дел в сфере культуры, досуга, быта. Весомое значение имеют также национально-этнические факторы, культурно-исторические различия, психологические особенности жителей различных регионов, социально-психологические процессы. В Конституции Российской Федерации отсутствует понятие «федеральный округ», однако с 1999 г. вся территория Российской Федерации была разделена на семь федеральных округов. Сибирский федеральный округ является одним из наиболее крупных данных региональных образований. К настоящему моменту на территории Сибирского федерального округа (СФО) находятся 2 города-миллионера — Омск и Новосибирск. Кроме этого, Барнаул, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск являются городами с численностью от 500 тыс. до 1 млн. человек. Регион характеризуется высоким уровнем концентрации предприятий различных форм собственности добывающей и перерабатывающей промышленности. Здесь находится один из крупнейших бассейнов России по добыче коксующегося и энергетического каменного угля (Кузнецкий угольный бассейн). На территории Сибирского федерального округа расположены районы добычи золота (Читинская и Иркутская области), являющиеся стабильным источником пополнения золотого запаса России. Кроме этого, в регионе расположено несколько крупных центров различных отраслей военно-промышленного комплекса. В целом Сибирский федеральный округ в настоящий момент включает в себя 16 субъектов Российской Федерации, имеет весомый экономический потенциал, который подразделяется по ряду комплексов на: топливно-энергетический, химический, лесной, сельскохозяйственный, внешнеэкономическую деятельность. Именно этими обстоятельствами предопределено повышенное внимание преступных элементов к Сибирскому федеральному округу. Несмотря на невысокую плотность населения в субъектах региона, криминальная обстановка является одной из наиболее острых. По количеству преступных деяний, зарегистрированных в федеральных округах, регион стабильно занимает третье место. При этом значительное число преступных деяний остается нераскрытым. Общая криминальная обстановка в регионе не может не оказывать свое негативное воздействие на распространенность отдельных негативных противоправных явлений. К их числу, несомненно, относится широкая распространенность коррупционных проявлений среди служащих государственного аппарата. Статистика свидетельствует, что в субъектах СФО ежегодно совершаются сотни коррупционных правонарушений. При этом следует учитывать, что коррупционные преступления относятся к числу преступных деяний, наиболее подвержены латентности. В этой связи можно констатировать, что официальные статистические сведения не дают полного представления о реальной распространенности коррупции в регионе. Рассматривая распространение коррупционных проявлений, необходимо изучить факторы, которые им способствуют. Определяющими факторами распространенности коррупционных проявлений в Сибирском федеральном округе являются: — общая криминальная ситуация в стране и в отдельных регионах; — правовой нигилизм значительной части населения; — разрушение морально-нравственных устоев в обществе; — распространенность лоббизма, фаворитизма, кумовства среди служащих государственного аппарата; — слабая работа правоохранительных органов с коррупционными проявлениями в государственном аппарате; — деструктивная деятельность членов преступных сообществ по подкупу служащих государственного аппарата; — противоправная деятельность иностранных граждан по подкупу служащих государственного аппарата и ряд иных. Таким образом, факторы, способствующие распространению коррупции на региональном уровне, носят многоаспектный характер. В этой связи для профилактики коррупционных преступлений, совершаемых на региональном уровне, необходимо осуществить особый комплекс общесоциальных и специальных криминологических мер.

——————————————————————