Создание «зон безопасности» в наиболее криминогенных местах мегаполиса
(Богатырев Р. М.)
(«Законность», 2009, N 7)
СОЗДАНИЕ «ЗОН БЕЗОПАСНОСТИ»
В НАИБОЛЕЕ КРИМИНОГЕННЫХ МЕСТАХ МЕГАПОЛИСА
Р. М. БОГАТЫРЕВ
Богатырев Рустам Магомедович, начальник отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.
Правоохранительные органы и органы власти Санкт-Петербурга в 2008 г. продолжили развивать в городе эффективную систему профилактики преступности.
Социальная природа преступности требует системного подхода к предупреждению преступлений, постоянного взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Органам прокуратуры Законом и самой сущностью их надзорной функции отведена координирующая роль в этом взаимодействии, конструктивное объединение усилий всех субъектов профилактики.
Одним из основных направлений профилактики уличной преступности прокуратура Санкт-Петербурга сделала создание в наиболее криминогенных местах города так называемых зон безопасности.
Концепция «зон безопасности» впервые выдвинута прокуратурой Санкт-Петербурга в 2006 г. как одно из направлений предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых в общественных местах. Эта инициатива нашла поддержку у правительства города, наиболее активная работа по планированию и организации зон была начата в 2008 г., когда решением Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при правительстве Санкт-Петербурга всем районным администрациям и районным прокурорам было предписано составить четкие планы организации «зон безопасности» на территориях районов, разработать комплексы профилактических мероприятий в намеченных зонах.
Прежде всего — о понятии «зоны безопасности». Сам термин достаточно условен, понимаемая под ним территория может быть названа «территорией безопасности», «безопасным участком», «островком безопасности».
Под «зоной безопасности» подразумевается территория, место, наиболее уязвимое для противоправных проявлений, где после принятого комплекса профилактических мер укрепляется правопорядок, а граждане в большей степени ощущают себя в безопасности и под защитой правоохранительных органов. Эта территория не огораживается и не оцепляется, границы «зоны» подвижны.
Предварять создание «зоны безопасности» должен тщательный анализ криминальной ситуации на территории района. Именно такой анализ позволяет определить «болевые точки» района, где сложилась наиболее тревожная оперативная обстановка и где требуется особое усиление превентивной работы. Этот анализ позволяет также понять причины и условия, способствующие совершению преступлений на конкретной территории.
Как показывает анализ, который прокуратура Санкт-Петербурга постоянно проводит, «зоны безопасности», как правило, создаются:
1) в садах, парках и скверах;
2) в местах, прилегающих к станциям метрополитена;
3) на территориях вблизи крупных торговых и торгово-развлекательных центров.
Указанные территории, как правило, многолюдны, а значит, потенциально криминогенны. В то же время в мегаполисе, каковым, несомненно, является Санкт-Петербург, количество населения, территория и, условно говоря, социально-экономический «ландшафт» отдельных районов зачастую существенно отличаются друг от друга. Поэтому прокуратура Санкт-Петербурга при планировании «зон безопасности» старается учитывать специфику каждого района в городе. Главный способ определения территории, где необходимо создавать и развивать безопасные зоны, — регулярный криминологический анализ факторов, предпосылок уличной преступности в районе, ее уровня, динамики и локализации преступных проявлений.
Иными словами, в районе может не быть станций метрополитена, гипермаркетов, садово-парковых зон либо в указанных местах оперативная обстановка может оставаться стабильной. Вместе с тем «заряд криминогенности» может нести в себе территория, на которой не бывает массового скопления людей, например пустырь, через который жители близлежащего микрорайона ежедневно идут на работу и возвращаются вечером домой. «Зоной безопасности» может стать перекресток улиц, площадь или даже дворовые территории, окруженные жилым массивом, — если особых мер профилактики требует сложившаяся в этом месте оперативная обстановка.
Наконец, может сложиться и обратная ситуация, когда криминологический анализ не позволяет выделить явно криминогенный участок на территории района. В этом случае представляется необходимым ориентироваться на критерий многолюдности, планируя «зону безопасности» в наиболее оживленных общественных местах, где при прочих равных условиях более вероятно обострение оперативной обстановки.
Работа по предупреждению преступлений на территории «зон безопасности» должна рассматриваться как комплекс, система мер. Это еще и система отношений органов и ведомств, задействованных в профилактической работе. Обеспечить эффективность их взаимодействия при развитии безопасной территории — приоритетная задача органов прокуратуры.
Опыт создания «зон безопасности» в Санкт-Петербурге позволяет в настоящее время определить направления (блоки) мероприятий профилактического характера, которые следует организовать в «зоне безопасности».
Первый блок мер — патрулирование территории силами сотрудников органов внутренних дел. Приближение маршрутов патрулирования к «зоне безопасности», включение этой территории в единую дислокацию сил и средств — эти меры осуществляют прежде всего сотрудники ППСМ МОБ УВД района. Кроме того, в объезде территории «зоны безопасности» могут участвовать автопатрули ОВО ДПС. Иногда к патрулированию привлекаются участковые уполномоченные ближайшего к «зоне безопасности» территориального отдела милиции.
На территории «зон безопасности» в некоторых районах Санкт-Петербурга устанавливаются стационарные посты милиции, представляющие собой модули, помещения, где круглосуточно находятся сотрудники милиции. Установка такого поста на Сенной площади в Адмиралтейском районе позволила, наряду с другими мерами профилактики, добиться в 2008 г. снижения количества зарегистрированных преступлений на 52%. При этом раскрываемость преступлений, совершенных на Сенной площади, в 2008 г. составила 39,3%, что на 14,6% больше, чем в 2007 г.
Отдельное направление — патрулирование территории «зоны безопасности» силами добровольных народных дружин, частных охранных предприятий (ЧОП). У дружинников и частных охранников нет полномочий сотрудников милиции, однако наличие людей в униформе в местах, где собирается много людей, — это как минимум психологический эффект. Кого-то из потенциальных правонарушителей это может остановить. При необходимости дружинник или сотрудник ЧОП может оперативно сообщить о криминальной ситуации сотрудникам милиции.
Второй блок мер — благоустройство территории «зоны безопасности». Благоустройство территории в большей степени относится к паркам, скверам, садам, предполагает ремонт инфраструктуры, улучшение освещения. Эффект от этих мероприятий не носит мгновенного характера, он более растянут во времени. Но, несомненно, благоустройство позволяет сделать «зону безопасности» более приспособленной и для органов внутренних дел, и для людей, находящихся на ее территории. Ведь на освещенной аллее в сквере, в парке, где нет бурелома, зарослей кустарника, сложнее совершить преступление, поскольку потенциальный потерпевший либо сотрудник милиции скорее заметят преступника.
Третий блок профилактических мер можно условно назвать информатизацией. В «зоне безопасности» важно добиться высокого уровня информированности: милиции — о том, что происходит на территории «зоны», граждан — о том, куда обращаться, если случилась беда, что делать, если совершается преступление. Для этих целей территории «зон безопасности», во-первых, оборудуются средствами видеонаблюдения, причем часть видеокамер может иметь функцию записи, что в будущем может быть использовано для раскрытия преступления. Сигналы с видеокамер, как правило, выводятся на пульты оперативных дежурных в территориальных отделах милиции, в дежурных частях УВД района и ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что позволяет в режиме реального времени следить за ситуацией на территории «зоны безопасности».
Также на территории «зон безопасности» монтируются кнопки экстренной связи «гражданин-милиция», позволяющие гражданину сообщить в дежурную часть органа внутренних дел о происшествии. Еще одна составляющая — установка информационных стендов с номерами телефонов экстренных служб, органов внутренних дел, правилами поведения в общественных местах, адресами расположения видеокамер и кнопок «гражданин-милиция».
Особо отметим, что все названные блоки мероприятий не должны быть разобщены, отделены друг от друга во времени и пространстве. Необходимо (прокурору района в первую очередь) добиваться их синхронной реализации, того, чтобы они были взаимосвязаны, образовывали единую систему. В противном случае эффект профилактики будет частично или полностью нивелироваться. Так, если не налажено должным образом патрулирование территории, но при этом в «зоне безопасности» есть средства связи «гражданин-милиция», при сообщении гражданина о совершаемом преступлении вряд ли возможно обеспечить оперативное прибытие на место происшествия наряда сотрудников милиции.
Финансирование работ по благоустройству в «зонах безопасности», информатизации указанных территорий осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга, бюджетов органов местного самоуправления. При формировании соответствующих бюджетов расходы на профилактику зачастую определяются наличием целевых программ по профилактике правонарушений. Такие программы утверждаются на уровне правительства Санкт-Петербурга, однако предложения в расходную часть вносят районные администрации. Прокуратура Санкт-Петербурга, районные прокуроры принимают деятельное участие в подготовке этих предложений, следят за тем, чтобы они были обоснованными, определялись реальными потребностями района. Так, при активном участии прокуратуры города правительством Санкт-Петербурга разработана и 24 марта 2009 г. утверждена Программа «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009 — 2012 годы. Особое внимание в программе уделено развитию в наиболее криминогенных местах города «зон безопасности».
Прокуратура Санкт-Петербурга ориентирует районных прокуроров на то, что в деятельности по организации «зон безопасности» необходим наступательный, творческий подход. Это особенно важно в условиях кризисных явлений в экономике, когда бюджетные расходы на профилактику преступлений и правонарушений неизбежно сокращаются. Роль прокурора — в координации усилий всех субъектов профилактики, в постоянном надзоре, жестком и принципиальном контроле за ходом реализации намеченных мероприятий (по срокам и объемам работ). Прокурор выступает как «застрельщик» создания «зон безопасности», он же обеспечивает взаимодействие элементов системы профилактики в «зоне безопасности».
Создание «зон безопасности» оформляется организационно-распорядительными документами (решением координационного совещания, распоряжением главы районной администрации, приказом начальника УВД района). Для обеспечения полноты информации о развитии «зон безопасности» в прокуратуре района в соответствующем наряде должны быть аккумулированы подробные сведения о мероприятиях в «зонах безопасности». Прокуратуре района необходимо контролировать исполнение принятых решений, реализацию планов профилактических мероприятий.
Отдельно необходимо остановиться на критериях эффективности «зоны безопасности». В сущности, главный критерий — снижение уровня преступности (количества зарегистрированных преступлений) и повышение раскрываемости преступлений на территории «зон безопасности». Реализация конкретных профилактических мероприятий — второй критерий. Также необходимо учитывать общественное мнение, т. е. то, как оценивают уровень безопасности жители соответствующего района, микрорайона.
Таким образом, если на территории, где с определенного момента правоохранительные органы и органы власти реализуют комплекс профилактических мер, снижается уровень преступности, можно, даже с поправкой на несовершенство уголовной статистики и наличие латентных преступлений, констатировать, что «зона безопасности» является действующей (функционирующей) и эффективной. В этой связи еще раз подчеркнем важность постоянного анализа уровня преступности и раскрываемости преступлений на территориях «зон безопасности». С такого анализа, проводимого органами прокуратуры, должно начинаться создание «зон безопасности», он же позволяет оценить их эффективность.
Положительный опыт функционирования «зон безопасности» в Санкт-Петербурге уже накоплен. В городе запланировано создание более 70 «зон безопасности», в настоящее время достаточно эффективно функционируют 12 таких зон, в некоторых районах города это существенно оздоровило оперативную обстановку и снизило уровень преступности.
Показателен пример Петроградского района, где по итогам 2008 г. за счет принятых профилактических мер количество совершенных преступлений на территории ставшего «зоной безопасности» Александровского парка снизилось более чем на 60% (с 90 до 34 преступлений), а их раскрываемость возросла на 18% (с 14,4 до 32,4).
Благодаря развитию «зоны безопасности» в московском парке Победы удалось улучшить оперативную обстановку в 2008 г.: всего на территории парка зарегистрировано 23 преступления, что на 10 преступлений меньше, чем за 2007 г., при этом раскрыто 8 преступлений, что в 2 раза больше показателя 2007 г.
В целом в Санкт-Петербурге в 2008 г. существенно (на 21,3%) снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, а раскрываемость преступлений указанной категории возросла на 9,5% и составила 28,8%. По итогам работы в I квартале 2009 г. зарегистрированная преступность в общественных местах Санкт-Петербурга снизилась на 34%, что свидетельствует о сохранении эффекта от проводимых профилактических мероприятий.
Создание «зон безопасности» не рассматривается прокуратурой Санкт-Петербурга как универсальное средство предупреждения уличной преступности в мегаполисе. Но и отрицать, не признавать действенность, эффективность рассмотренной концепции едва ли возможно, поскольку приведенные конкретные примеры указывают на позитивные результаты работы, организованной органами прокуратуры в этом направлении.
——————————————————————