Роль казачьих обществ в сфере сохранения культурного наследия и их взаимодействие с Управлением Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу
(Мусин Д. А., Фадеев В. Г.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2010, N 3)
РОЛЬ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УПРАВЛЕНИЕМ
РОСОХРАНКУЛЬТУРЫ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Д. А. МУСИН, В. Г. ФАДЕЕВ
Мусин Д. А., руководитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу.
Фадеев В. Г., начальник войсковой службы по охране культурного наследия Волжского войскового казачьего общества.
Исторически охрана объектов культурного наследия на территории казачьих войск Российской империи была возложена на станичные и хуторские казачьи общества. С момента окончательного становления казачества на государственную службу России (середина XVIII в.) атаманам всех уровней строжайше предписывалось брать на учет и докладывать в вышестоящие инстанции обо всех древних курганах, поселениях, могильниках, о находках древних и необычных вещей. Одновременно атаманам предписывалось не допускать разграбления древних могил, вести за ними постоянное наблюдение и оказывать содействие ученым экспедициям при их исследовании.
Особенное внимание уделялось борьбе с так называемыми бугровщиками, т. е. грабителями древних курганов («бугров»), чьи действия предписывалось беспощадно пресекать, а пойманных препровождать в органы власти для дальнейшего предания суду и ссылке на каторжные работы. В XIX в. практически во всех казачьих войсках были созданы войсковые научные историко-архивные комиссии, экспедиции и т. п., целью которых стала организация учета, контроля и охраны на объектах культурного наследия. Указанные комиссии напрямую взаимодействовали с Императорским российским археологическим обществом и Императорской академией наук.
Широкое проведение на территории дислокации казачьих войск археологических раскопок (особенно в землях Кубанского, Донского, Терского и Оренбургского войск) позволило привлечь к участию в работах многих казаков, которые затем стали обходчиками и смотрителями, а материалы раскопок пополнили коллекции столичных и войсковых музеев. К концу XIX в. в войсках сложилась система войсковых стипендиатов, согласно которой казачьи войска направляли молодежь для обучения по специальностям «археология», «культурология» и т. п., которая впоследствии и стала ядром войсковых ученых комиссий и экспедиций, что позволило заняться охраной объектов культурного наследия на новом, принципиально более качественном уровне. Кроме того, представители Оренбургского, Сибирского, Уральского, Кубанского казачьих войск неоднократно принимали участие в обеспечении деятельности и проведении научных экспедиций, проводимых Русским географическим обществом, Императорской академией наук, Министерством иностранных дел России, Императорским Палестинским обществом и др. под руководством Пржевальского, Семенова-Тян-Шанского, Козлова, Арсентьева и др. на территории Дальнего Востока, Центральной и Средней Азии, Африки, Кавказа, Ближнего Востока.
К сожалению, сложившаяся система охраны памятников истории и культуры на территории казачьих войск была разрушена в годы революционного лихолетья и последовавших за ними «социальных экспериментов».
Процесс возрождения и государственного становления российского казачества позволил казакам вернуться к своим историческим занятиям, в том числе и к охране объектов культурного наследия. В деятельности Волжского войскового казачьего общества (Волжского казачьего войска), внесенного в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации за N 1 распоряжением Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 308РП, сохранение памятников истории и культуры, расположенных на территории его дислокации, является одним из приоритетных направлений видов деятельности.
Однако работа в сфере охраны ОКН по-настоящему началась лишь с образования войсковой службы по охране экологического и культурного наследия в 2003 г. С этого периода были организованы и проведены археологические охранно-спасательные исследования курганных могильников у станиц: Лузановская, Борма Кошкинского района, Заборовка Сызранского района, Кутулук Кинель-Черкасского района, Грачевка Кинельского района, Богдановка Нефтегорского района, Орловка Хворостянского района, Тепловка Пестравского района Самарской области.
Кроме того, с 2004 г. археологическая группа войска активно приступила к проведению охранно-разведочных работ в зонах проектируемых строительств. Активная деятельность войска в области сохранения культурного наследия позволила 19 апреля 2005 г. заключить соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между войском и Поволжским управлением Федеральной службы (Росохранкультура). Федеральная служба передала под постоянную охрану войску более 200 археологических объектов на территории Самарской области. Охрана обеспечивается, как исторически сложилось в дореволюционный период, станичными и хуторскими атаманами, организующими службу через систему низовых казаков — смотрителей-обходчиков.
Фото 1. Обучение будущих казаков-обходчиков
Фото не приводится.
Обход переданных под охрану памятников археологии производится в пределах одного района казаком-обходчиком в соответствии с утвержденным планом. Охрана включает в себя периодический осмотр вверенных объектов и первичную фиксацию всех нарушений их целостности, а также помощь органам охраны памятников (федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений и городских округов) по прекращению любой разрушающей деятельности на территории охраняемого объекта. Для выполнения поставленной задачи органы охраны памятников готовят необходимые предписания и уведомления органам местной власти, землевладельцам и землепользователям, юридическим и физическим лицам, а структуры войска ведут работу, необходимую для реализации принятых решений на местах.
Войсковая служба помогает в сборе информации, необходимой для постановки вновь выявленных объектов на учет и под охрану. Станичные атаманы и казаки-обходчики в зоне своей ответственности собирают информацию о невыявленных объектах и передают ее в Войсковую службу. При выявлении фактов проведения несогласованных строительств или грабительских раскопок на территории охраняемого объекта Войсковая служба извещает органы МВД, государственные органы охраны памятников и принимает меры по выявлению нарушителей и прекращению их противоправной деятельности.
Положительный опыт Волжского войскового казачьего общества по охране памятников истории и культуры был доложен и обсужден на Шестом Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры, проходившем в г. Казани в июне 2007 г.
Оценка предложенных Войском методов в охране объектов историко-культурного наследия была столь высока, что в Резолюции съезда от 22 июня 2007 г. было определено необходимым рекомендовать опыт Волжского войскового казачьего войска по охране объектов историко-культурного наследия для использования во всех субъектах Российской Федерации.
10 августа 2007 г. заключено Соглашение между Управлением Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу и войском о взаимодействии по созданию системы охраны объектов культурного наследия на территории Приволжского федерального округа. В соответствии с задачами, определенными этим Соглашением по созданию системы охраны объектов культурного наследия на территории Приволжского федерального округа в феврале 2008 г. между Волжским казачьим обществом и Оренбургским казачьим обществом было заключено соглашение о создании на базе Волжского войска службы по сохранению культурного наследия на территориях двух войск. За прошедший период силами межвойсковой службы на территории дислокации Оренбургского войска был выявлен ряд серьезных нарушений действующего законодательства, приведший в ряде случаев к утрате целого ряда археологических комплексов, все материалы в соответствии с Соглашением передавались в Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу.
Серьезные результаты работы позволили 19 марта 2009 г. в Москве заключить Соглашение между Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Волжским войсковым казачьим обществом о сотрудничестве и взаимодействии в области контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, ведения мониторинга, сбора информации, обмена информацией и проведения совместных мероприятий.
Заключение столь серьезного Соглашения позволило существенно расширить рамки нашей деятельности, и уже менее чем через месяц ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» Генеральным соглашением о сотрудничестве и взаимодействии закрепило за войском приоритет на всех изыскательских объемах в части археологии, экологии и поисковой деятельности периода с первой по вторую Отечественную войну.
В результате уже весной 2009 г. после консультаций и получения поддержки Росохранкультуры в лице заместителя ее руководителя генерал-майора в отставке Н. Ю. Ефимова Войсковой службе удалось организовать на территории строительства Балтийской трубопроводной системы поисковую деятельность на местах боев в Смоленской, Брянской, Новгородской, Ленинградской областях. Только за 2009 г. силами региональных поисковых организаций «Отечество», «Долг», «Подвиг», «Долина» и др. в зоне проведения строительных работ были выявлены, эксгумированы и торжественно похоронены останки 60 военнослужащих Красной Армии, выявлены и переданы Народному Союзу Германии останки 2 военнослужащих немецкой армии. Кроме того, поисковым отрядом «Аверс» обнаружено место падения и останки самолета Ил-2 с экипажем.
В 2009 г. Войсковой службой, кроме обычных объемов на территории своей дислокации на объектах ОАО «АК «Транснефть», были выполнены и прошли государственную экспертизу охранно-разведочные археологические работы по трубопроводной системе «Тихорецк — Туапсе» протяженностью 147 км, по предгорьям и отрогам Главного Кавказского хребта, на Дальнем Востоке на главной стройке России по трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан; на территориях Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского края были обследованы земельные отводы под площадные и линейные объекты на протяжении 2,5 тыс. километров. Результаты проведенного охранно-разведочного археологического обследования также прошли внутреннюю и государственную экспертизу.
Столь масштабные работы позволяют содержать находящуюся на самофинансировании Войсковую службу, оказывать посильное содействие кадетским классам, решать текущие вопросы в сфере охраны культурного наследия в той части, где невозможно изыскать какое-либо финансирование. На территории своей дислокации службой, возглавляемой казачьим полковником А. Ф. Кудряшовым и есаулом В. Г. Фадеевым, добровольно принято под войсковую охрану уже более 500 памятников истории и культуры. Кроме того, с начала 2000-х годов казаки, выигрывая на торгах большинство объемов на проведение экстренных охранно-спасательных археологических работ, проводят на базе археологических экспедиций кадетские полевые сборы, обеспечивая в рамках военно-исторического воспитания молодежи реальную преемственность российского духа и традиций, воспитание патриотов своего Отечества.
В реализацию Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93, определившего охрану объектов культурного наследия как один из видов службы казачества, Войсковая служба под руководством и совместно с Управлением Росохранкультуры по ПФО организовала и провела 26 мая 2010 г. в Нижнем Новгороде заседание Рабочей группы по организации государственной поддержки, развитию самобытной казачьей культуры и охране культурного наследия Окружной комиссии Приволжского федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. До конца текущего года предполагается провести рабочие группы по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры и охране культурного наследия в Саратовской, Самарской и Пензенской областях, в Пермском крае.
——————————————————————